НОД: «Волшебные свойства воды».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Зозуля Юлия Валерьевна

Волшебные свойства воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_puteshestvie_kapelki.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Зозуля Юлия Валерьевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 74» г.Энгельс Саратовской области

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Волшебные свойства воды».

Цель: создание условий для формирования представлений о свойствах воды, используя метод экспериментирования, дать представление о круговороте воды в природе; учить прослеживать причинно-следственные связи в природе.

Задачи:

  • формировать представления о свойствах воды, основы экологического сознания; умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и инициативу, воображение, коммуникативные и творческие способности детей; умение строить высказывание, делать выводы на основе практической деятельности;
  • воспитывать любознательность, чуткое отношение к природе и бережное отношение к воде.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Оборудование:

Для педагога: мультимедийный проектор; видеоролик «Путешествие капельки», прозрачные пластиковые стаканы, стеклянные сосуды, чайная ложка, молоко, соль, чистая вода, кофе, духи, ледяные фигурки в контейнере.

Для детей: прозрачные пластиковые стаканчики, салфетки сухие, пластиковые ложечки, ледяные фигурки в контейнере.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Звучит аудиозапись «Звуки природы: дождь»

Сначала издалека, затем громкость постепенно увеличивается. 

Дети прислушиваются, подходят к источнику звука по приглашению воспитателя.

Ребята, вы слышите, что это?

- Ребята, а что такое дождь?

- Правильно, это капли воды.

 Что такое вода, какими волшебными свойствами обладает она, предлагаю выяснить сегодня. Для этого отправимся с вами в   нашу лабораторию. И немного поэкспериментируем. Согласны?

Ответы детей

- Давайте это фразу мы дружно повторим (потренируем свой язычок).

Гимнастика для язычка: «Идём экспериментировать в лабораторию» (произносить медленно чётко по слогам)

Дети проговаривают предложенную фразу. (2-3 раза)

II. Основная часть

Отправляемся в мир открытий. Будем вместе наблюдать, обсуждать и изучать, так какая она, вода? Давайте поближе познакомимся с её волшебными свойствами.
Итак, эксперимент первый:

 Возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно, что нарисовано на картинке?

Значит вода, какая? (прозрачная).

Воспитатель: У меня один стаканчик с водой, а второй - с молоком.

- Какое свойство воды мы можем увидеть, сравнивая воду с молоком? Опустите в воду и в молоко ложечки. В каком из стаканчиков видна ложечка, а в каком нет? Почему?

- О каком свойстве воды мы можем сказать?

 (Вывод: вода прозрачная, бесцветная, а молоко нет.)

- Что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

- Какая вода нужна обитателям водоёмов и нам, людям? (прозрачная, чистая)

Дети садятся за столы.

Перед детьми стоит стаканчик с водой, дети действуют по указанию воспитателя  

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Воспитатель: дети, а вода вкусная? Иногда мы слышим такую фразу: «Какая вкусная вода!»  - Давайте выясним.

Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

- а теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(солёная).

- а теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(сладкая).

- а теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)

- Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

(Предлагает детям понюхать воду)

- Запах у воды есть? Как это определить?

 (надо её понюхать)

- Давайте для сравнения понюхаем воду, в которую я добавила духи (в другой стаканчик кофе). Пахнет? Чем?

(Тем, что в воду добавили)

-Как вы думаете, почему иногда вода из водопровода имеет запах?

 (Воду очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.)

 -Какой вывод можно сделать по проделанному опыту? Вода не имеет запаха

Дети подходят к столу, пробуют через соломинку на вкус воду. Сравнивают вкус.

Выясняют, что у чистой воды нет вкуса.

Ответы детей.

Дети нюхают воду в разных стаканчиках (чистую и с добавками) и выясняют, что запаха у чистой воды тоже нет.  

Ответы детей.

  Воспитатель: ребята, а как показать, что вода -  это жидкость?  Переливаем воду в сосуд, она заполнила его, а теперь в другой сосуд она приняла форму этого сосуда, что вода делает -  течет

- а что произошло с водой? Принимает форму того предмета в который ее переливают, какой вывод.

- Как вы думаете, почему вода растеклась?

Как учёные сделайте вывод (вода – это жидкость, она не имеет формы, поэтому растеклась.)

- Вот и в реках, озёрах, морях и океанах вода течёт. Течёт она и из водопроводного крана.

А может ли она быть твердой?

Воспитатель выкладывает на клеёнку замороженные фигурки.

-  Дети, а это вода? Ребята, возьмите фигурки подержите их в руках - что происходит?  Почему так происходит?

 (В тёплых ладошках лёд превращается в воду).

Воспитатель, ребята, какой вывод о состоянии воды мы с вами можем сделать?

Вода может быть в твёрдом состоянии?

При каких условиях? (Когда холодно, замерзает)

- а как же вода превращается в дождик, предлагаю посмотреть в видеоролике «Путешествие капельки».

Воспитатель вместе с детьми комментируют увиденное.

 - Какие превращения воды мы с вами сейчас наблюдали?

Вода — это всегда жидкость?

В каком ещё состоянии мы видели воду?

Когда это происходит?

Вывод: вода может быть жидкостью, может быть паром (когда нагревается), может превратиться в снежинку или льдинку, когда замерзает и вновь жидкостью, когда нагревается.

Вода путешествует, и это явление в природе называется круговорот.

- Давайте дружно повторим это слово: кру-го-ворот.

-Что же это слово означает?

Показ слайда «Путешествие воды в природе»

- Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ + демонстрация).

Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Это летняя картина, - а что же происходит зимой? Как вы думаете?

(Вместо капелек – дождинок, появляются льдинки и снежинки.)

Люди должны помнить, что запасы воды, на земле очень ограниченны. И мы с вами должны стараться беречь воду.

- а что значит беречь воду?

- Например, не делать слишком большую струю воды, когда умываемся, вовремя чинить текущие краны, чтобы вода не расходовалась впустую.

Дети выполняют опыт.

Ответы детей.

Ответы детей

Дети повторяют.

Дети объясняют.

Ответы детей.

Вывод делают дети полными распространёнными предложениями.

Ответы детей.

Ответы детей.

Воспитатель: а сейчас капелька дождя по имени Капитошка  (слайд «Капитошка») приглашает вас потанцевать под весёлую песенку.

Физминутка «Потанцуем с Капитошкой».

Дети танцуют под музыку из мультфильма

 

Физкультминутка “Облака”

(слайд 38) У детей в руках по облаку из белой бумаги, у педагога облака с эмоциями.

Педагог и дети качают облака в руках.

Вот облако весёлое смеётся надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так, какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним: “Мне весело с тобой!”,
И долго-долго облачку махал я вслед рукой.
- Какое настроение у облачка? (весёлое). 
- Сделайте весёлое лицо.

А вот другое облачко расстроилось до слёз,
Его от мамы ветерок вдруг далеко унёс.
И каплями-дождинками расплакалось оно
И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно.
- Какое облачко? (грустное)

- Изобразите грусть на своём лице.
И вдруг по небу грозное страшилище летит.

И кулаком громадным сердито мне грозит.
Ох, испугался я друзья, но ветер мне помог –
Так дунул, что страшилище пустилось наутёк!
- Какое облако? (злое)
- Покажите.

А маленькое облачко над озером плывёт.

И удивлённо облачко приоткрывает рот:
“Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой?
Такой лохматый, мягонький летит-летит со мной.
- Какое облачко? (удивлённое)
- Изобразите.

Так очень долго я играл и вам хочу сказать,
Что два похожих облака не смог я отыскать.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

III. Заключительная часть

Заключительная часть.

- О каком веществе мы сегодня с вами говорили?

- Ребята, понравилось вам работать в лаборатории, проводить эксперименты?

- С какими свойствами воды вы сегодня познакомились?

-Ребята, какое свойство воды вас больше всего удивило?

- Как мы можем беречь воду, сохранять запас пресной воды?

Ответы детей.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного открытого мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды"

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды" (образовательная область"Поознание" интеграция с образовательными областями "Коммуникация","Социализация")....

«Волшебные свойства воды»

Статья о детской экспериментально-исследовательской деятельности. Описывается образовательная деятельность по исследованию свойств воды. В статье рассматриваются различные методы и приемы в работе с д...

Волшебные свойства воды

Занятие по теме для развития детей...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды».

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.Тема: «Волшебные свойства воды»Образовательная область: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы....

Конспект образовательной ситуации по ФЦКМ "Волшебные свойства воды" подготовительная к школе группа

Цель: Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность проводить про­стейшие эксперименты с водой.Задачи:1. Образовательные:- ознакомление детей со свойствами воды:- вода м...

Конспект непосредственно образовательной деятельости в подготовительной к школе группе детского сада Тема: «Волшебные свойства воды»

Закрепить знания детей об основных свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар. ...

Игра- экперимент "Волшебные свойства воды"

Данное занятие будет полезно для воспитателей младших групп по экспериментальной деятельности...