Презентация "Готовность дошкольника к школьному обучению"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Психолого-педагогическое сопровождение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_gotovnost_doshkolnika_k_obucheniyu.pptx | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значимость психолого-педагогического сопровождения детей к обучению в школе Подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком на каждом этапе его развития . Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка.
Задачи психолого-педагогического сопровождения: Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе подготовки к школьному обучению Создание социально-психологических условий для развития личности и ее успешного обучения Создание социально-педагогических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении Создание тесного и продуктивного сотрудничества психолога и педагогическим коллективом, осуществляющим подготовку детей к школе
Готовность ребенка к обучению определяется критериями: 1. Социально-психологическая готовность: Наличие учебной мотивации Наличие социальной позиции школьника 2. Интеллектуальная готовность: Развитие образного и словесно-логического мышления Развитие произвольного внимания 3. Психофизиологическая готовность: Развитие мелких мышц руки Пространственная ориентация, координация движений
Главные участники в развитии возможностей ребенка Родители Психолог Педагоги Ребенок
Работа психолога с детьми Психодиагностика готовности к школе Посещение школы в течение учебного года Коррекционно-развивающие занятия Игротерапия (для повышения учебной мотивации)
Работа психолога с педагогами: Ознакомить с закономерностями и особенностями развития детей старшего дошкольного возраста Обучить адекватным способам взаимодействия с детьми, требующими специальных условий обучения Помочь создать условия для развития познавательной сферы и эмоциональной сферы
Формы работы с педагогами (индивидуальные и групповые) Круглые столы Семинары-тренинги Семинары-практикумы Деловые игры Консультации Открытые занятия
Работа воспитателя в непосредственно-образовательной деятельности по формированию готовности к школе включает в себя: 1. Способствовать развитию у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя). 2.Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия. 3.Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). 4.Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Работа психолога с семьей Цель – психопрофилактика школьной дезадаптации через повышение компетенции родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению. В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.
Формы работы с родителями (индивидуальные, групповые, дистанционные) Родительские собрания Консультации Семинары-тренинги Анкетирование Детско-родительские игровые взаимодействия Наглядная пропаганда
Рекомендации родителям будущих первоклассников Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Он имеет право на ошибку. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за консультацией к учителю или школьному психологу. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Возможная тематика мероприятий С детьми С педагогами С родителями Диагностика готовности к школе Занятия в кружке «Приобщение ребенка к социальному миру» Занятия в кружке «Юный интеллектуал» Тренинг «Дружные ребята» Индивидуальные занятия на развитие познавательных процессов Серия занятий: Проигрывание ситуаций на основе прочтения сказок М.А. Панфиловой «Лесная школа» Анкетирование «Готовность к школе» Консультация «Что необходимо уметь и знать ребенку, поступающему в школу?» Показ презентации методической разработки «Психология готовности ребенка к школе» Семинар-практикум «От сотрудничества с семьей к развитию ребенка» Анкетирование «Готов ли ребенок к школе?» Клуб «Доброта»: «Что необходимо уметь и знать ребенку, поступающему в школу?» Выступления на родительских собраниях («Умеем ли мы общаться?») Индивидуальное консультирование Рекомендации в родительских уголках
Работа психолого-педагогического сопровождения на этапе приёма и адаптации в школе делится на следующие основные этапы:
1 этап – поступление ребёнка в школу Осуществляются следующие направления работы: Диагностика психологической готовности детей к школе. Групповые и индивидуальные консультации родителей. Психолого-педагогическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности.
2 этап - первичная адаптация детей в школе Начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Без преувеличения этот период можно назвать самым сложным для детей. Первую учебную неделю отвести на первичное освоение таких навыков как: правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, организация обратной связи с учителем. Основной целью является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников. Занятия проходят в доступной и интересной форме.
3 этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации Основная задача этого этапа – это определение уровня школьной адаптации первоклассников и создание психолого-педагогических условий для решения проблем обучения, поведения и психического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации. Учителя заполняют « Опросник дезадаптации » Л. М. Ковалёвой дважды: в конце октября и в конце апреля. При анализе результатов данные опросника сопоставляются с результатами психодиагностики. На основе данных диагностики и наблюдений за детьми, по решению школьного психолого-медико-педагогического консилиума формируются группы развития. В такие группы входят дети с низкой психологической готовностью к школьному обучению, с проблемами в поведении, дети, у которых по данным диагностики высокий коэффициент дезадаптации , т. е. те, кто составляет группу риска по адаптации.
Заключение Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно, когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности. Также, школа через сотрудничество с детским садом может активно работать и с родителями. Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Формирование готовности дошкольников к школьному обучению : особенности и проблемы.
Подготовка детей к обучению в начальной школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Подготовка к школе последовательный и многогранный процесс во...
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению
Одной из основных целей дошкольного образования в условиях его модернизации с утверждением Федеральных государственных требований становится создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспи...
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению.
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению...
Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению.
Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению....
Как правильно подготовить дошкольника к школьному обучению.
Материал статьи полезен родителям, дети которых в скором времени станут первоклассниками. Взрослые узнают из чего складывается готовность детей к обучению в школе....
Аспекты готовности дошкольника к школьному обучению
Виды готовности к школе, информация о психическом здоровье как основном факторе готовности к школе....
Социально - личностная готовность дошкольников к школьному обучению
В статье расскрываются основные компоненты и важность социально - личностной готовности к школьному обучению....