Музыкальное развитие и воспитание через предметно – развивающую среду
консультация по теме

Ипатова Светлана Расимовна

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Об этом материал.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Белебеевская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №37 «Ягодка» IV вида

Педагогический совет № 1

Доклад

Тема: Музыкальное развитие и воспитание через предметно – развивающую среду

                                                                Выполнила

        музыкальный руководитель

        Ипатова С. Р.

2013 год

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях.  Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами. При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать и половозрастные особенности дошкольников. Желательно, чтобы дети принимали участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Желательно иметь различные музыкальные игрушки и пособия, которые дети могут переносить для игры в другие места (например, в раздевалку или спальню). А для самостоятельной музыкальной деятельности на прогулке желательно изготовить "пирамидки» и «кубы».

Для хранения шумового оркестра можно использовать «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок. В них можно переносить шумовые инструменты и платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформляются в за­висимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя, летняя или осенняя).

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника является наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью возможно решать разнообразные развивающие, воспитательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к детям, детскому учреждению,  желание посещать его.

Для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования. Сделать их нам помогают родители наших воспитанников.  Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2.Разнообразие оборудования.

3.Учет возрастных особенностей детей.

4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там

5.Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

·       с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

·       с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

·       с одним фиксированным звуком (дудки):

·  шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотой грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видеокассеты, видеодиски).

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

•куклы-неваляшки;

•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

•атрибуты к музыкальным подвижным играм;

•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

•ширма настольная с перчаточными игрушками;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей;

•поющие и двигающиеся игрушки;

•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно:

•металлофон;

•шумовые инструменты дтя детского оркестра;

•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

 •фланелеграф или магнитная доска;

•музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

•арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и  большая матрешка;

•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;

•ширма настольная и набор игрушек;

•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

•иллюстрации по теме «Времена года»;

•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

•портреты композиторов;

•иллюстрации из «Музыкального букваря»;

•музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и  др.;

•атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

•ширмы: настольная и ширма по росту детей;

•музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;

• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

•портреты композиторов;

•иллюстрации по теме «Времена года»;

•картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

•альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

•графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

•альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

•музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);

•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

•музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.;

•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

        

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

•куклы-неваляшки;

•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.);

•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.);

•атрибуты к музыкальным подвижным играм;

•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

•ширма настольная с перчаточными игрушками;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей;

•поющие и двигающиеся игрушки;

•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы, а также дополнительно:

•металлофон;

•шумовые инструменты дтя детского оркестра;

•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

 

•фланелеграф или магнитная доска;

•музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

•арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и  большая матрешка;

•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;

•ширма настольная и набор игрушек;

•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• магнитофон и набор программных аудиозаписей.

        

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

•иллюстрации по теме «Времена года»;

•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

•портреты композиторов;

•иллюстрации из «Музыкального букваря»;

•музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и  др.;

•атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

•ширмы: настольная и ширма по росту детей;

•музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;

• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

•портреты композиторов;

•иллюстрации по теме «Времена года»;

•картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

•альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

•графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

•альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п.;

•музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);

•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

•музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.;

•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танценальных импровизаций;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме: «Освоение задач математического развития детей в условиях предметно – развивающей среды»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач. Старшие детей очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений.  Они...

Развитие творческих способностей посредством предметно развивающей среды

В данной работе я пишу о влиянии предметно-развивающей среды на развитие творческих способностей детей...

Презентация «Создание психолого-педагогических условий в процессе воспитания через предметно-развивающую среду по экологическому воспитанию детей ДО»

Цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, т.е. бережного отношения ребенка к природе, себе и окружающим людям. Поэтому правильно организованная пространственная...