НОД по познавательному развитию "Русский чай"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
обобщить и систематизировать знания детей о чае, его происхождении, о традициях употребления чая в России, об истории самовара, фольклоре. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям. Познакомить детей с целебными свойствами чая. Активизировать познавательный интерес, внимание, и память детей. Развивать связную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kmo_pro_chay.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о чае, его происхождении, о традициях употребления чая в России, об истории самовара, фольклоре. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям. Познакомить детей с целебными свойствами чая. Активизировать познавательный интерес, внимание, и память детей. Развивать связную речь.
Активизация речи: чайный куст, легенда, император, тульский, жаровой, набивать.
Материал: железные, бумажные баночки с зелённым и чёрным чаем, самовар жаровой, электрический. Шишки, щепки, веточки, угольки. Чайная посуда, атрибуты к чаепитию, угощения.
Предварительная работа: познавательное НОД«В гостях у самовара», «Не попить ли нам чайку», рассматривание репродукции картин: Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Коровина «За чайным столом»… заучивание стихов, загадок, пословиц о самоваре, чае.
Последующая работа: Знакомство с некоторыми традициями употребления чая.
Работа с родителями Привлечение родителей к пополнению выставки «Русский самовар», изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Консультация «Секреты чайного стола»
Ход НОД:
- Добрый день гости дорогие! Удобно садитесь, у меня для каждого найдётся и словечко, и местечко, и забавушек припасла на всякий вкус.
Дети заходят в зал, с музыкой играя на ложках их, встречает хозяйка.
Танец «Ложкари»
Хозяйка - Добро пожаловать к русскому чаю!
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней
И хоть более привычны
Нам полёты на луну
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.
- Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие. В старинной избе под шумок самовара вёлся согревающий душу и сердце разговор. Обычай сохранился и до наших дней.
- Но на Руси пили не только чай.
-Ребята, а что же пили на Руси в старину вы знаете название напитков, которые пили люди ?
-Да.
-Назовите их. (Квас, сбитень, травяные чаи, кисель, компот)
(Спрашиваю детей)
Рассказывают дети.
- Очень на Руси любили пить квас. Его пили больше чем воду, ведь он очень полезен. Квас помогает от болезней. Квас ласково называли квасок. Лучшие квасы славились по всей Руси.
- Напиток Сбитень появился на Руси очень давно. Готовили его на меду с душистыми травами. Сбитень был не только вкусным напитком, он обладал лечебными свойствами.
- Особенно хорош напиток из травы, которую называли «Иван-чай». Он помогал людям при простуде. В старину говорили, что Иван-чай не только излечивает тело, но и просветляет ум, поднимает дух.
- Ребята, а вы знаете, что такое чай?
- Да.
Рассказывает ребёнок
- Чай- это вечно зелённое растение, которое требует большого ухода. Для чая – на чайных плантациях срывают верхушки плодовых побегов с 2-3 мя листочками и складывают их в корзины. Собранные зелённые листочки чая отправляют на фабрику, где их сортируют, скручивают и сушат. Готовый чай в специальной таре перевозят на другую фабрику, где его фасуют в пакеты, банки, коробки и только после этого чай попадает к нам на стол.
- Ребята, а вы хотите посмотреть во что фасуют чай?(Да) Тогда, я приглашаю вас пойти со мной на выставку и посмотреть то многообразие разных сортов чая. (красивые упаковки, различие по запаху, внешне, гранулированный, листовой, в пакетиках)
- Вы посмотрели многообразие различного чая. Какой он бывает разный. А ведь он был завезён на Русь из далёких, далёких стран. А как это произошло, я вам сейчас расскажу легенду.
- Вы хотите её услышать? (Да)
- Садитесь поудобнее. (рассказываю)
Один богатый Император любил совершать поездки по стране. Однажды во время путешествия он решил отдохнуть возле густого кустарника. Лежал он и ждал, пока закипит вода в котле. Он следил за своим здоровьем и пил только кипяченую воду. Внезапный порыв ветра занёс в котёл несколько листьев с кустов, которые позже назвали чайными. Когда он попробовал воду, ему очень понравился её необычный вкус. Он почувствовал прилив сил и отправился в путь раньше намеченного срока. И в те самые времена чай был завезён на Русь.
- А все ли имели возможность выпить чаю в те далёкие времена?
- Нет, только богатые и знаменитые люди, так как чай был очень дорогим.
- Для (крестьянина) простого человека чай же был недоступен, и они его пили лишь в особых случаях. Поэтому и возникло выражение «Чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как чай заваривать.
- Нередко случались смешные истории, связанные с чаем. И сейчас Лиза и Руслан нам пропоют частушки.
Частушки
Принимал гостей мой барин,
Чай велел мне заварить,
Как заваривать не знаю,
Постараюсь угодить!
Взял тогда налил водицы,
Чай весь высыпал в горшок
И добавил перцу, луку
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Все ругались и плевались,
Барин был ужасно зол,
Наказать меня заставил,
Меня розгами порол.!
Я всё думал, удивлялся
Чем я мог не угодить?
А потом уж догадался
Чай забыл я посолить!
- Ребята, чай был и остаётся самым любимым напитком на Руси и поэтому с ним связано много пословиц и поговорок.
- А вы знаете их ?
Чай пьёшь сто лет проживёшь.
Выпьешь чайку – забудешь тоску.
За чаем не скучаем.
Если чай не пьёшь – где силы берёшь?
-А без чего же не обходилось русское чаепитие. Я вам подскажу загадкой.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит
Всем пить чай велит
(самовар)
- Правильно самовар.
- Для Русского народа самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ очага, уюта, дружеского общения, занимал почётное место в каждом жилище, будь то купеческий дом, или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили «Печка матушка- самовар батюшка».
- А почему «самовар» так называется? (Самовар сам варит, то есть кипятит воду.)
- А в каком городе изготавливаются самовары? (Тула)
- Как пользовались жаровым самоваром я вам сейчас расскажу и покажу. (в трубу, которая находиться в нутрии самовара засыпали сосновые шишки, или древесные угли, поджигали их лучиной, вода закипала, брали самовар и ставили его на стол)
- Ребята, а в наше время таким самоваром пользоваться удобно?
-Нет неудобно.
- Поэтому в наше время люди придумали электрические самовары.
- Ребята, а в то время когда закипал, самовар велись задушевные разговоры, пели песни и водили хороводы. И мы сейчас с вами поиграем в хороводную игру «Марома, моя Маромушка»»
Хороводная игра «Марома, моя Маромушка».
1.Марома, моя Маромушка
Развесёлая головушка.
У Маромушки кисель да блины,
У Маромушки горячи пироги.
-Здорова Марома?
-Здравствуйте!
Жива ли?
Жива!
-Что делаешь?
Блины пеку!
Ну пеки!
2. Марома, моя Маромушка
Развесёлая головушка.
У Маромушки кисель да блины,
У Маромушки горячи пироги.
-Здорова Марома?
-Здравствуйте!
-Что делаешь?
- Избу мету!
-Ну мети.
3. Марома, моя Маромушка
Развесёлая головушка.
У Маромушки кисель да блины,
У Маромушки горячи пироги.
-Здорова Марома?
-Здравствуйте!
-Что делаешь?
-Вас ловлю!
Итог:Сегодня мы с вами узнали, очень много говорили о чае. Что вы интересного узнали? (о чае, самоваре, русском гостеприимстве).
Добро сидеть за самоваром
И пить из блюдца не спеша
Поёт, горит, исходит жаром
Его славянская душа.
Песня «Самовар»
1 куплет
В дом заходите
Всех приглашаем
Вот уж стоит на столе самовар.
Ярко на солнце
Боками сверкая
Весело пускает колечками пар.
Припев:
Самовар кипит
Самовар поёт
В нём вода бурлит
Разговор ведёт
До чего ж хорош
Наш душистый чай
Веселей смотри
Да гостей встречай.
2 куплет
Чашка и блюдце
Ждут не дождутся.
Вкусного чая налейте скорей.
С мёдом вареньем
С плюшкой, печеньем,
Вот как на Руси принимают гостей.
Припев:
Самовар кипит
Самовар поёт
В нём вода бурлит
Разговор ведёт
До чего ж хорош
Наш душистый чай
Веселей смотри
Да гостей встречай.
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №162 ОАО «РЖД»
Конспект открытого комплексного НОД по познавательному развитию
«Русский чай»
2010г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.
В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду
материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
Методический комплекс...
Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности»
Уважаемые коллеги! Может быть эта консультация пригодится вам в практической работе....
ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные
ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...