Консультация Методы и средства использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация (младшая группа) на тему

Макарова Наталья Анатольевна

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровье развивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_metody.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №3 СП Детский сад №31 «Сказка»

Консультация:

Методы и средства использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Выполнила: Макарова Н.А.

2018г.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  • средства двигательной направленности;
  • оздоровительные силы природы;
  • гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные игры; эмоциональные разрядки и «физминутки»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); массаж; самомассаж; психогимнастика и др.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровье развивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:

рассказ;

дидактический рассказ;

беседа;

работа с книгой;

демонстрация;

иллюстрация;

видео метод;

упражнения;

наглядность;

практический метод;

познавательная игра;

ситуационный метод;

игровой метод;

соревновательный метод;

активные методы обучения;

Одним из методов здоровье сберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем — самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем. При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером — перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни.

Комплекс здоровьесбережения состоит из нескольких видов деятельности:

  • систематизация структуры здоровья, особенностей физического развития здорового организма и перенесшего заболевания;
  • применение средств, методов и форм физического воспитания для детей с ослабленным здоровьем;
  • повышение компетентности педагогов дошкольного образования в области профилактики и коррекции нарушений здоровья детей;
  • применение методов исследования физического развития, физической подготовленности и функциональных особенностей детей с ослабленным здоровьем;
  • применение комплексов физических упражнений для детей с различными заболеваниями.

В последние годы выросло число ослабленных, часто и длительно болеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сердечнососудистыми и ЛОР-заболеваниями. Анализ заболеваемости воспитанников детского сада показал достаточно высокий уровень распространенности простудных и респираторных заболеваний, нарушения опорно-двигательного аппарата, хронических заболеваний органов дыхания, сердечнососудистой системы.

Таким образом, перед педагогами нашего детского сада встала необходимость активизации методической работы по направлению здоровьесбережения и здоровье формирования.

Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов дошкольного учреждения.

Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:

Осмотр детей узкими специалистами детской поликлиники;

Регулярный осмотр детей медицинским персоналом детского сада;

Обследование учителем-логопедом детского сада и поликлиники;

Обследование психоэмоционального состояния детей педагогом-психологом детского сада;

Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;

Диагностирование общей физической подготовленности детей в начале и конце учебного года.

Рациональная организация двигательной деятельности детей:

физкультурные занятия;

  • утренняя, бодрящая, корригирующая гимнастика;
  • физкультминутки, динамические паузы и динамические часы;
  • подвижные, спортивные игры и упражнения на прогулке;
  • оздоровительный бег, ходьба;
  • прогулки-походы;
  • активный отдых (физкультурные досуги и праздники);
  • самостоятельная двигательная деятельность;
  • индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).

Система эффективного закаливания с учетом индивидуальных особенностей детей и условий в детском саду. При этом используется комплекс процедур:

  • ежедневные оздоровительные прогулки;

прием и утренняя гимнастика на свежем воздухе;

  • ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, на занятиях по физической культуре;
  • воздушные ванны в облегченной одежде;
  • дыхательная гимнастика;
  • обширное умывание;
  • игры с водой;

Лечебно - профилактическая работа. В его рамках проводятся следующие мероприятия:

Постоянный контроль осанки;

Контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;

Контроль, за физическими нагрузками для переболевших детей и для часто и длительно болеющих детей (ЧБД);

вакцинация против гриппа;

употребление соков и фруктов (второй завтрак);

Комплекс психогигиенических мероприятий:

психодиагностика;

элементы релаксации;

элементы звуко-терапии (музыкальное сопровождение режимных моментов, музыкальное оформление фона занятий, музыкально-театральная деятельность, хоровое пение);

индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;

обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.

Профилактическая и коррекционная работа:

  • реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий и гибкий режимы, расчет физических нагрузок);
  • профилактическая работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;
  • профилактическая работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;
  • индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
  • коррекция психоэмоциональной сферы;
  • индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре и воспитателями групп.

Консультативно-информационная работа с родителями:

  • оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса;
  • анкетирование;
  • родительские собрания;
  • дни открытых дверей;
  • открытые просмотры оздоровительных мероприятий в режиме дня;

активное участие родителей в физкультурно-оздоровитель­ной работе ДОУ по мероприятиям годового плана (участие в совместных праздниках и развлечениях, обмен опытом семейного воспитания);

  • оформление папок, консультаций, информационных стендов, буклетов.

Вся работа по физическому воспитанию детей и применению здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

        Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены:

1. Картотеки оздоровительных игр;

2.Картотека пальчиковых игр.

Таким образом, для совершенствования знаний, умений и навыков по здоровье сбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...

Консультация для воспитателей на тему : «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей....