Статья. Формирование готовности дошкольников к школьному обучению : особенности и проблемы.
статья (подготовительная группа) по теме
Подготовка детей к обучению в начальной школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Подготовка к школе последовательный и многогранный процесс воздействия на ребенка. Главной целью подготовки ребенка к школе является всестороннее развитие ребенка-дошкольника : умственное , нравственное , эстетическое и физическое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_gotovnosti_doshkolnikov_k_shkolnomu_obucheniyu.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование готовности дошкольников к школьному обучению : особенности и проблемы.
« Быть готовым к школе – не значит уже сейчас уметь делать все то , что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему научиться». Л.А. Венгер
Подготовка детей к обучению в начальной школе – одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Подготовка к школе последовательный и многогранный процесс воздействия на ребенка. Главной целью подготовки ребенка к школе является всестороннее развитие ребенка-дошкольника : умственное , нравственное , эстетическое и физическое.
Социальная готовность к обучению в школе определяется готовностью ребенка к новым формам общения с окружающим его миром. Как считают психологи , развитие этой готовности , связано с возрастным кризисом 6-7 лет. Именно поэтому , при переходе из дошкольного возраста к школьному , ребенок меняется и становится более трудным в отношении воспитания.
Физиологическая готовность ребенка к школе выражается в уровне основных функциональных систем организма и состояния здоровья детей. За основу критериев берется способность ребенка переносить возросшие нагрузки ,связанные с началом новой систематической учебной деятельности , физического и интеллектуального напряжения. Оценка физиологической готовности осуществляется специалистами-медиками в соответствии с установленными критериями.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется общим уровнем психического развития ребенка и является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Ее содержание определяется системой требований , которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к учебе и школе , умение управлять своим поведением , выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, определяемых совместной деятельностью.
Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту, по мнению Л.Г Выготского, характеризуется прежде всего тем, что дети начинают терять детскую непосредственность, меняется поведение ребенка. У ребенка появляется самооценка, он вступает в новый жизненный период, в котором у него впервые формируются моменты самосознания. В 6-7 лет у детей происходит формирование внутренней социальной позиции.
Социальная подготовка к школе должна быть направлена на развитие качеств общения со сверстниками и взрослыми в новых для ребенка условиях. Целью подготовки детей к школе является создание предпосылок школьному обучению, а не каких-либо конкретных элементов учебной деятельности.
Переход от дошкольного к школьному возрасту определен сменой ведущей деятельности, переходом от игры к учебе. Поэтому , необходимо обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку его подготовку к школе могут только совместные , объединенные усилия воспитателей , учителей и родителей. Единство воздействий семьи и детского сада лучше всего воздействует на развитие ребенка.
В связи с этим перед современным детским садом и его педагогами стоят первостепенные задачи по обеспечению достаточного уровня подготовки детей к школе , позволяющему провести безболезненный переход от дошкольного обучения к начальной школе, а именно :
- Изучение возрастных возможностей ребенка.
- Повышение уровня достижений ребенка.
- Гармония и стабилизация внутреннего состояния ребенка.
- Формирование психологической готовности к школе.
- Развитие у ребенка способности решать познавательные и коммуникативные проблемы в условиях детского сада : сотрудничество с педагогами, сверстниками и родителями.
- Активное включение родителей в процесс подготовки к школе с целью понимания значимости педагогических задач и выработки единого оценочного критерия в подходе к школе. Оказание помощи родителям в создании условий для благоприятной адаптации к школьному обучению и осознание необходимости данного процесса.
- Повышение уровня развития интегративных качеств детей.
- Развитие комплекса показателей функционального развития : организация зрительного и слухового восприятия , развитие мелкой моторики, внимания, мышления, памяти , речи.
- Определение перспективных программ дополнительного образования , способствующих всестороннему развитию ребенка.
- Выработка устойчивого интереса к познанию нового и самовыражению.
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений : общение ребенка со сверстниками и взрослыми , и организованный учебный процесс.
Но достижение этих задач невозможно без осуществления принципов работы педагога – дошкольника , а именно :
1.Уважение и доброжелательность к ребенку , как к личности. Ребенок имеет право на собственное мнение, собственную жизненную позицию и видение ситуации.
2.Постоянная помощь , а не требования.
3.Стимулирование творческого процесса на основе ощущения успешности.
4.Учет индивидуальных особенностей развития с учетом возраста.
В процессе общения со сверстниками и взрослыми ребенок получает сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети овладевают в повседневном общении . Вторая включает знания и умения , подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, определяет способность соблюдать правильное поведение на занятиях, умение рационально и быстро действовать, наличие определенных навыков и умений.
Хорошее усвоение детьми знаний в процессе совместной деятельности составляет основу овладения различными элементами учебной деятельности , закрепляются и формируются навыки и умения, необходимые в учебе: дети учатся слушать, запоминать, последовательно выполнять поставленные задачи и задания, следуя определенным правилам ; укладываться во времени; оценивать свою работу; находить и исправлять свои ошибки; доводить начатое дело до конца; содержать свое рабочее место в порядке. Также ребенку необходим запас определенных сведений об окружающем мире – явлениях в живой и неживой природе , о людях, о их труде, о предметах и их свойствах, о правилах поведения.
Особое внимание в детском саду уделяется формированию грамматических и математических навыков, традиционно относящимся к школьной программе. Поэтому овладение этими навыками требуют от ребенка активной умственной деятельности, включая физиологическую и психическую зрелость.
Работая с детьми, педагог должен учитывать особенности каждой семьи , давать родителям советы, соблюдая тактичность в общении; привлекать к участию в жизни группы и детского сада; добиваться взаимопонимания, единого направления педагогических воздействий, направленных на подготовку ребенка к школе. Также важна связь со школой, ориентировка на программу и требования, которые школа предъявляет к своим ученикам.
Таким образом : залогом успешного обучения ребенка в школе является принцип преемственности между современным детским садом и школой. Тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей по всем аспектам вопроса подготовки ребенка к школе – оптимальный вариант формирования у детей школьной зрелости. Педагог в своей работе должен опираться на помощь семьи , а родители должны согласовывать свои действия с работой детского сада. Правильная и полная подготовка ребенка к школе , которая возможна только в сотрудничестве и единстве семьи и детского сада является целью достижения общего результата.
Литература.
1.Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. и др. Готовность детей к школе.- М., 1992.
2.Выготский Л.С., Детская психология: Собрание сочинений в 6 томах. Т.4.- М ., Педагогика , 1984.
3.Дружинин А., Дружинина О., Первый раз в первый класс.- М., 2003.
4.Островская Л., Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников., М.,1990.
5.Реан А.А. , Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе.- М.: АПКиПРО., 2000.
6.Федосова Н.А., Преемственность между дошкольным и начальным образованием – основа успешного обучения в школе. Концептуальные подходы. Организация работы по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.- М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению
Родительское собрание...
«Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема»
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа пред...
Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению особенностей влияния семьи на формирование школьной зрел...
Условия формирования психологической готовности дошкольника к школьному обучению
Рекомендации родителям будущих первоклассников...
Выступление на педагогическом совете на тему :"Развитие познавательной активности дошкольников. Ребёнок на пороге школы." " Готовность ребёнка к школьному обучению. Особенности развития детей 6-7 лет".
quot; Готовность ребёнка к школьному обучению.Особенности развития детей 6-7 лет." Нередко родители понимают под готовностью ребёнка к школе только умения ребёнка читать, писать и с...
ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА...
Статья "Формирование готовности дошкольников к обучению в школе в учреждении дополнительного образования"
В статье раскрыты организационно-педагогические условия формирования готовности дошкольников к обучению в школе. Рассмотрена сущность, содержание и структура готовности дошкольников к обучению в школе...