Кружок "Веселый язычок" I младшая группа
методическая разработка (младшая группа) на тему

Цель кружка:. Формирование общих речевых навыков, как основы дальнейшего речевого развития и коррекции речевых недостатков. Развитие мелкой . артикуляционной моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_veselyy_yazychok.docx45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».

В данный период жизни малыша интенсивно идет и речевое развитие. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка третьего года жизни. Речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка, так как она становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни - не простое количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и при общении с взрослым. В этот период он учится строить первые предложения, обобщения, начинает активно использовать речевые средства для общения с взрослыми и сверстниками.

Актуальность:

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.    

 Научными исследованиями в области дефектологии доказано большое значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции.

Кружок "Весёлый язычок" - направлен на преодоление речевых нарушений путем артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнений для развития речевого аппарата с одновременным освоением лексических тем, способствует развитию памяти, внимания, мышления с учетом возрастных и индивидуальных способностей.

 Цель:   Формирование общих речевых навыков, как основа дальнейшего речевого развития и коррекции речевых недостатков.

Задачи:

  • Обогащать активный и пассивный словарь детей.
  • Развивать лексику и грамматику.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать слуховое внимание и понимание речи.
  • Развивать умение согласовывать стихотворный текст с действиями.
  • Формировать длительный речевой выдох.
  • Развивать силу голоса и ритм речи.

В основу содержания кружка легла основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой.

Организация деятельности:

        В кружок «Веселый язычок»» зачисляются дети, посещающие  МБДОУ «Теремок».

Занятия проводятся  во вторую половину дня (вторник, среда), длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность занятий 10 – 12 минут).

Кружок работает в течение учебного года (конец сентября –  начало мая), один раз в   неделю. План кружка рассчитан на  один год, занятия проводится  с подгруппой детей. Группа комплектуется с учетом индивидуальных особенностей детей. Учитывается добровольность и желание родителей.

 Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

        В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.

 Основными направления в работе являются:

  • Развитие зрительного и слухового внимания. Привлечение внимания ребенка к предметам, неречевым звукам
  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Подготовка артикуляторного аппарата к формиро​ванию правильного звукопроизношения.
  • Развитие лексико-грамматических категорий. Для формирования грамматических категорий включаются в систему обучения разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. При изучении лексических тем происходит знакомство с предметами и явлениями.
  • Формирование связной речи.

Ожидаемые результаты:

  • Сформированность общих речевых навыков у детей раннего возраста как база для дальнейшего нормального речевого развития,
  • Ранняя диагностика отклонений в речевом развитии,
  • Подготовка к необходимой коррекции звукопроизношения, обогащение активного и пассивного словаря,
  • Развитие внимания, памяти.

Учебный план

Месяц

Количество в неделю

Количество в месяц

Сентябрь

1

2

Октябрь

1

4

Ноябрь

1

5

Декабрь

1

4

Январь

1

3

Февраль

1

4

Март

1

5

Апрель

1

4

Май

1

2

Итого

9

31

На подготовительном этапе нами была проведена диагностика речевого  развития детей раннего возраста с использованием дидактических игр, пальчиковых гимнастик,  рассматривания иллюстраций, бесед и т. д.

Диагностика речевого развития детей раннего возраста

Обследование импрессивной стороны речи

Понимание речи на уровне диалога.

Цель: определить уровень понимания ребенком обращенной к нему речи взрослого.

Понимание инструкции.

Цель: определить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого.

Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

Цель: выявить возможности детей в понимании существительных, глаголов, прилагательных.

Понимание предложения.

Цель: выявить возможности ребенка в понимании фраз.

Различение существительных единственного и множественного числа.

Цель: уточнить возможности ребенка в различении существительных единственного и множественного числа.

Понимание существительных с уменьшительными суффиксами.

Цель: выявить возможности ребенка в понимании существительных с уменьшительными суффиксами.

  1. Обследование экспрессивной стороны речи

Диалог

Цель: выявить вербальные и невербальные возможности общения ребенка с взрослым.

Изучение активного лексикона детей

Цель: выяснить объем и качественный состав активного лексикона у детей.

Изучение объема и типов предложений

Цель: выявить возможности ребенка в использовании фразовой речи.

Обследование грамматического оформления речи

Цель: выявить возможности ребенка в использовании в речи некоторых грамматических форм

Состояние словообразования

Цель: выявить возможности ребенка в использовании в образовании слов с уменьшительным значением.

Изучение слоговой структуры слов

Цель: выявить возможности ребенка в воспроизведении в речи слов разной слоговой структуры.

Общее звучание речи. Состояние голоса.

Цель: выявить особенности звукового оформления речи ребенком и состояние его голоса.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья, тренировка артикуляционного дыхания, согласование движений  рук с дыхательными движениями грудной клетки.

 Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.

Сентябрь

Неделя

Тема

Содержание

Цель

Весь месяц

Адаптация детей

«Здравствуй, детский сад»

Игра «Малыши в детском саду»

Д.Г. «Занавесочка», «Шторочка».

П.Г «В прятки пальчики играли».

 П.Г. «Наша группа»

 «Мы капусту солим».

«Яблоко».

Развивать умение ориентироваться в предметах ближайшего окружения; развивать умение называть действия с предметами; соотносить название с предметом или действием.

Развивать умение высовывать и убирать язык.

Развивать умение сжимать и разжимать кулачки в сопровождении текста.

Октябрь

1 -я

В мире животных

Игры «Кто в гости пришел?», «Кто это?».

Д.Г. «Киска лакала молочко», «Собачка рычит», «Лошадка».

П.Г. «Домашние птицы», «Белые гуси»

Активизировать словарь по теме; побуждать называть детенышей животных в уменьшительно – ласкательной форме; стимулировать согласование существительных с глаголами и прилагательными в роде, числе, падеже.

Побуждать сосредоточивать слуховое внимание, определяя игрушку по звукоподражанию.

2 -я

Осень

Игра «Что будешь делать с листочком?»

Игра «Ветер с листочком играет» (4-5 раз).

Игра «Ветер гудит», «Дождь, дождь»

Игра «Осенние листочки», «Листопад».

Словарь по теме; побуждать повторять новые слова; понимание предложных конструкций в, на, под; согласовывать слова во фразе из двух, трех частей.

Переключать слуховое внимание с громкого звучания на тихое, и наоборот. Соотносить свои действия с характером звучания

Развивать движения пальцев вверх – вниз (шевелить пальчиками, опуская и поднимая руки).

3 -я

Транспорт

Игры «Поезд гудит», «Вперед-назад», «Колесики стучат».

Игры «Мчится поезд», «Машины».

Игры «Кто поедет на машинке?», «Самолеты».

Активизировать подвижность языка и губ.

Вырабатывать длительный ротовой выдох; развивать умеренный темп речи.

Развивать направленность слухового внимания, определяя место звучания игрушки; соотносить свои действия со словесной инструкцией

4 -я

Неделя сказок

« В гостях у сказки»

Игра «Надуем пузырь», по сказке «Соломинка, пузырь и боб»

П.Г. «Сказки»

Активизировать словарь по теме: учить слушать и слышать воспитателя;

отрабатывать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя по содержанию сказки;

воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Тренировка правильного носового дыхания; формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Ноябрь

1 - я

Волшебница вода

«Вода»

Игра «Веселые капельки».

Игра «Поймай капельку»

Активизировать словарь по теме; заканчивать фразу взрослого, добавляя нужное слово; использовать глаголы 3-го лица единственного числа по образцу; побуждать детей выполнять обследовательские действия.

Развивать умение произносить на выдохе звукоподражание с разным темпом (медленно, быстро).

Формировать движения язычка в нужном направлении и удерживать определенное время.

2 - я

Детский сад

«Как хорош наш д/с»

Игра «Веселый мячик!

П.Г. «Как живешь?»

Пополнить словарь детей  по теме. Учить отвечать на вопросы громко. Воспитывать желание ходить в д/с.

Развивать целенаправленный речевой выдох

3 -я

Продукты

«К нам гости пришли»

«Каша кипит»

П.Г. «Муку в тесто замесили»

Формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложением, из 3-4 слов, активизировать словарь по теме.

Развивать целенаправленный речевой выдох

4- я

День матери

«Мама первое слова, главное слово в нашей судьбе»

Игра «Пушок»

Игра «Маме помогаем»

П.Г.  «Наши мамы»

Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к маме. Дать понятие, что у всех есть мама.

Формирование дыхательного аппарата.

Развивать умение соединять подушечки большого пальца и указательного в сопровождении текста.

5- я

Профессии

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

«Паровозик»

П.Г. «Много есть профессий знатных»

Формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы

Формирование дыхательного аппарата.

Декабрь

1 - я

Зима

«Зима»

Игра  «Согреем ручки».

П.Г. «Зима»

Активизировать словарь по теме; стимулировать согласование существительных с прилагательными в роде, числе; побуждать договаривать фразу; понимать и использовать в речи предлоги: на, под, за.

Развивать целенаправленный речевой выдох

2 - я

Одежда, обувь

Игра «Стирка».

Игра «Высушим платочки».

Игры «Язычок играет в прятки» 

 П.Г. «Маша варежку надела»

Активизировать словарь по теме; использовать в речи местоимения: мой, моя, мои; употреблять в речи винительный падеж существительных; стимулировать образование множественного числа существительных.

Добиваться длительного направленного выдоха.

Развивать подвижность язычка.

3 - я

Мебель

«В комнате куклы Кати»

Игра «Погаси свечу»

П.Г. «Мебель»

Активизировать словарь по теме; развивать умение согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе; использовать в речи предлоги.

Развивать направленный речевой выдох.

4 – я

Зимние забавы.

Новый год

«К деткам елочка пришла».

Игра «Елке жарко».

Игра «Веселый клоун»

П.Г. «Зимние забавы»

Пополнять словарь по теме; использовать в речи притяжательные местоимения: мой, моя, мое, мои; употреблять предлоги: в, на, за, под; вызывать ребенка на диалог.

Развивать плавный речевой выдох; силу голоса

Упражнять в растягивании губ в «улыбке»

Январь

1 - я

Игрушки

«Игрушки»

Игра «Воздушный шарик».

Игра «Паровоз гудит».

Игра «Пирамидка».

Активизировать словарь по теме; побуждать согласовывать существительное с числительным; стимулировать договаривание фраз с взрослым; побуждать повторять слова с уменьшительным, ласкательным суффиксом.

Развивать сильную целенаправленную струю выдоха

Переключать движения языка и губ.

Развивать умение зажимать пальчики и обхватывать их другой рукой, зажимать большой палец другой рукой.

2 - я

Петрушка и матрешка – народные игрушки

«Особые игрушки»

Игра «Петушок»

П.Г. «У матрешкиной сестрицы»

Активизировать словарь детей, вводить новые слова в словарь детей.

Укреплять физиологическое дыхание у детей.

3  - я

Дом

«Дом»

Игра «Часы - часики».

Игра «Окошечко»

П.Г. «Дом»

Обогащать словарь по теме; развивать умение точно соотносить название предмета с назначением; выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; различать формы единственного и множественного числа существительных.

Развивать плавный речевой выдох и силу голоса (тихо – громко).

Развивать умение широко открывать и закрывать рот, плотно смыкая губы.

Февраль

1 – я

Посуда

«Посуда»

Игра «Подуй на чай».

П.Г. «Чайник»

Активизировать словарь по теме; побуждать завершать фразу взрослого; выполнять речевую инструкцию в двух действиях; употреблять в речи притяжательные местоимения: мой, моя; использовать в речи предлог В.

Развивать длительный ротовой выдох.

2 - я

Цвет, форма, величина

«Какой, какая, какие?»

Игра «Кто дальше загонит шарик»

П.Г. «Я с игрушками играю»

Формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы. Развивать интерес к играм - действиям под звучащее слово

Развитие плавного, длительного выдоха

3 - я

Наше тело

«Какой я?»

Игра «Ладошки замерзли».

П.Г.  «Дружные пальчики»

Стимулировать согласование существительного с глаголом и прилагательным в роде, числе, падеже; употреблять существительные в винительном падеже; побуждать отвечать на вопросы фразой из двух слов.

Развивать длительный целенаправленный выдох, резкий и длительный.

4 - я

День защитников Отечества

«Наша Армия сильна»

Игра «Флажок»,

 «Самолет летит»

П.Г. «Наша Армия»

Активизировать словарь, помочь запомнить новые слова - «лётчик», «взлёт», «посадка»

Укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.

Март

1- я

Весна

«На улице весной»

Игры «Лодочка, плыви», «Тихо – громко».

П., Г. «Весна»

Пополнять словарь; понимать и использовать в речи (отраженно) предлоги в словосочетаниях; побуждать договаривать слова, заканчивая фразу, используя падежные окончания, вовлекать в речевое общение, создавая игровую ситуацию.

Развивать длительный речевой выдох, произнося звук Ф.

2 - я

8 марта

«Маму поздравляем»

Игры «Песенка для мамы»

Игра «Поиграй на дудочке»,

П.Г.  «Мамин праздник»

Пополнять словарь по теме; побуждать и называть изображения на картинке фразой из 2-3 слов; согласовывать существительное с притяжательным прилагательным в роде, числе (мамина сумка); повторять словосочетания о маме, договаривать фразу.

Добиваться длительного непрерывного ротового выдоха при произнесении цепочки гласных звуков

Развивать умение удерживать язычок и губы  в нужном положении по показу

3 - я

Дикие животные

«Животные в лесу»

Игры «Лисичкин хвостик», «Сердитый волк», «Веселая белка».

П.Г. «Сидит белка»

Обогащать словарь по теме; узнавать детенышей животных; использовать в речи уменьшительно - ласкательную форму существительных; образовывать множественное число существительных; отвечать на вопросы фразой из двух слов.

Упражнять переключаемость движений язычка и губ.

4 - я

Птицы

Игры «Кто прилетел на кормушку?», «Что делали птички?».

Игры «Сова», «Кукушка».

П.Г. «Птицы»

Стимулировать повторение новых слов; побуждать договаривать фразу; согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже; отвечать на вопросы фразой из двух-трех слов.

Развивать длительный речевой выдох и ритм речи.

5 - я

ОБЖ

«Осторожно, дорога»

Игра «Задуем спичку»

П.Г. «Машины», «Огонь друг – огонь враг»

Пополнять словарь; понимать и использовать в речи (отраженно) предлоги в словосочетаниях; побуждать договаривать слова, заканчивая фразу, используя падежные окончания, вовлекать в речевое общение. Закреплять правила поведения на улице, дома, в детском саду.

Развивать длительный целенаправленный выдох, резкий и длительный.

Апрель

1 - я

Неделя здоровья в д/с

«Будь здоров»

Игра «Вырасти большой»

П.Г. «Вырос у нас чесночок»

Активизировать словарь по теме; побуждать согласовывать существительное с числительным; стимулировать договаривание фразы с взрослым.

Развитие плавного, длительного выдоха.

2 - я

У солнышка в гостях. Космос

«Весеннее солнышко»

Игра  «Нарисуем солнышко язычком».

П.Г. «Солнышко»

Пополнять словарь; развивать умение понимать простые вопросы по содержанию стихов, сказок с опорой на картинки; употреблять глаголы в нескольких формах; согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе

Вырабатывать переключаемость движений языка и губ.

3 - я

Цветы

 «Цветы»

Игра «Понюхаем цветы», «Подуй на одуванчик»

П.Г. «Наши алые цветки»

Пополнять словарь; согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе

Формирование углубленного вдоха; тренировка правильного носового дыхания.

4 -я

Мой поселок

«Я живу в Килемарах»

Д.Г. «Вертушка»

П.Г. «Новый дом»

Пополнять словарь; понимать и использовать в речи (отраженно) предлоги в словосочетаниях, вовлекать в речевое общение.

Тренировка навыка правильного носового дыхания; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.

Май

1 – я

Насекомые

«Насекомые»

Игра «Бабочка, лети»

Игры «Кто прилетел?»,

П.Г «Пчела»

Пополнение словаря детей, закрепление использования в речи предлога «на»; развитие координации речи с движениями

Формировать целенаправленный ротовой выдох

Развивать умение переключать слуховое внимание, определяя звукоподражание.

2 - я

Музыкальные инструменты

«Я играю на гармошке»

Игра «Где такая же погремушка?».

Д.Г. «Трубач»

Активизировать словарь по теме; побуждать согласовывать существительное с числительным; стимулировать договаривание фразы с взрослым; побуждать повторять слова с уменьшительным, ласкательным суффиксом.

Развивать умение удерживать в памяти звучание игрушки, самостоятельно находить такое же звучание из двух, трех вариантов.

Развитие плавного, длительного выдоха.

3 - я

Семья

Игра «Семья».

П.Г. «Дружная семья», «Бабушкины блины»

Д.Г. «Горячая картошка».

Обогащать словарь по теме; включать в речь глаголы повелительного наклонения; употреблять существительные с уменьшительными суффиксами

Развивать мелкую моторику

Развивать умение проводить пальчиками по ладони круговыми движениями в сопровождении текста.

Упражняться в длительном целенаправленном выдохе.

4 - я

Наши любимые книги

«Книжки – малышки»

Д.Г. «Качели»

П.Г. «Репка»

Пополнять словарь по теме; побуждать с помощью взрослого рассматривать иллюстрации в книге

Укреплять физиологическое дыхание у детей.

5 – я

Здравствуй, лето

«Лето к нам пришло»

Д.Г. «Ягодка»

П.Г. «Вот за что люблю я лето»

Пополнять словарь по теме; дифференцировать единственное и множественное число существительных, образовывать множественное число по подражанию; использовать в речи повелительное наклонение глаголов по образцу; побуждать с помощью взрослого рассказывать по картинке.

Активизировать движения языка и губ

Работа с родителями:

  • Рекомендации для родителей по выполнению артикуляционных упражнений.
  • Советы логопеда «Как помочь ребёнку заговорить?».
  • Консультация для родителей «Игры с мячом для развития речи детей».

Методические пособия

1.Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.:Мозаика- Синтез,2014

2.Волков Б.С. , Волкова Н.В. Учим общаться детей раннего возраста.- М.: ТЦ Сфера, 2013.- 128 с.

3. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.-80с.

4. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов /Л.П.Савина, - М.: ООО «Издательство АСТ»

5.Т.Ю. Бардышева Пляшут мои ручки Москва  Карапуз -  Дидактика» 2005

6. Новак Екатерина Владимировна - Пальчиковые игры и гимнастика для малышей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе на тему: «У Незнайки в огороде.» Возрастная группа- 2 -я младшая группа.

Задачи:Образовательные-продолжать учить взаимодействовать с окружающим миром и воспитывать гуманное отношение к природе;-учить видеть красоту окружающего мира;-развивать самостоятельность, активность ...

Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...

Диагностика педагогического процесса В первой младшей группе (с 2 до 3 лет) на 2021 /22 учебный год во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) на 2022/23 учебный год в средней группе (с 4 до 5 лет) на 2023/24 (февраль) учебный год дошкольной образователь

: Оценка индивидуального развития детей для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для д...

План воспитательно - образовательной работы в младшей группе по лексической теме "Наша группа" календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Познакомить детей с помещением групповой комнаты, ознакомление с элементарными правилами поведения в группе, туалетной комнате.  ...