Консультация Методы и средства использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация (младшая группа) на тему
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровье развивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_metody.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №3 СП Детский сад №31 «Сказка»
Консультация:
Методы и средства использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Выполнила: Макарова Н.А.
2018г.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
- средства двигательной направленности;
- оздоровительные силы природы;
- гигиенические факторы.
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные игры; эмоциональные разрядки и «физминутки»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); массаж; самомассаж; психогимнастика и др.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровье развивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:
рассказ;
дидактический рассказ;
беседа;
работа с книгой;
демонстрация;
иллюстрация;
видео метод;
упражнения;
наглядность;
практический метод;
познавательная игра;
ситуационный метод;
игровой метод;
соревновательный метод;
активные методы обучения;
Одним из методов здоровье сберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем — самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем. При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером — перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни.
Комплекс здоровьесбережения состоит из нескольких видов деятельности:
- систематизация структуры здоровья, особенностей физического развития здорового организма и перенесшего заболевания;
- применение средств, методов и форм физического воспитания для детей с ослабленным здоровьем;
- повышение компетентности педагогов дошкольного образования в области профилактики и коррекции нарушений здоровья детей;
- применение методов исследования физического развития, физической подготовленности и функциональных особенностей детей с ослабленным здоровьем;
- применение комплексов физических упражнений для детей с различными заболеваниями.
В последние годы выросло число ослабленных, часто и длительно болеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с сердечнососудистыми и ЛОР-заболеваниями. Анализ заболеваемости воспитанников детского сада показал достаточно высокий уровень распространенности простудных и респираторных заболеваний, нарушения опорно-двигательного аппарата, хронических заболеваний органов дыхания, сердечнососудистой системы.
Таким образом, перед педагогами нашего детского сада встала необходимость активизации методической работы по направлению здоровьесбережения и здоровье формирования.
Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов дошкольного учреждения.
Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами:
Осмотр детей узкими специалистами детской поликлиники;
Регулярный осмотр детей медицинским персоналом детского сада;
Обследование учителем-логопедом детского сада и поликлиники;
Обследование психоэмоционального состояния детей педагогом-психологом детского сада;
Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
Диагностирование общей физической подготовленности детей в начале и конце учебного года.
Рациональная организация двигательной деятельности детей:
физкультурные занятия;
- утренняя, бодрящая, корригирующая гимнастика;
- физкультминутки, динамические паузы и динамические часы;
- подвижные, спортивные игры и упражнения на прогулке;
- оздоровительный бег, ходьба;
- прогулки-походы;
- активный отдых (физкультурные досуги и праздники);
- самостоятельная двигательная деятельность;
- индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).
Система эффективного закаливания с учетом индивидуальных особенностей детей и условий в детском саду. При этом используется комплекс процедур:
- ежедневные оздоровительные прогулки;
прием и утренняя гимнастика на свежем воздухе;
- ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, на занятиях по физической культуре;
- воздушные ванны в облегченной одежде;
- дыхательная гимнастика;
- обширное умывание;
- игры с водой;
Лечебно - профилактическая работа. В его рамках проводятся следующие мероприятия:
Постоянный контроль осанки;
Контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
Контроль, за физическими нагрузками для переболевших детей и для часто и длительно болеющих детей (ЧБД);
вакцинация против гриппа;
употребление соков и фруктов (второй завтрак);
Комплекс психогигиенических мероприятий:
психодиагностика;
элементы релаксации;
элементы звуко-терапии (музыкальное сопровождение режимных моментов, музыкальное оформление фона занятий, музыкально-театральная деятельность, хоровое пение);
индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.
Профилактическая и коррекционная работа:
- реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей (щадящий и гибкий режимы, расчет физических нагрузок);
- профилактическая работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;
- профилактическая работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;
- индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;
- коррекция психоэмоциональной сферы;
- индивидуальная работа в спортзале и на прогулке, проводимая инструктором по физической культуре и воспитателями групп.
Консультативно-информационная работа с родителями:
- оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса;
- анкетирование;
- родительские собрания;
- дни открытых дверей;
- открытые просмотры оздоровительных мероприятий в режиме дня;
активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана (участие в совместных праздниках и развлечениях, обмен опытом семейного воспитания);
- оформление папок, консультаций, информационных стендов, буклетов.
Вся работа по физическому воспитанию детей и применению здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.
Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены:
1. Картотеки оздоровительных игр;
2.Картотека пальчиковых игр.
Таким образом, для совершенствования знаний, умений и навыков по здоровье сбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...
Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...
Выступление на педагогическом совете с результатами работы по использованию здоровьесберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей на тему : «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей....
- Мне нравится (1)