Опыт работы по теме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
статья по теме
«Заставить полюбить природу нельзя, но помочь полюбить можно».
Н.И. Сладков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_teme.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад Звёздочка»
«Заставить полюбить природу нельзя,
но помочь полюбить можно».
Н.И. Сладков.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
В своих детях стараюсь воспитывать, в первую очередь, такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости. Для осуществления учебно-воспитательного процесса создана предметно-развивающая среда, учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей группы. Оформлены: «Уголок физкультуры и здоровья» (мячи, скакалки, обручи, кегли и т.д.), «Уголок патриотического воспитания», (государственная символика, дидактические игры и пособия) организованы зоны для игр, чтения, самостоятельной деятельности («Больница», «Парикмахерская», «Кухня»), «Зона уединения», где ребенок может остаться наедине со своими мыслями.
Предметная среда оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка. Организованная предметно-развивающая среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности.
Приоритетным направлением моей деятельности является экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Работу по данной теме начала в старшей группе и продолжаю в подготовительной к школе группе.
Актуальность:
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как одно из наиболее значимых направлений дошкольного образования.
В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
В теоретических основах экологического воспитания дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, А. В. Староверова и др.) указывается на необходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Экологического воспитание дошкольников заключаются в формировании элементов экологического сознания, экологически ориентированной деятельности и поведения в природной среде, нравственно- ценного опыта общения с природой, гуманного, осознанно правильного отношения к природе.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий для воспитания экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:
- знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д.);
- предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
- формировать эмоционально-положительное отношение к природе.
2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:
- знакомить с представителями живой и неживой природы;
- рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
- способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
- знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
- способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
- создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.
В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
- Принцип системности.
- Возрастной адресованности.
- Интеграции.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье.
На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации», С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», Л.В.Кокуева «Воспитание дошкольников через приобщение к природе», примерная образовательная программа «Воспитание и обучение в детском саду», систематизировала полученные знания. Проанализировала материально-технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела анкетирование детей. Основные методы, применяемые для диагностики - это наблюдение за детьми, беседа, опросы.
В диагностике принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет. Первичная диагностика показала, что 30% (6 детей) не могут устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей, имеют низкий уровень развития речи, внимания; у 50 % (10 детей) – средний уровень; у 20% (4 ребёнка) – высокий уровень формирования элементарных экологических представлений. Диагностика позволила вывить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.
Свою деятельность я начала с обогащения развивающей среды. В моей групповой комнате оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, мини огород, аквариум, природный материал, художественная литература, календарь природы.
«Исследовательский уголок»: в данном месте дети индивидуально занимаются с природным материалом: изготовляют поделки. В уголке есть жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, семена подсолнечника), скорлупа грецких орехов и фисташек, ракушки, шишки. Листья дети собирают сами и приносят в группу, засушивают их, а затем используют в своих творческих работах. В свободное от занятий время дети изготовляют из природного материала поделки. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка в результате экспериментирования с природным материалом.
Мини-музей «Подводное царство» создан для того, чтобы знакомить детей с разнообразием подводного мира, формировать навыки исследовательской деятельности.
Чтобы повысить эффективность экологического образования использую различные формы и методы: циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и участке, за трудом взрослых. Ведение календаря природы, занятия, целевые прогулки, экскурсии в природу, трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде. Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок. Экспериментирование. Дидактические и речевые логические задачи, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Проведение музыкальных и спортивных развлечений. Оформление выставки детских работ.
Работая над темой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», я даю возможность детям познавать мир природы через игру. Чтобы реализовать посредством дидактической игры задачи экологического воспитания, я провожу тщательный отбор и анализ игрового материала, придерживаясь определенных требований - игры подбираю с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического воспитания, которые решаются на данном возрастном этапе.
Так, например, в дидактической игре «С какой ветки детки?» ставится
задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. В игре «Когда это бывает?» задача: учить детей различать признаки времен года, с помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Игра «Звери, птицы, рыбы» дает возможность закрепить умение классифицировать животных, птиц, рыб.
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растёт?», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).
В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у дошкольников? Для этого я применяю один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.
Занимательные опыты с воздухом, с водой, с песком, со статическим электричеством вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
На своих занятиях я широко использую художественную литературу – произведения К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова.
В работе с детьми использую различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Например, если дождь идёт при солнышке значит, скоро прекратиться, ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит.
Для занятий использую наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. 30% моих занятий проходит с использованием мультимедийной аппаратуры. Разработала цикл наблюдений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста.
Для развития творческих способностей дошкольников использую метод проектов, что поддерживает повышенный интерес детей к занятиям, наполняет их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.
Мной разработаны такие проекты, как «Как зимуют птицы?», с помощью которого расширили знания детей о птицах родного края, учились узнавать по внешнему виду зимующих птиц, формировали представление о питании птиц зимой, с помощью родителей изготовили кормушки, организовали выставку детских рисунков и поделок.
Проект «Что растёт на городе?»: расширили представление детей об овощах, вырастили на окне лук, укроп, огурцы. Выяснили, что необходимо растениям для роста, дети получили представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы.
Исследовательский проект «Магия кристаллов», целью которого было вырастить кристаллы солей в домашних условиях, развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей, развивать наблюдательность. Дети смогли ответить на вопросы: «Что такое кристаллы? Откуда берутся кристаллы? Какие бывают кристаллы? Какой формы бывают кристаллы?»
Проект «Насекомые», его цель углублять знания детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчелах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях; формировать реалистическое представление о роли насекомых в жизни человека; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Проект «Хлеб всему голова». В процессе исследовательской деятельности уточнили, конкретизировали и расширили знания детей о хлебе. Познакомила детей с зерновыми культурами, из которых делают муку, с разнообразием хлебобулочных изделий. Дети научиться замешивать тесто, испекли булку хлеба в хлебопечке.
Ежегодно я с детьми веду работу на земельном участке. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер. Дети трудились вместе с воспитателем, по подгруппам. В процессе труда дети наблюдали за ростом и развитием растений, определяли их зависимость от внешних факторов, от ухода и т.д., что способствует накоплению у них знаний о растениях, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.
В своей группе я провожу выставки детских рисунков: «Времена года», «Как я провёл лето», «Осень», «Зимушка - зима». Или такие конкурсы: «Лучшая поделка из природного материала», «Зоопарк на огороде», «Осенние фантазии», «Столовая для птиц». Дети с удовольствием принимают в них участие, стараются дома привлечь своих родных в изготовление поделок. Осенью проводим конкурс на тему: «Чудо - урожай», «Чем я не помощник».
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, дискуссии).
Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же родителям предлагаются серия вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме помещаются и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого.
Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:
- оформлена развивающая среда в группе;
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
г. Горняк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова»
в статье рассказывается о работе, проводимой в детском саду по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В.А. Сухомлинский...
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»Научно теоретические основы использования художе...
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Практическая часть»Реализовать систему работы по повышению уровня со...
Педагогический опыт работы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культура в условиях детского сада....
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
1.Актуальность и перспективность опыта Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, на...
Опыт работы "Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста по средствам детского фольклора"
В данном материале представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста на основе народного фольклора для детей (песенки, потешки, пословицы, загадки. сказки)....