Обобщение педагогического опыта "ИКТ (информационно ¬коммуникационные технологии) приходят в детский сад".
статья

Многие скептические высказывания на применение информационно коммуникационных технологий и в частности комьютера в детских садах для работы с детьми все еще частенько можно услышать и от родителей и от коллег по работе. Но практика показывает, что за этой технологией будущее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ (информационно коммуникационные технологии) приходят в детский
сад.

Многие скептические высказывания на применение информационно
коммуникационных технологий и в частности компьютера в детских садах для работы с детьми все еще частенько можно услышать и от родителей и от коллег по работе. Но практика показывает, что за этой технологией будущее.
Главное не забывать, что мы работаем с маленькими детьми и при этом 
необходимо соблюдать некоторую специфику. В целом ИКТ  это удобство,
эффективность, увлекательность.
ИКТ приходит в детский сад
Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком,
которое способно помочь его развитию. Сейчас у нас даже на уровне города 
оно еще не достаточно развито. Если в школах всетаки появились 
компьютерные классы и интерактивные доски, для школ выпускаются 
определенные компьютерные программы и занятия – презентации, то в ДОУ эта
работа еще только начинается и как правило на уровне энтузиазма и личного 
интереса педагога.
У меня все началось с личной заинтересованности. . Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ, я поставила перед собой следующие задачи:                                                                                                                        1.Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий.                                                                                                                2.Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.                                                                                                                         3.Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.                                                                                                                                                

 Я начала использовать презентации MS Power Point в непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении детей старшего возраста с окружающей действительностью. Так я создала серию презентаций – бесед на темы: «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Профессии», «Домашние животные» и прочие презентации по изучаемым
лексическим темам. В презентациях широко используются загадки, красочные иллюстрации, познавательный материал, взятый из энциклопедий для детей и Интернета (сайт Википедия). Совместно с воспитателями мы создали серию развивающих игр и упражнений по Формированию элементарных математических представлений детей.

Также  ИКТ нашло свое применение  и в музыкальной  совместной деятельности детей и педагога. В первую очередь я стала использовать ИКТ в досуговой деятельности для внесения небольшого объема познавательного материала в познавательный досуг. Так я применяла ИКТ на досугах: «Наша армия сильна», «День Победы», «День космонавтики» и другие.
Сейчас я плавно перехожу к использованию компьютера в работе с родителями.
На родительских собраниях, где можно показать в презентации, фото 
различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные 
консультации с наглядностью,  консультации специалистов. В период утренних и вечерних встреч с родителями, я часто бываю занята с детьми и не всегда могу уделить должного внимания родителям. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия с родителями. Для них я оформила прекрасный родительский уголок, материалы к которому нашла всё на тех же сайтах в сети Интернет.  Также использую для родителей Email сообщения.                                                                                                                              Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации.  Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе.
Я, конечно, стараюсь соблюдать элементарные санитарные нормы.
По требованиям СанПиНа занятия с использованием компьютера 
предполагают для детей 3-4 лет -5-7 мин, 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет  15 минут. Так как я использую компьютер только в качестве экрана, то позволяю при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.
Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия.
Занятия с использованием ИКТ проводятся у нас не более 2 раз в неделю,
все занятия у меня проводятся с подгруппой детей. СанПин нам определяет 
размер экрана 28 дюймов или от 69 см. (для всей группы) .

Подключение к Интернет-сети позволило мне поделится собственным опытом работы, перенимать передовой опыт коллег России. Я получила так же возможность создать библиотеку электронных ресурсовмультимедийные презентации разной тематики, методические материалы по образовательной деятельности (это и сценарии НОД, подборка демонстрационного материала по развитию речи и другим образовательным областям).                                                                                      

В заключение хочется выделить некоторые положительные стороны 
использования компьютера и определенные результаты этой деятельности.
Конечно самое главное, что использование компьютера позволило 
значительно оживить мою совместную образовательную деятельность с 
детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со 
стороны детей. Внесло динамику (что позволило даже сократить длительность
занятия). Детям стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве. Тем более, что современным 
детям очень близко восприятие экранных образов.

Для меня использование ИКТ просто оказалось кладезью положительных моментов:
Конечно использование качественного наглядного материала
Подбор дополнительного качественного разнообразного по содержанию 
познавательного и речевого материала.
Накопление уже продуманных, структурированных, уже с наглядным 
материалом и текстом занятий-презентаций, которые можно использовать не один год и при необходимости легко вносить коррективы.
Конечно, снижается время для подготовки к занятиям.
Происходит обмен опытом, появляется возможность использовать опыт 
своих коллег и опыт из Интернета.
Для родителей появляется дополнительная возможность в интересной,
красочной форме познакомиться с жизнью своих детей в ДОУ.
ИКТ — информационно коммуникационные технологии — уверено 
входят в жизнь дошкольных учреждений.                                                                          

Из всего выше сказанногоможно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе:                                                                                                                    1.Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.                                                                                                              2.Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.                                                                                                                         3.Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности           их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к         событиям в детском саду.                

Список использованной литературы

1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.

2. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Название: «Использование  современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»Тип материала: обобщение педагогического опытаОбразо...

Информационно-коммуникационные технологии приходят в детский сад

Для того чтобы улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний и ускорить процесс усвоения знаний, согласно новым требованиям ФГОС, необходимо внедрение инновационных...

Обобщение опыта "Использование информационно - коммуникационных технологий при обучении грамоте детей с ТНР в соответствии с ФГОС ДО"

Использование информационно – коммуникационных технологий   при обучении грамоте  детей с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО....

программа «Использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий».

Реализуемая цель:   Создание условий для повышения эффективности  педагогического процесса....

Семинар-практикум для педагогических работников «Информационно-коммуникационные технологии - как эффективный прием для развития познавательной активности детей».

Семинар-практикум для педагогических работников «Информационно-коммуникационные технологии - как эффективный прием для развития познавательной активности детей» состоялся с целью повы...