НОД: «Волшебные свойства воды».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Зозуля Юлия Валерьевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 74» г.Энгельс Саратовской области
Возрастная группа: старшая
Тема НОД: «Волшебные свойства воды».
Цель: создание условий для формирования представлений о свойствах воды, используя метод экспериментирования, дать представление о круговороте воды в природе; учить прослеживать причинно-следственные связи в природе.
Задачи:
- формировать представления о свойствах воды, основы экологического сознания; умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и инициативу, воображение, коммуникативные и творческие способности детей; умение строить высказывание, делать выводы на основе практической деятельности;
- воспитывать любознательность, чуткое отношение к природе и бережное отношение к воде.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.
Оборудование:
Для педагога: мультимедийный проектор; видеоролик «Путешествие капельки», прозрачные пластиковые стаканы, стеклянные сосуды, чайная ложка, молоко, соль, чистая вода, кофе, духи, ледяные фигурки в контейнере.
Для детей: прозрачные пластиковые стаканчики, салфетки сухие, пластиковые ложечки, ледяные фигурки в контейнере.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I. Вводная часть | |
Звучит аудиозапись «Звуки природы: дождь» Сначала издалека, затем громкость постепенно увеличивается. | Дети прислушиваются, подходят к источнику звука по приглашению воспитателя. |
Ребята, вы слышите, что это? - Ребята, а что такое дождь? - Правильно, это капли воды. Что такое вода, какими волшебными свойствами обладает она, предлагаю выяснить сегодня. Для этого отправимся с вами в нашу лабораторию. И немного поэкспериментируем. Согласны? | Ответы детей |
- Давайте это фразу мы дружно повторим (потренируем свой язычок). Гимнастика для язычка: «Идём экспериментировать в лабораторию» (произносить медленно чётко по слогам) | Дети проговаривают предложенную фразу. (2-3 раза) |
II. Основная часть | |
Отправляемся в мир открытий. Будем вместе наблюдать, обсуждать и изучать, так какая она, вода? Давайте поближе познакомимся с её волшебными свойствами. Возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно, что нарисовано на картинке? Значит вода, какая? (прозрачная). Воспитатель: У меня один стаканчик с водой, а второй - с молоком. - Какое свойство воды мы можем увидеть, сравнивая воду с молоком? Опустите в воду и в молоко ложечки. В каком из стаканчиков видна ложечка, а в каком нет? Почему? - О каком свойстве воды мы можем сказать? (Вывод: вода прозрачная, бесцветная, а молоко нет.) - Что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? - Какая вода нужна обитателям водоёмов и нам, людям? (прозрачная, чистая) | Дети садятся за столы. Перед детьми стоит стаканчик с водой, дети действуют по указанию воспитателя Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |
Воспитатель: дети, а вода вкусная? Иногда мы слышим такую фразу: «Какая вкусная вода!» - Давайте выясним. Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? - а теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная). - а теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая). - а теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса) - Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем. (Предлагает детям понюхать воду) - Запах у воды есть? Как это определить? (надо её понюхать) - Давайте для сравнения понюхаем воду, в которую я добавила духи (в другой стаканчик кофе). Пахнет? Чем? (Тем, что в воду добавили) -Как вы думаете, почему иногда вода из водопровода имеет запах? (Воду очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.) -Какой вывод можно сделать по проделанному опыту? Вода не имеет запаха | Дети подходят к столу, пробуют через соломинку на вкус воду. Сравнивают вкус. Выясняют, что у чистой воды нет вкуса. Ответы детей. Дети нюхают воду в разных стаканчиках (чистую и с добавками) и выясняют, что запаха у чистой воды тоже нет. Ответы детей. |
Воспитатель: ребята, а как показать, что вода - это жидкость? Переливаем воду в сосуд, она заполнила его, а теперь в другой сосуд она приняла форму этого сосуда, что вода делает - течет - а что произошло с водой? Принимает форму того предмета в который ее переливают, какой вывод. - Как вы думаете, почему вода растеклась? Как учёные сделайте вывод (вода – это жидкость, она не имеет формы, поэтому растеклась.) - Вот и в реках, озёрах, морях и океанах вода течёт. Течёт она и из водопроводного крана. А может ли она быть твердой? Воспитатель выкладывает на клеёнку замороженные фигурки. - Дети, а это вода? Ребята, возьмите фигурки подержите их в руках - что происходит? Почему так происходит? (В тёплых ладошках лёд превращается в воду). Воспитатель, ребята, какой вывод о состоянии воды мы с вами можем сделать? Вода может быть в твёрдом состоянии? При каких условиях? (Когда холодно, замерзает) - а как же вода превращается в дождик, предлагаю посмотреть в видеоролике «Путешествие капельки». Воспитатель вместе с детьми комментируют увиденное. - Какие превращения воды мы с вами сейчас наблюдали? Вода — это всегда жидкость? В каком ещё состоянии мы видели воду? Когда это происходит? Вывод: вода может быть жидкостью, может быть паром (когда нагревается), может превратиться в снежинку или льдинку, когда замерзает и вновь жидкостью, когда нагревается. Вода путешествует, и это явление в природе называется круговорот. - Давайте дружно повторим это слово: кру-го-ворот. -Что же это слово означает? Показ слайда «Путешествие воды в природе» - Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ + демонстрация). Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю. Это летняя картина, - а что же происходит зимой? Как вы думаете? (Вместо капелек – дождинок, появляются льдинки и снежинки.) Люди должны помнить, что запасы воды, на земле очень ограниченны. И мы с вами должны стараться беречь воду. - а что значит беречь воду? - Например, не делать слишком большую струю воды, когда умываемся, вовремя чинить текущие краны, чтобы вода не расходовалась впустую. | Дети выполняют опыт. Ответы детей. Ответы детей Дети повторяют. Дети объясняют. Ответы детей. Вывод делают дети полными распространёнными предложениями. Ответы детей. Ответы детей. |
Воспитатель: а сейчас капелька дождя по имени Капитошка (слайд «Капитошка») приглашает вас потанцевать под весёлую песенку. Физминутка «Потанцуем с Капитошкой». | Дети танцуют под музыку из мультфильма
|
Физкультминутка “Облака” (слайд 38) У детей в руках по облаку из белой бумаги, у педагога облака с эмоциями. Педагог и дети качают облака в руках. Вот облако весёлое смеётся надо мной: А вот другое облачко расстроилось до слёз, - Изобразите грусть на своём лице. И кулаком громадным сердито мне грозит. А маленькое облачко над озером плывёт. И удивлённо облачко приоткрывает рот: Так очень долго я играл и вам хочу сказать, | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |
III. Заключительная часть | |
Заключительная часть. - О каком веществе мы сегодня с вами говорили? - Ребята, понравилось вам работать в лаборатории, проводить эксперименты? - С какими свойствами воды вы сегодня познакомились? -Ребята, какое свойство воды вас больше всего удивило? - Как мы можем беречь воду, сохранять запас пресной воды? | Ответы детей. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместного открытого мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды"
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды" (образовательная область"Поознание" интеграция с образовательными областями "Коммуникация","Социализация")....
«Волшебные свойства воды»
Статья о детской экспериментально-исследовательской деятельности. Описывается образовательная деятельность по исследованию свойств воды. В статье рассматриваются различные методы и приемы в работе с д...
Волшебные свойства воды
Занятие по теме для развития детей...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе.Тема: «Волшебные свойства воды»Образовательная область: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы....
Конспект образовательной ситуации по ФЦКМ "Волшебные свойства воды" подготовительная к школе группа
Цель: Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность проводить простейшие эксперименты с водой.Задачи:1. Образовательные:- ознакомление детей со свойствами воды:- вода м...
Конспект непосредственно образовательной деятельости в подготовительной к школе группе детского сада Тема: «Волшебные свойства воды»
Закрепить знания детей об основных свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар. ...
Игра- экперимент "Волшебные свойства воды"
Данное занятие будет полезно для воспитателей младших групп по экспериментальной деятельности...