«Волшебные свойства воды»
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему
Статья о детской экспериментально-исследовательской деятельности. Описывается образовательная деятельность по исследованию свойств воды. В статье рассматриваются различные методы и приемы в работе с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности. Статья будет полезна воспитателям, родителям, и студентам дошкольных отделений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._volshebnye_svoystva_vody.docx | 15.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Волшебные свойства воды»
На протяжении всего дошкольного детства, помимо игровой деятельности, большое значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Оно позволяет ребенку самому ответить на вопросы «Почему?» и «Как?». Чем разнообразнее и интенсивнее исследование, тем больше новой информации получает для себя ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В ходе исследования ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить, предлагает возможные решения, проверяет их, делает выводы. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство.
В моем случае я стала замечать, что детям интересно взаимодействовать с водой, но они кроме, как брызгаться ею, ничего о ней не знают. Эта проблема сподвигла меня на создание перспективного планирования по теме «Волшебные свойства воды». Началом работы по данной теме была обобщающая беседа, «Какая бывает вода?» Если мы внимательно посмотрим вокруг, то увидим, что нас окружает мир воды. Речка или озеро, где мы любим, купаться – это вода. Когда наступают морозы, на траве по утрам появляется иней, реки прячутся под лед, а сверху их укрывает снег, - это тоже вода, только замерзшая. По небу плывут облака – и это вода, превратившаяся в пар. Наше тело наполовину состоит из воды, да и вся жизнь на земле зародилась в воде. Вода нужна растениям, животным, без воды жизнь просто не возможна. Так я предложила детям познакомиться с водой поближе, узнать, какие тайны она скрывает и какими обладает волшебными свойствами. Для начала я предложила определить есть ли у воды цвет, вкус, запах. В процессе данного исследования дети сделали свои выводы, зарисовали их в мнемотаблицу. Затем мы решили определить, может ли вода менять свою форму. Для этого мы наливали воду в разные емкости. Дети с неподдельным интересом всматривались в сосуды. Ребятам очень понравились эксперименты, связанные со способностью предметов полностью погружаться в воду или плавать на поверхности. Было интересно узнать почему одни предметы плавают, а другие – тонут. Почему вода может выталкивать предметы? Почему ложки по – разному ведут себя в воде?
Освоение приемов исследования способствует не только повышению у детей интереса к познанию, но и самостоятельному выделению существенных признаков, способности преобразовать предметы и явления для достижения определенного результата.
«Волшебные свойства воды» мы исследовали в течении всего учебного года. Шаг за шагом дети открывали для себя что-то новое. В зимнее время года они были удивлены, что льдинки могут быть цветными. Сделав разноцветные ледяные фигурки, они украсили площадку детей старшей группы. В процессе поисковой деятельности ребята обнаруживали новые свойства воды. Узнали, что у воды есть «кожа». Пускание корабликов доставило немало радости не только мальчикам, но и девочкам. В ходе исследовательской работы, мне было интересно наблюдать за эмоциональным состоянием детей. Я увидела в их лицах и удивление, и радость, и восторг, бескорыстное стремление к познанию окружающего мира.
Эмоциональные переживания придают детям уверенность в своих силах и побуждают к новым исследованиям. По мере получения новых сведений о воде, дети стали ставить перед собой более сложные цели. Так происходило усложнение исследовательской деятельности.
В самом начале наших игр с водой, я столкнулась с серьезной проблемой. Некоторые дети отказывались от проведения исследований из-за боязни, что у них не получится эксперимент, что вода прольется на пол. Справиться с этой проблемой, снять у детей скованность, боязнь, дать ощутить радость открытий мне помог педагогический опыт работы и общения с детьми. Важно, чтобы достижения ребенка были не просто поддержаны педагогом, но и стали известны всем детям группы. Осуществление воспитателем принципа совместного переживания помогает объединению детей.
Реализация поставленных мною задач была бы не возможна без тесного взаимодействия с родителями. Они принимали активное участие в оснащении центра экспериментирования. Так, для проведения опыта «Сила воды», принесли водяную мельницу, тем самым способствуя удовлетворению познавательных интересов детей. Систематически помогая развитию познавательной деятельности, родители приносят большую пользу их общему развитию и способности экспериментирования в домашних условиях.
Подводя итог своей работы, могу с уверенностью сказать, что наградой за наши труды будет развитие наблюдательности у детей, стремление к познанию мира, развитие всех познавательных способностей, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместного открытого мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды"
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства воды" (образовательная область"Поознание" интеграция с образовательными областями "Коммуникация","Социализация")....
Волшебные свойства воды
Занятие по теме для развития детей...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе.Тема: «Волшебные свойства воды»Образовательная область: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы....
Конспект образовательной ситуации по ФЦКМ "Волшебные свойства воды" подготовительная к школе группа
Цель: Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность проводить простейшие эксперименты с водой.Задачи:1. Образовательные:- ознакомление детей со свойствами воды:- вода м...
Конспект непосредственно образовательной деятельости в подготовительной к школе группе детского сада Тема: «Волшебные свойства воды»
Закрепить знания детей об основных свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар. ...
Игра- экперимент "Волшебные свойства воды"
Данное занятие будет полезно для воспитателей младших групп по экспериментальной деятельности...
Проект "Волшебные свойства водички"
Проект краткосрочный, расчитан на пять дней.В ходе проекта дети, с помощью игр - ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, опытов разширяют знания и представления у детей старшего ясельно...