«Взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде группы»
консультация (средняя группа) на тему
Форма организации: Консультация с элементами активизации
Цель: Расширить знания педагогов о совместной партнерской деятельности детей и взрослых в соответствии с положениями ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanislavova.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 Колпинского района Санкт-Петербурга
Тема «Взаимодействие детей и взрослых
в образовательной среде группы»
Воспитатель
М. В. Станиславова
СПб, Колпино
2018
Форма организации: Консультация с элементами активизации
Цель: Расширить знания педагогов о совместной партнерской деятельности детей и взрослых в соответствии с положениями ФГОС ДО.
Ход мероприятия.
Слайд 2
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил общение и взаимодействие дошкольников со взрослыми и сверстниками как основной вид деятельности дошкольника, как механизм развития ребенка на основе личностно- ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребенка, построение с ним партнерских отношений, диалога. Взаимодействие взрослых с детьми, ориентированное на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающее социальную ситуацию его развития, определяется в Стандарте как одно из психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной на основе построения субъектных связей в ходе педагогического взаимодействия, т.е. нам, педагогам, необходимо выстроить такое сотрудничество, которое позволило бы ребенку быть активным субъектом образовательного процесса.
Уважаемые коллеги! А как вы понимаете, что значит субъект? (мнения коллег)
Приведите примеры собственной деятельности, где ребенок выступал бы субъектом. (заслушать ответы)
Слайд 2
Субъект - активный носитель деятельности и познания способный проявлять свою волю в их осуществлении и влияющий на качество.
Вывод: И так мы отметили, нам нужно такое сотрудничество, где ребенок - субъект, который активно влияет на содержание деятельности, чьи интересы, познавательные потребности, индивидуальные особенности мы, безусловно, должны учитывать в построении образовательного процесса.
Результаты исследований ученых свидетельствуют о том, что дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, а также в сотрудничестве с ним. Таким образом, совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка является оптимальной формой организации сотрудничества.
Уважаемые коллеги! Давайте рассмотрим понятия «сотрудничество» и «совместная деятельность взрослого и детей». Дайте свои определения этим понятиям (мнения коллег)
Слайд 3
Сотрудничество - это совместная деятельность, участие в каком-либо общем деле, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. Это форма взаимодействия педагога и детей, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих. При этом если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
Уважаемые коллеги, а что же такое «совместная деятельность». Как вы считаете? (мнения коллег)
Слайд 4
Совместная деятельность – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и детей) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Она предполагает индивидуальную, подгрупповую, групповую формы работы с детьми и осуществляется как в виде НОД, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия.
Лев Семенович Выготский отмечал, что совместная партнерская деятельность взрослого с детьми задействует двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с другой – делать то, что интересно. Партнерство – прежде всего, равноправное включение взрослого в процесс деятельности.
Слайд 5
Существуют два варианта реализации взрослым позиции «включенного партнера»:
- Педагог ставит цель для себя «Я буду…». Начинает действовать, предоставляя ребенку свободу выбора – подключаться или нет к выполнению этой работы. Это позиция - «партнер-модель».
Вопрос: как вы понимаете эту позицию?
- Предлагает детям цели для работы «Давайте будем…», проявляет заинтересованность в результатах, включаясь в обсуждение, взаимодействие с другими участниками. Это позиция «партнер-сотрудник».
Вопрос: как вы понимаете эту позицию?
При проведении исследований было доказано, что к старшему дошкольному возрасту позиция «партнер-сотрудник» становится более эффективной в сравнении с позицией «партнер-модель», т.е. партнерские отношения усложняются с возрастом.
Организация совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя. Мы знаем, что в психологии выделяют два стиля отношений человека с другими людьми. Какие?: авторитарный (превосходство) и демократический (равенство, взаимное уважение). Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем, что он принимает демократический стиль отношений.
Слайд 6
Сравним две позиции. Партнер – равноправный участник дела, связан с другими взаимным уважением. Учитель – это руководитель, дает задание, контролирует, оценивает: правильно-неправильно.
Задание: У вас на столах таблицы, где представлены характеризуемые объекты, вам необходимо одной группе заполнить характеристики партнерской позиции, а второй - заполнить характеристики учительской позиции (затем педагоги проверяют себя по таблице)
Сравнительная характеристика особенностей партнерской и учительской позиций
Характеризуемые объекты | Партнерская форма | Учительская форма |
Понятие (определение) | Партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением | Учитель – это руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует |
Позиция взрослого в пространстве группы | Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом) Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга). | Взрослый – учитель, отдален от детей, вне круга, противостоит детям, над ними (например, за письменным столом как на школьном уроке) Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за письменным столом), либо он перемещается для контроля и оценки («обходит дозором» детей, контролирует, оценивает, нависая «над» ребенком). |
Организация пространства | Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. | Размещение за рядами столов, как за партами, глядя в затылок другого ребенка |
Степень свободы | Свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности. Разрешено свободное общение (рабочий гул) Дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п. | Жесткое закрепление рабочих мест, запрет на перемещение. Запрещено свободное общение детей. Вводится дисциплинарное требование тишины |
Результат позиции воспитателя по отношению к ребенку | Способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту | Вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх что-то сделать не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения. |
ВЫВОД: Постоянная учительская позиция взрослого вызывает пассивность, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так, агрессию.
Партнерская позиция воспитателя, напротив, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Слайд 7
Особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является её открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В то же время партнерская деятельность взрослого с детьми открыта для перепроектирования в соответствии с их интересами, которые проявляются в их свободной активности.
В организации совместной партнерской деятельности используются три формы:
1) закрытая совместная деятельность, когда цель мотивируется педагогом, он продумывает её содержание; основным является усвоение знаний, умений и навыков, вводятся правила поведения, регулирующие дисциплину детей. Эта форма преобладает в раннем и младшем дошкольном возраста;
2) обращенная совместная деятельность, когда цель и содержание продумывается педагогом, но к их реализации привлекается личный опыт детей, что допускает вопросы, комментарии детей. Данная форма преобладает в среднем и старшем дошкольном возрасте;
3) открытая совместная деятельность, когда цель, содержание и пути их реализации оговариваются вместе с детьми. Как правило, эта форма преобладает в старшем дошкольном возрасте, и выступает как паритетная, равноправная.
В открытом совместном действии возникают партнерские отношения, субъект-субъектное взаимодействие. Открытость означает, что ребенок не только участвует, но и влияет на происходящее, например, не просто выбирает из предложенного взрослым, преобразовывает, реконструирует, но и способен выступить со своей инициативой, предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе, сценке, эксперименте и т.п.
Слайд 8
Необходимым элементом партнерской деятельности взрослого с детьми является взаимное уважение между воспитателями и детьми. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими людьми.
Наблюдая за уважительным отношением педагогов к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением. А это способствует сближению воспитателей с детьми и укреплению атмосферы сотрудничества в группе.
Уважаемые коллеги, сформулируйте правила поведения с детьми, подтверждающие уважение педагога к ним.
Как продемонстрировать детям свое уважение: • Всегда называйте детей по имени. • Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно. • При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул. • Слушайте, что говорит вам ребенок и отвечайте ему. • Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это. • Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей. • Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах. • Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь. |
Слайд 9
Таким образом, уважаемые коллеги, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в результате партнерской деятельности происходит развитие у детей инициативности, произвольности, формирование интереса к учебной деятельности, расширение сферы интересов отдельных детей и группы в целом.
А значит, сущностной характеристикой совместной деятельности взрослого и ребенка является отношение к ребенку как субъекту деятельности, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, которому мы создаем условия для развития.
Спасибо Всем за внимание и успехов в организации взаимодействия с воспитанниками!
Характеризуемые объекты | Партнерская форма |
Понятие (определение) | |
Позиция взрослого в пространстве группы | |
Организация пространства | |
Степень свободы | |
Результат позиции воспитателя по отношению к ребенку | |
Характеризуемые объекты | Учительская форма |
Понятие (определение) | |
Позиция взрослого в пространстве группы | |
Организация пространства | |
Степень свободы | |
Результат позиции воспитателя по отношению к ребенку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде группы
Форма организации: Консультация с элементами активизацииЦель: Расширить знания педагогов о совместной партнерской деятельности детей и взрослых в соответствии с положениями ФГОС ДО....
Рекомендации для педагогов "Создание образовательной среды группы на основе интересов детей"
Совсем недавно на утреннем сборе наши воспитанники заинтересовались темой динозавров. У детей возникло много вопросов: «Где жили динозавры?», «Какие существовали разновидности диноза...
Создание образовательной среды группы на основе интересов детей (Мир динозавров)
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме организации развивающей предметно-пространственной среде, в стандарте даны ориентиры в подборе материалов и оборудования, выведены общие зак...
Проект по созданию личностно - развивающей образовательной среды «Группа – среда возможностей»
Проект направлен на создание условий индивидуализации в образовательной среде и выявления детских интересов и потребностей ....
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет № 7 «Смешарики»
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет № 7 «Смешарики» представлена по образовательным областям...
Моделирование образовательной среды группы, способствующей ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и ...
Программа по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей с особыми образовательными потребностями (группа компенсирующей направленности №4 для детей с НОДА)
Неотъемлемым условием эффективной работы и успешной адаптации ребёнка с НОДА является работа с его семьей. Важно повышать уровень компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей НОДА. ...