Консультация для воспитателей ПО ТЕМЕ: « Организация тематической недели экологической направленности в ДОУ»
консультация (старшая группа) на тему
Организация тематической недели экологической направленности в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_rod_planir_ekologich_nedeli.docx | 32.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
ПО ТЕМЕ:
« Организация тематической недели экологической направленности в ДОУ»
Подготовила воспитатель: Чаганова О.Н
Организация тематической недели экологической направленности в ДОУ.
Актуальность проведения тематических недель в ДОУ
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что построение образовательного процесса в детском саду должно основываться на комплексно-тематическом принципе. Поэтому тематическая неделя в детском саду становится основой планирования и организации работы в дошкольном учреждении.
Тематическая неделя, в которой весь образовательный процесс построен вокруг какой-то темы, имеет большой потенциал для развития дошкольников.
Тематическая неделя в детском саду позволяет дать детям много возможностей для практических действий, элементарного экспериментирования, формирования основных навыков, развития мыслительных функций. Она объединяет все виды детской деятельности в детском саду, делает их интересными и разнообразными, а самое главное, полезными для детей. Кроме этого тематическая неделя позволяет использовать региональный и культурный компонент в образовательном процессе.
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, для решения образовательных задач определяем круг общезначимых тем, а также тем, вызывающих интерес у детей. Тематические недели включаются в перспективный план образовательной работы на учебный год. Тематические экологические недели могут быть реализованы как в одной группе, так и во всем детском саду, при этом педагоги выбирают для реализации те мероприятия, которые актуальны для их возрастной группы с учетом индивидуальных особенностей детей.
При планировании темы недели учитывается программное содержание основной образовательной программы ДОУ. При планировании учитываются все пять образовательных областей (Познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие). Организация организованной образовательной деятельности строится на основе интеграции и будет подчинена этой основной теме. Планируются также тематические прогулки, которые являются закономерным продолжением данной темы. Кроме этого тема недели находит отражение и в подборе материалов, находящихся в групповых уголках. Для развития художественного творчества можно предложить различные изобразительные средства (цветные и восковые карандаши, пластилин, печатки, трафареты), которые помогут детям выразить свои впечатления. Тематические недели связаны и с перспективным планом работы с родителями. Так, например, в качестве продолжения изучаемой темы можно запланировать конкурс поделок, рисунков, семейных газет и т.д.
Экологические тематические недели выбраны коллективом нашего детского сада не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Актуальным также является привлечение родителей к экологическому воспитанию детей, мы стараемся вовлечь родителей в процесс пробуждения у детей чувства любви к природным ценностям. Мы считаем, что воспитание экологической культуры должно начинаться с ознакомления ребенка с объектами ближайшего окружения, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Ребенок может полюбить и научиться беречь лишь то, что его непосредственно окружает и способно вызвать интерес. Красота природы энгельсских степей, лесов, загадочная жизнь птиц, животных, растений помогает педагогу заинтересовать детей изучением «книги природы», пробудить гуманное отношение к природным ценностям родного края. При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Большие возможности дошкольников позволяют родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного их использования, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня физического, умственного и художественно-эстетического развития детей. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.
Таким образом, воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста будет эффективным, если:
- обеспечить взаимодействие детей, педагогов и родителей в процессе реальной жизнедеятельности с объектами природного окружения родного края;
- использовать проектную деятельность как метод организации экологического образования и поисковой деятельности детей.
А наши экологические недели являются мини-проектами, которые зачастую не ограничиваются одной неделей, а находят свое продолжение в детской продуктивной деятельности, в детском экспериментировании, наблюдениях в самостоятельной деятельности.
На каждом итоговом мероприятии обязательно проходит награждение победителей и участников. Поощрительные призы получают все участники, и как только начинается тематическая неделя, все с нетерпением ждут награждения, которое происходит в торжественной обстановке. Это очень стимулирует всех участников, у всех участников вызывают только положительные эмоции и все с нетерпением ждут следующей экологической недели. Весной, когда в дни каникул проходит очередная акция, традиционно проходит экологический субботник, где дети вместе с родителями и педагогами благоустраивают территорию детского сада, сажают деревья, цветы и т.д. Такой опыт совместного труда является важным моментом нравственного воспитания, где взрослые своим личным примером показывают, как нужно заботиться о нашем общем доме – ПРИРОДЕ.
Экологическая неделя «Домашние животные»
Подготовила воспитатель: Чаганова О.Н
Цель: Расширять знания детей о домашних животных, их содержании и их незаменимой пользе для человека. Воспитывать экологическую культуру у детей и взрослых в процессе освоения экологической среды. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности ребенка в процессе взаимодействия с объектами природной среды. Совершенствовать активные формы работы с детьми и их родителями.
1. ДЕНЬ:
а) беседы с детьми о животных, которые живут у них дома; консультация для родителей «Заводить ли домашнее животное?» (Справочник старшего воспитателя № 12 2010г)
б) рассматривание альбомов, иллюстраций, картин о домашних животных;
в) просмотр мультфильмов «Трое из Простоквашино», «Котенок по имени Гав», «Кто сказал «Мяу»?
в) занятие-беседа «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (См. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Л.П. Молодова);
г) занятие «Домашние животные», «Путешествие в деревню к бабушке»;
д) рассматривание схемы-модели «Животные», сравнительная беседа «Дикие и домашние»
е) Д/И «Домашние-дикие», «Кто что ест?», игры-звукоподражания «Кто как кричит?».
ж) П/И «Пошла коза по лесу», физкультурное занятие «Лошадки», «Домик в деревне».
2 ДЕНЬ «Кисонька-мурысонька»
а)зарядка «Кисонька-мурысонька» (См. «Ребенок в детском саду» №5, 2006г), «Котенок» (Воспитатель ДОУ» №3 2009г)
а) рассматривание фотоальбомов «Кошки», «Кошки в вашем доме»;
б) наблюдение за животными во время прогулки;
в) опытно-исследовательская деятельность «Как кошка языком чистит себе шерстку»;
г) художественно-продуктивная деятельность: оригами «Кошка с котятами», лепка «Миска для кошки», коллективное рисование «Кошачья семья»;
д) чтение художественных произведений Л. Толстой «Котенок», К. Паустовский «Кот-зверюга», К. Ушинский «Васька», Маршак «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», Белышев «Упрямый котенок», потешек «Как у нашего кота», «Киска, киска, киска», «Пошел котик на Торжок», придумывание загадок о кошках
е) П/И «У нашего котища» (Воспитатель ДОУ №4 2010г)
3 ДЕНЬ «Верный друг»
а) занятия «Животные – наши помощники» (См. Система экологического воспитания в ДОУ»О.Ф. Горбатенко); беседа «Что делать, если на улице подошла незнакомая собака»
б) слушание В. Шаинский «Пропала собака», М. Пляцковский «Не дразните собак»;
в) чтение художественных произведений о собаках «Подарили собаку» И. Токмаковой, К. Чуковский «Щенок», М. Пришвин «Жулька»,
г) художественно-продуктивная деятельность: лепка «Собака», аппликация «Будка для собаки», «Щенок»
д) Сюжетно-ролевая игра «У нас в доме появился щенок»,П/И «Лохматый пес»
4 ДЕНЬ
а) фотовыставка и выставка рисунков «Мой четвероногий друг», выставка совместных работ детей и родителей «Что дают нам домашние животные», сочинение познавательных и трогательных историй о домашних животных
б) разгадывание ребусов и кроссвордов «Домашние животные» (См. «Эколошка №8 2009); загадывание загадок о домашних животных
в) обобщающая беседа «Домашние животные»;
г) Беседа о художниках, навсегда полюбивших зверей – Чарушине, Васнецове, рассматривание книг с их иллюстрациями
5 ДЕНЬ
а) Праздник-развлечение «Наши спутники и друзья»;
б) Подведение итогов смотра-конкурса, награждение победителей и участников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по теме «Понятие и основные направления игровой терапии»
В настоящее время выделяют несколько направлений игровой терапии. Игра - это самосовершенствование, стремление стать лучшим. Чтобы понять детей, найти подход к ним, нам нужно взглянуть на ребёнка с то...
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Формирование основ экологической культуры у дошкольников»
Экологическая культура – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Экологическая культура – э...
Консультация для воспитателей на тему: "Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений ориентировки в пространстве"
Консультация для воспитателей на тему: "Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений ориентировки в пространстве"...
цикл консультаций для воспитателей по теме "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"
методическая разработка учителя -логопеда для воспитателей с подробным изложением особенностей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Консультация для воспитателей по теме «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность».
Консультация для воспитателейпо теме«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»....