Социально - личностная готовность дошкольников к школьному обучению
консультация (подготовительная группа) на тему

Чичварина Татьяна Владимировна

В статье расскрываются основные компоненты и важность социально - личностной готовности к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno_-_lichnostnaya_gotovnost.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ    ГОТОВНОСТЬ   ДОШКОЛЬНИКОВ  К ШКОЛЬНОМУ   ОБУЧЕНИЮ

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, к принятию новой социальной позиции – положения школьника. Позиция школьника, по сравнению с позицией дошкольника, требует от ребенка выполнения новых для него правил, связанных с иным положением в обществе. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, к родным, к самому себе.

Отношение к школе определяется по желанию или нежеланию ребенка выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности определяется по восприятию ребёнком различных ситуаций урока, в которых исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по теме, предварительно подняв руку.

Отношения со сверстниками будут складываться успешно, если у ребенка развиты такие качества личности, как коммуникабельность, умение уступать в ситуациях, требующих этого. Для ребенка важно уметь действовать совместно с другими детьми, быть членом детского общества.

Отношение к родным и близким. В силу того, что учение становится основным видом деятельности ребенка, родные должны относиться к будущему школьнику и его учению как к важной содержательной, более значимой, чем игра дошкольника, деятельности. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика.

Отношение к самому себе, своим способностям, своей деятельности и её результатам. Адекватная оценка ребенком себя обеспечивает ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы. Завышенная же самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя, приводящую к тому, что «школа плохая», «учитель злой» и т.п.

Готовя ребенка к школе, его следует учить:

правилам общения;

умению вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

умению управлять своим поведением без агрессивности;

умению быстро осваиваться в новой обстановке.

Чтобы проверить готовность ребенка к обучению в школе, надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). Во время игры можно увидеть:

следует ли ребенок правилам игры;

как устанавливает контакты;

считается ли с другими как с партнерами;

умеет ли управлять своим поведением;

требует ли уступки от партнеров;

бросает ли игру при неудаче.

Один из наиболее важных моментов в социально-личностном развитии ребенка – кризис 7 лет. Выделяют семь признаков кризиса 7 лет, в основе которых потребность ребенка в социальном признании:

Негативизм –нежелание что-либо делать только по тому, что это предложил взрослый.

Упрямство – настаивание на своем не потому, что очень хочется, а потому, что он этого  потребовал.

Строптивость – поведение ребенка направлено против норм поведения, установленных для него взрослым.

Своеволие – стремление к самостоятельности, желание делать самому.

Протест-бунт – поведение в форме протеста (война против окружающего мира).

Обесценивание – проявляется к взрослым и вещам, которые раньше любил.

Деспотизм – стремление проявить власть над окружающими.

Как справиться с кризисом 7 лет?

Нужно помнить о том, что кризисы – это явление временное, и они проходят.

Причина острого протекания кризиса в несоответствии родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка. Поэтому следует подумать над обоснованностью запретов и возможностью предоставления ребенку большей свободы и самостоятельности.

Быть более внимательными к мнениям, суждениям ребенка; стараться понять его.

Тон приказа или назидания в этом возрасте малоэффективен, поэтому старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

Наиболее эффективный способ воспитательных воздействий – положительная оценка ребенка как личности. В общении взрослого с ребенком существует ряд правил, которые необходимо соблюдать:

Демонстрация доброжелательного, понимающего отношения («Я знаю, ты очень старался» и т.п.)

Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или на нарушения норм поведения делаются «здесь и сейчас»  с учетом прежних заслуг ребенка («Но сейчас ты поступил неправильно, толкнув Машу»)

Своевременный анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя первая, но она сделала это не нарочно»)

Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.

Показ уверенности в том, что у него все получится («Я уверена, что ты больше не будешь толкать девочек»)

Никогда не упускайте случая сказать ребенку о том, что вы его любите.

Когда со стороны родителей отсутствует реакция на поступки, усилия, слова детей, то ребенок не может сопоставить свое поведение с реакцией взрослых, а значит понять, какое поведение одобряется, а какое – нет. Ребенок попадает в ситуацию неопределенности, выходом из которой становится полная бездеятельность. К этому же результату приводит и однообразие реакций взрослых на действия ребенка.

Как ребенок будет относиться к своим ошибкам, зависит от отношения к ним родителей. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то и малыш делает вывод о своей состоятельности в осваиваемой им деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается родителями как катастрофа, то и он примиряется со своей никчемностью. Очень важно быть предельно внимательными к деятельности ребенка и искать повод для похвалы и одобрения даже в не значительном.

Удачи Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»

Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...

Семинар-практикум с родителями старшей и подготовительной группы на тему: "Социально-психологическая готовность к школьному обучению"

Обеспечение родителей знаниями по проблемам подготовки и адаптации к обучению в школе. Обучение в режиме тренинга продуктивному взаимодействию с детьми....

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Критерии социально-коммуникативной готовности к школьному обучению

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался. Это возможно только при сформированной социально-коммуникативной готовности р...