Интегрированное занятие: "Три чуда"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Цель:
Формирование высоконравственной эстетически развитой личности.
Задачи:
развивать музыкальное восприятие детей;
формировать художественную культуру воспитанников;
пробуждать творческую активность и художественное мышление детей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyati_tri_chuda.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане» - А.С.Пушкин «Сказка о Царе Салтане» -
М.Врубель, В.Конашевич. Иллюстрации к опере.
- Реб, что такое опера?
(Это спектакль, в котором артисты только поют)
- Во время спектакля играет симфонический оркестр, а сцена украшена красивыми декорациями
- Сегодня у нас в гостях новая интересная музыка: фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова.
Николай Андреевич, прежде чем стал композитором, закончил Морское
училище и получил диплом морского офицера. И даже совершил
кругосветное путешествие на корабле под названием «Алмаз». Поэтому он
так любил в своей музыке изображать море и все, что связано с морем.
- Вспомните, куда же попали молодая царица и ее сын по имени Гвидон?
(Их бочку выбросило на сказочный чудный остров Леденец)
«… Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах!
Корабельщики дивятся, на кораблике толпятся.
На знакомом берегу чудо видят наяву:
Город новый, златоглавый, пристань с крепкою заставой.
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят!..»
- Реб, посмотрите на эту иллюстрацию!
Что вы видите на картине?
(город Леденец с узорчатыми сказочными башенками, маковками)
- Реб, вспомните, какое первое чудо увидели гости на этом острове?
(Белочку,поющую человеческим голосом)
«…Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная да затейница какая!
Белка песенки поет да орешки все грызет.
А орешки непростые – все скорлупки золотые!
Ядра – чистый изумруд! Слуги белку стерегут…»
- Как вы думаете, какая должна быть музыка, изображающая белку?
(светлая, легкая, быстрая, веселая)
(Звучит соответствующий фрагмент из оперы)
- Мелодия народная («Во саду ли, в огороде»). Звучит она очень высоко
(в очень высоком регистре), у флейты-пикколо (у этого инструмента самый
тоненький голосок)
- А вот как изобразил чудо-белочку художник!
(Рассматриваем иллюстрацию В.Конашевича; отмечаем полное
соответствие тексту стихотворения и характеру музыки, яркость и сочность
красок)
- Скажите, какое же второе чудо увидели гости на острове?
(Тридцать три богатыря)
«…В свете есть иное диво: море вздуется бурливо,
Хлынет на берег пустой, разольется в шумном беге
И очутятся на бреге в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря!
Все красавцы удалые, великаны молодые.
Все равны как на подбор. С ними дядька Черномор…»
- Как вы думаете, а какая же музыка может изобразить этих богатырей?
(мужественная, воинственная, громкая, четкая, уверенная)
(Звучит соответствующий фрагмент из оперы)
- Сейчас я наших мальчиков обрызгаю «морской водицей» и превращу в
богатырей! Выходите, богатыри, покажите свою силу богатырскую!
(мальчики шагают под эту музыку по залу, выражая и мимикой, и
характером шага образ богатырей)
- А вот как у А.С.Пушкина говорится о третьем чуде города Леденца
«…За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит!
А сама-то величава. Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит, словно реченька журчит…»
(Звучит фрагмент, изображающий Царевну-Лебедь)
- Какую вы представили себе, прослушав музыку, Царевну-Лебедь?
(красивую, нежную, в изящных одеждах)
Сейчас я девочек обрызгаю «морской водицей» и превращу в Царевен-Лебедей! Выходите, девочки!
(девочки импровизируют образ Царевны-Лебедя движениями, мимикой)
- А вот изображение этой Царевны глазами художника!
(Рассматриваем иллюстрацию М.Врубеля «Царевна-Лебедь, отмечаем
переливчатость света, как появляется из перьев лицо Царевны,
как она на наших глазах превращается из птицы в девушку. Живописность
картины таит в себе разгадку чуда.
- Игру самоцветных камней на кокошнике у царевны, положение перьев
на крыльях художник передал ритмичными мазками, штрихами,
похожими на мозаику. Эта ритмичность придает образу музыкальность.
На следующем занятии можно предложить детям картину другого
художника - В.Конашевича. Обращаем внимание на то, как по-
разному увидели художники образ Царевны-Лебедя. Здесь – полное
соответствие пушкинскому тексту!)
- Реб, в этой сказке много чудесных превращений! Вспомните, как Царевна-
Лебедь превращала князя Гвидона то в комара, то в шмеля.
«…Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал…»
- Вот как в музыке Николай Андреевич изобразил шмеля.
(слушаем «Полет шмеля»)
- Итак, мы вспомнили содержание сказки, послушали фрагменты из оперы,
рассмотрели иллюстрации к этой опере…
И все мы рады, что сказка так хорошо закончилась:
«…Царь слезами залился, обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу и садятся все за стол,
И веселый пир пошел!..»
- Николай Андреевич Римский-Корсаков был увлечен музыкой с самого
раннего возраста. Когда ему не было еще и двух лет, он различал все
мелодии, которые пела мама. Когда было 3-4 года, с удовольствием
бил в игрушечный барабан в такт музыке, когда папа играл на пианино.
В 6 лет его начали обучать игре на пианино. Читать научился сам. Память
была превосходная: он мог запомнить слово в слово целые страницы!
Считать научился сам и тоже очень рано!
С детства маленький Ника (так его звали родные) полюбил морскую стихию, мечтал стать моряком, как его дядя – адмирал и его брат – командир шхуны. Он читал книги о дальних плаваниях, играл в морские путешествия, строил игрушечные корабли…
Его мечта сбылась: он окончил Морской корпус и стал моряком. И даже
совершил кругосветное плавание! Он видел море и спокойным,
ласковым; и бушующим, со стоном и ревом бросающим огромные волны!
Эти впечатления, конечно, пригодись ему, когда он стал композитором.
Цель: формирование эстетически развитой личности
Задачи:
Развитие музыкального восприятия детей.
Формирование художественной культуры.
Приобщение к истинно-прекрасному.
Личностно-ориентированное целостное развитие детей.
Пробуждение творческой активности и художественного мышления.
Выявление способности самовыражения через различные формы
творчества детей.
Предварительная работа:
Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане и его сыне Гвидоне».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Три чуда"
Цель: углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств. Задачи: • Продолжать знакомить детей с творчеством русского композитора Н.А. Римского – Корсакого на примере муз....
Конспект интегрированного занятия «Чудо - писанки»
: Развивать творческие способности у детей средствами нетрадиционной техники исполнения («Рисуем на объемной форме тычками »)....
Интегрированное занятие по формированию математических представлений "Путешествие к математическому чудо дереву".
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Физкультура", "Музыка".Интеграция детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная. В современной образовательной ...
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...
Интегрированное занятие - развлечение «Чудо лес, полон сказок и чудес»
Уточнить представления детей о первых признаках зимы и типичном состоянии природы зимой....
Интегрированное занятие "Весеннее чудо"
Цель: совершенствование у детей речевого слуха и закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи....