Статья на тему: "Особенности сенсорного воспитания старших дошкольников"
статья (старшая группа) на тему
Дошкольный возраст считается исследователями периодом активного развития сенсорной сферы ребенка. Это возраст образных форм сознания и основные средства, которыми ребенок овладевает, являются образные: сенсорные эталоны, символы, знаки (наглядные модели, схемы, планы). Старшие дошкольники способны в процессе предметно-чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме (А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Н.Н.Поддъяков, Л.А.Венгер).
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы, так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы [84]. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).
Сенсорное воспитание (от лат. sensus – чувство, ощущение) как одна из определяющих сторон воспитания подразумевает формирование у детей процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира (А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина, А.П.Усова и др.), т.е. способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий [8; 11; 29].
В ходе сенсорного воспитания у детей целенаправленно формируются эталонные представления о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие как фундамент общего умственного развития ребенка имеет также и самостоятельное значение: остальные формы познания (запоминание, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия как результат их переработки.
К традиционному содержанию сенсорного воспитания относят: знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием объектов действительности на основе повышения чувствительности соответствующих анализаторов (тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой), ориентировку во времени, развитие речевого и музыкального слуха (Н.Ветлугина, А.Леушина, Н.Сакулина, А.П. Усова и др.). Важную роль отводят развитию умений называть свойства предметов (мягкий, пушистый, холодный, горячий, горький, сладкий, кислый, легкий, тяжелый, близко, далеко и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_sensornogo.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности сенсорного воспитания старших дошкольников
Дошкольный возраст считается исследователями периодом активного развития сенсорной сферы ребенка. Это возраст образных форм сознания и основные средства, которыми ребенок овладевает, являются образные: сенсорные эталоны, символы, знаки (наглядные модели, схемы, планы). Старшие дошкольники способны в процессе предметно-чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме (А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Н.Н.Поддъяков, Л.А.Венгер).
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы, так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы [84]. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.).
Сенсорное воспитание (от лат. sensus – чувство, ощущение) как одна из определяющих сторон воспитания подразумевает формирование у детей процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира (А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина, А.П.Усова и др.), т.е. способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий [8; 11; 29].
В ходе сенсорного воспитания у детей целенаправленно формируются эталонные представления о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие как фундамент общего умственного развития ребенка имеет также и самостоятельное значение: остальные формы познания (запоминание, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия как результат их переработки.
К традиционному содержанию сенсорного воспитания относят: знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием объектов действительности на основе повышения чувствительности соответствующих анализаторов (тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой), ориентировку во времени, развитие речевого и музыкального слуха (Н.Ветлугина, А.Леушина, Н.Сакулина, А.П. Усова и др.). Важную роль отводят развитию умений называть свойства предметов (мягкий, пушистый, холодный, горячий, горький, сладкий, кислый, легкий, тяжелый, близко, далеко и т.д.).
Как показывает анализ психолого-педагогических исследований, сенсорное воспитание понимается авторами как целенаправленное:
- развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) [60];
- педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия (С.А. Козловская, Т.А. Куликова) [41, 246-249];
- совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений) (Н.Н.Поддъяков);
- формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т.д. (А.В.Запорожец);
- последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека (Л.А. Венгер) [14].
Согласно исследованиям А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Н.П.Сакулиной, Н.Н.Поддьякова, Д.Б.Эльконина и др., сенсорное воспитание служит основой познания мира. Сенсорное воспитание обеспечивает переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению. Л.А.Венгер считает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, по определенной системе. Российские ученые в качестве основы сенсорного воспитания рассматривают теорию восприятия, разработанную Л.С.Выготским, Б.Г.Ананьевым, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером и др.
В процессе сенсорного воспитания происходит освоение исторически сложившихся чувственных мерок – сенсорных эталонов, которые служат для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Сенсорный эталон — (англ. sensory standards) — термин, предложенный А.В.Запорожцем при разработке им теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий [11]. Это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. Он начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Овладевая такого рода системой, ребёнок получает «набор» мерок, «единиц измерения» при оценке свойств объектов [83, 76-77], с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребёнку оптимально воспринимать окружающую действительность. Как сенсорные эталоны цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.
Освоение сенсорных эталонов предполагает формирование и совершенствование: 1) представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов; 2) перцептивных действий, необходимых для использования усвоенных эталонов при анализе свойств реальных предметов.
Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности, накапливать новый сенсорный опыт (запас ощущений и восприятий, постигаемый ребенком в ходе овладения сенсорной культурой в процессе сенсорного воспитания) [83, 76-77]. При этом речевое и сенсорное развитие «совершаются в теснейшем единении».
Механизм формирования перцептивных действий предполагает определенную последовательность и руководство со стороны педагогов: от игр и упражнений с реальными предметами – к применению моделей предметов и далее к зрительному различению и узнаванию свойств предметов. Идет процесс перехода внешних ориентировочных действий во внутренний план (процесс интериоризации). Для применения сенсорных эталонов уже не требуется их перемещение или совмещение и другие внешние приемы, которые заменяют иные инструменты восприятия – рассматривающие движения глаза или ощупывающая рука. Соответственно, восприятие из процесса построения образа (предмета) превращается в процесс опознания на основе разветвленных систем сенсорных эталонов, которыми ребенок начинает пользоваться, и овладения им основными способами обследования.
Принципиальное значение имеют сенсомоторные действия как способ знакомства с предметным миром (потрогать, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д.) [69, 52-63]. В ходе обследования движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие, помогают уточнить зрительные представления о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Речь идет о решающем для сенсорного воспитания и развития процессе интеграции глаза и руки (Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др.). Такая интеграция обеспечивает информацию о размерах, форме, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов.
Выделяют основные сенсомоторные методы: обследование и сравнение [88]. Обследование – целенаправленно организованное восприятие предмета (объекта) для использования его результатов в практической деятельности. Оно может идти как по контуру (плоскостные предметы), так и по объему (объемные предметы) – это определяется деятельностью ребенка. Общая схема обследования представлена на рис.2.
Рис. 2. Порядок обследования предмета.
При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определенной схеме. Этому порядку должно соответствовать и словесное описание формы. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.
Более сложным является обучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего, возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов («круглый», «квадратный, («овальный») и т. п.). Однако немногие предметы имеют простую форму, приближающуюся к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких (второстепенных) частей, наконец, отдельные дополнительные детали. Первоначально выделенное общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.
Сравнение выступает двуедино как дидактически метод и как мыслительная операция, цель которых – установить черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Существуют механизмы сравнения: сопоставление предметов или их частей наложением друг на друга, приложением предметов друг к другу, ощупывания, классификации по цвету, форме или другим признакам согласно образцам-эталонам, а также путем пошагового осмотра и описания выделенных признаков предмета (объекта), способом выполнения планомерных действий.
Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга для сравнения по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу для сравнения цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами). Детей обучают группировать имеющие одинаковый цвет предметы по форме, величине, назначению. Далее вырабатывают умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.
В качестве одного из универсальных средств сенсорного воспитания используют особые формы дидактических игр. Дидактическая игра позволяет легче и эффективнее воспринимать окружающий мир и запоминать его. Особенную ценность игры приобретают тогда, когда они используются в самостоятельной деятельности детей (В.Н.Аванесова, Р.И.Жуковская, Е.И. Радина, О.А. Степанова, М.Г. Сорокина, Е.И. Удальцова, А.П. Усова, и др. [79, 32; 80]. С их помощью формируются и накапливаются представления о нормативных свойствах предметов (сенсорных эталонах). В процессе дидактических игр и упражнений можно знакомить детей со специфическими внутри- и межсистемными связями, которые не представлены «в чистом виде» в продуктивных деятельностях, формировать системные перцептивные действия, направленные на решение познавательных задач [79].
Как показывают исследования и практика дошкольных образовательных учреждений, успешному усвоению сенсорных эталонов – представлений о цвете и форме – способствует активная специально организованная изобразительная деятельность [59]. К 6-7 годам у детей формируется устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности – стремление рисовать, лепить, вырезать. К особенностям художественной именно в этот возрастной период можно отнести поэтапность и последовательность в организации, наличие игрового момента, особая структура упражнений.
На основе складывающихся к концу дошкольного периода принципиальных сенсорных способностей меняется и характер художественно-творческой деятельности ребенка: к 6-7 годам вполне возможно усложнение задач изобразительной деятельности, «специализация» в каком-либо виде художественной деятельности, решение специфических задач, проявление инициативы, творческого подхода, самостоятельного композиционного, цветового решения.
Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой [72, 166-167]), со старшими дошкольниками (6-7 лет) в контексте сенсорного воспитания решаются следующие задачи:
- продолжают развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), координацию руки и глаза, мелкую моторику;
- развивают умение рассматривать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться) для выявления отличий их качеств;
- обучают умению выделять у предметов в процессе восприятия несколько качеств; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков;
- развивают умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету);
- закрепляют знания детей о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра, углубляют представления о цветах и оттенках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая статья на тему "Особенности "образа матери" у старших дошкольников"
Статья раскрывает некоторые особенности формирования "образа матери" у старших дошкольников, которые были выявлены в ходе изучения данной проблемы. были использованы материалы как педагогической, так ...
Статья на тему: Особенности формирование сенсорных представлений у детей с задержкой психического развития
Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития, т.к. полноценное восприятие окружающего мира необходимо для успешного обучения не только в саду, но и в школе....
Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"
О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....
Статья на тему: "Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет"
Статья на тему: "Особенности развития и воспи...
Статья на тему:Особенности возраста и воспитания детей 2-3 лет
Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом. Они считают, что все в мире предназначено и происходит только для них. Все, что с этим понятием расходится, вызывает крики, протесты, воз...
Статья на тему "Особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов"
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разных образовательных...