Проект для подготовительной группы "Расту культурным"
проект (подготовительная группа) на тему
Проект для подготовительной группы "Расту культурным"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rastu_kulturnym_podg_gr.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 7»
Проект
« Расту культурным»
Подготовила
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 7»
Богомолова Л.В.
Иваново 2016
Актуальность: Дети не владеют навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности, и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации в школе. Усвоение норм культуры поведения – одна из составляющих нравственного развития детей. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.
Цель: Создание условий для формирования и сохранения психологического здоровья детей, сформировать элементарные знания о нравственном поведении и культуре общения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к окружающему.
Задачи:
- Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими;
2. Овладение детьми правилами хорошего тона, для построения межличностных отношений.
3. Воспитать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих, любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям.,
4. Закреплять навыки культурного поведения человека.
5. Создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей.
Тип проекта: кратковременный, поисково-творческий.
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, воспитатель группы.
Ожидаемый результат:
1. Сформированность у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
2. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.
3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации.
4. Повысить уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.
5. Беседы родителей с детьми и чтение книг по данной теме.
Способы оценки результатов: Участие в коллективном анализе проекта и самооценке.
Поэтапный план реализации:
Этапы | Формы работы | Задачи | |
I | Подготовительный (разработка проекта) | 1. Постановка целей и задач, прогнозирование результатов. 2 Составление плана реализации проекта. 3. Изучение проблемы по данному вопросу через специальную методическую литературу. 4. Подбор детской литературы, дидактических и словесных игр в соответствии с возрастом детей. 5. Наблюдения за детьми во время чтения, игр, занятий. 6. Изготовление картотек, игр, подбор художественного слова по данной проблеме (загадки, стихи, пословицы и поговорки, проблемные ситуации и т.д.). 7. Подготовка консультаций, рекомендаций, буклетов для родителей. 8. Оснащение развивающей среды. |
|
II | Основной | Взаимодействие с семьей - объявление о начале проекта «Расту культурным», его продолжительности; - консультация «Маленький словарь добрых слов и выражений»; -подбор материала, необходимых для реализации проекта; - изготовление совместно с родителями книги волшебных слов «Добрые слова»; - изготовление буклетов для родителей « Как помочь ребёнку стать вежливым», «Словарик вежливых слов»; - изготовление совместно с родителями настольной игры о культуре поведения «Что такое хорошо, что такое плохо»; - организация фотовыставки «Наши добрые дела»; |
|
Коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы - заучивание пословиц и поговорок о дружбе. - чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», С. Мирошниченко «Злая волшебница», «Неизвеняйка», В. Осеева «Просто старушка», Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек», “Дочь и падчерица” (русская народная сказка); “Морозко” (русская народная сказка); “Привередница” (русская народная сказка); В. Одоевский “Мороз Иванович”, Мошковская “Вежливое слово”, “Вежливый кролик” (мексиканская сказка), А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”, А.В. Сухомлинский “Как ежиха приласкала своих детей”, “Как зайчик грелся при луне”, В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». - Познавательно – этические беседы «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», «В мире вежливых слов» | -обобщить знания детей о вежливости и этикете. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Вызывать у детей желание быть вежливыми, упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях; расширить словарный запас вежливых слов; формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других. | ||
Познавательно-исследовательская деятельность - решение проблемных ситуаций «Можно ли обойтись без вежливых слов»; - беседа «Доставим людям радость добрыми делами»; - этюд «Поссорились, помирились»; - конкурс между дежурными «Накрой стол к празднику»; -рассматривание иллюстраций «Правильно - неправильно». - викторина «Школа вежливых наук»; | Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения. | ||
Игровая деятельность - сюжетно-ролевая игра «Дом», «Отправляемся мы в гости», «Путешествие в общественном транспорте»; - дидактические игры: «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек»; - д/и «Телефон». Закреплять умение общаться с невидимым собеседником, используя различные ролевые позиции; - дидактические игры: «Мне нравится с тобой дружить», «Вежливо или невежливо», «Вежливый трамвайчик», «Назови ласково». - игра-драматизация «Угощения». - пальчиковая игра «Руки ссорятся, руки мирятся». | учить детей быть вежливыми и отзывчивыми, с готовностью и добротой приходить на помощь, уважать друг друга как личность. Развивать полоролевое воспитание дошкольников с позицией этикета. развивать уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание следовать социально-одобряемым нормам поведения. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни, воспитывать уважение к старшим. | ||
Музыкальная деятельность - игры-имитации, элементы драматизации, ритмическая пластика, перевоплощения, сказка о дружбе; - пальчиковый театр «Не обзывайся»; - игры – инсценировки «Телефонный разговор», ; - разучивание и пение песен о дружбе «Если с другом вышел в путь», «Настоящий друг». | -учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев, развивать дружелюбие по отношению друг к другу. | ||
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) - аппликация «Волшебный цветик – семицветик»; - лепка «Красная шапочка несёт бабушке гостинцы»; - оригами (Салфетки для сервировки стола) - рисование « Нарисуй настроение», «Цветные страницы» — через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления, «Мои добрые дела» | -развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе; развитие образного эстетического восприятия, формирование представления о взаимосвязи этикета и эстетики. | ||
Двигательная деятельность - проведение подвижных игр |
| ||
III | Заключительный (презентация проекта) | Развлечение (итоговое) «В мире вежливых слов». | -составить конспект, привлечь родителей к подготовке и проведению, -закрепить знания детей о культуре поведения и вежливости |
Вывод:
- проведенная итоговая беседа показала усвоение знаний детей о том, что вежливые слова помогают в общении со сверстниками и другими людьми дружней, значительно уменьшается число ссор;
- наблюдая за детьми в повседневной жизни, удалось выявить, что дети используют вежливые слова и правила поведения в повседневной жизни, научились взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь;
- повысился уровень культуры поведения детей – это выразилось в том, что дети без напоминания стали употреблять «волшебные» слова;
- в ходе реализации проекта возрос интерес родителей к жизни детей в детском саду – это выразилось в их помощи в создании книги «Добрые слова» и организации фотовыставки «Наши добрые дела», родители проводят беседы с родителями на этические темы, читают детям книги по данной теме;
- работа в рамках проекта позволила пополнить предметно-развивающую среду группы настольными играми «Что такое хорошо…» и «»Вежливость».
Список литературы.
- Восприятие художественной литературы:
С. Михалков «Ежели вы вежливы»,
Осеева «Волшебное слово»,
Сухомлинский « Для чего говорят спасибо»,
С. Мирошниченко «Злая волшебница», « Неизвеняйка»;
В. Осеева «Просто старушка»,
Кузнецов «Мы поссорились с подружкой»,
Г. Цыферов» Когда не хватает игрушек»,
“Дочь и падчерица” (русская народная сказка);
“Морозко” (русская народная сказка);
“Привередница” (русская народная сказка);
В. Одоевский “Мороз Иванович”,
Мошковская “Вежливое слово”,
“Вежливый кролик” (мексиканская сказка),
А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”,
А.В. Сухомлинский “Как ежиха приласкала своих детей”, “Как зайчик грелся при луне”, Г.Остер «Вредные советы».
В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
-Образовательная деятельность:
- Познавательно – этические беседы
«Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», «В мире вежливых слов»
1 неделя
Понедельник
- решение проблемных ситуаций «Можно ли обойтись без вежливых слов»;
- беседа «Доставим людям радость добрыми делами»;
- аппликация «Волшебный цветик – семицветик»;
- заучивание пословиц и поговорок о дружбе;
- чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы»;
- д/и «Телефон».
Вторник
- этюд «Поссорились, помирились»;
- конкурс между дежурными «Накрой стол к празднику»;
- чтение художественной литературы: Осеева «Волшебное слово»;
- сюжетно-ролевая игра «Дом»;
Среда
- чтение художественной литературы: В. Осеева «Просто старушка»;
- д/и: «Умеешь ли ты знакомиться»;
- разучивание и пение песен о дружбе «Если с другом вышел в путь»;
- оригами (Салфетки для сервировки стола);
-сюжетно-ролевая игра: «Семья».
Четверг
- д/и : «Мне нравится с тобой дружить»;
- чтение художественной литературы: Г. Цыферов «Когда не хватает игрушек»;
- рисование « Нарисуй настроение»;
- пальчиковый театр «Не обзывайся»;
Пятница
- пальчиковая игра «Руки ссорятся, руки мирятся»;
- д/и «Назови ласково»;
- рисование «Цветные страницы» — через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления;
- чтение художественной литературы: В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Работа с родителями:
- объявление о начале проекта «Расту культурным»;
- консультация «Маленький словарь добрых слов и выражений»;
- изготовление совместно с родителями книги волшебных слов «Добрые слова»;
2 неделя
Понедельник
- беседа «В мире вежливых слов»;
- лепка «Красная шапочка несёт бабушке гостинцы»;
- викторина: «Школа вежливых наук»;
- сюжетно-ролевая игра: «Отправляемся мы в гости»,
Вторник
- д/игра: «Волшебный клубочек»;
- сказка о дружбе;
- чтение художественной литературы: «Привередница» (русская народная сказка);
- элементы драматизации, перевоплощения, сказка о дружбе;
- сюжетно-ролевая игра: «Театр».
Среда
- познавательно – этические беседы «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой»
- игра-драматизация «Угощения»;
- чтение художественной литературы: А.В. Сухомлинский «Как ежиха приласкала своих детей»,
- рисование «Мои добрые дела»
Четверг
- д/и «Телефон»;
- игры – инсценировки «Телефонный разговор»,
- разучивание и пение песен о дружбе «Если с другом вышел в путь»,
- рассматривание иллюстраций «Правильно - неправильно»
- беседа: «Умение тот, кто уступает».
Пятница
- чтение художественной литературы: «Морозко» (русская народная сказка);
- сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в общественном транспорте»;
- разучивание и пение песен о дружбе «Настоящий друг».
- д/и «Вежливый трамвайчик»;
- развлечение: «В мире вежливых слов».
Работа с родителями:
- изготовление буклетов для родителей « Как помочь ребёнку стать вежливым»,
- изготовление совместно с родителями настольной игры о культуре поведения «Что такое хорошо, что такое плохо»;
- организация фотовыставки «Наши добрые дела»;
- изготовление альбома с пословицами и поговорками о дружбе и друзьях.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ: «РАСТУ КУЛЬТУРНЫМ».
Приложение 1
Беседа: «Доставим людям радость добрыми делами».
1. В ходе беседы раскрыть детям смысл понятия «доброжелательность», рассказывает о необходимости доброжелательного отношения к окружающим людям. В качестве примеров использовать художественные произведения и ситуации из жизни группы. Объяснить детям, что доброе дело доставляет радость тому, кто его делает. Прочитать отрывок из рассказа Ежиковой «Крот и его друзья». Вода в норку все прибывала и прибывала, и Кротику ничего не оставалось, как вылезти на поверхность. Ох! Кругом вода! Наверное, дождь лил всю ночь, и река вышла из берегов. К счастью, совсем рядом с домом Кротика росла раскидистая ива. Она-то и помогла ему спастись. Кротик подпрыгнул, схватился за ветку... Набежавшая волна ему лишь замочила пятки.
Кротик сидел на ветке и мечтал о том, чтобы вода поскорей вернулась в реку, когда прямо под ним проплыло гнездо, в котором кто-то жалобно попискивал. Недолго думая, Кротик прыгнул вниз. Птенец — а пищал, конечно же, он — обрадовавшись, что он уже не один, сразу же рассказал Кротику свою историю. Только его родители — орлы — улетели в гости, как начался дождь. Сверкали молнии, гремел гром, но птенчик старался не бояться. Когда же ветер сорвал гнездо с дерева, и оно поплыло по реке, птенчик испугался... Не плачь, — утешил малыша Кротик.
— Я тебя не брошу.
Никогда еще Кротик не был нянькой. Что ж, все когда-нибудь делаешь в первый раз.
— Ну-ка, открывай рот! — командовал он.
— Ам! Прожевал? А теперь глотай! Вкусно? Тот, кто хочет поскорей вырасти, должен хорошо кушать! По дороге они освободили от цепи собаку, которая сидела на крыше своей будки. Радости собаки не было границ! Собака сплавала в дом и принесла лакомства: пирожки, торт, мороженое.
— Угощайтесь, — говорила собака, довольная, что все это очень понравилось Кротику и птенчику.
Воспитатель задаёт вопросы детям:
— Раздумывал ли Кротик, прыгая в воду, чтобы помочь птенчику? (Нет, он услышал, что кому-то плохо, и поспешил на помощь.)
— Какие еще добрые дела делали герои сказки? Кротик заботился о птенце, учил его есть. Кротик и птенчик освободили собаку.
— Как собака отблагодарила Кротика?
— Вы радовались вместе с героями их добрым делам? В беседе воспитатель объясняет детям, что человек, совершивший плохой поступок, сам себя наказывает.
Этюд: «Поссорились, помирились».
Два ребенка изображают сначала поссорившихся детей.
Выразительные движения. Двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной.
Затем помирившихся.
Выразительные движения. Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.
Звучит музыка.
Разные настроения
Ох, как плачет малыш -
Что медведь рычит.
А смеется малыш -
Что ручей журчит.
А уж слезь! текут -
Будто дождик льет.
Улыбается малыш -
Будто солнце взойдет.
Вот какой малыш -
Этюд: «Три подружки».
Жили-были три подружки: свинка Хрюшка, кошка Мурка и утка Крякушка. Однажды в теплый летний день они пошли гулять. На них были новые платья, и мамы наказали им строго-настрого не пачкаться и далеко друг от друга не уходить.
Но Мурка, гоняясь за птичкой (этюд "Кузнечик"), зацепилась за пенек и разорвала платье, а Хрюшке захотелось полежать и понежиться в луже (этюд "Лентяй"). Утка Крякушка потеряла шляпу и башмачок, когда помогала Хрюшке вылезти из лужи. Вот идут они после прогулки, опустив головы, громко плача... Что-то будет? Что скажут мамы (этюд "Остров плакс")?
Мамы встретили малышей около дома, страшно удивились, рассердились и хотели их наказать. Но когда они узнали, как Крякушка спасала Хрюшку, перестали браниться и даже похвалили.
Викторина: «Школа вежливых наук».
Цель: воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям.
Предварительная работа: этические беседы, чтение книг О. Н. Пахомовой «Добрые сказки», Т. А. Шорыгиной «Этикет для малышей», А. Лопатиной, М. Скребцовой «Вежливые слова»; сюжетно-ролевые игры; формирование команд.
Ход викторины
Представление членов команд и жюри.
Воспитатель. Итак, у нас собрались две команды: команда «Улыбка» и команда «Радость».
Оценивать наш конкурс будет наша гостья – Фея Вежливости. (Входит Фея Вежливости, здоровается с детьми и взрослыми.) За каждый правильный ответ Фея Вежливости будет вам дарить вот такие сердечки. Побеждает та команда, у которой наберется большее количество сердечек.
Итак, мы начинаем!
Вопросы и задания викторины.
Раунд 1. Доскажи словечко.
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй).
Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Ну…(извините).
Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет).
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите…(До свидания).
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста).
Когда я что-то подарю,
Мне говорят: …(Благодарю).
Тебе подарят что-нибудь -
Благодарить не позабудь!
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте…(любезны),
Будьте…(добры).
Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо)!
Раунд 2. Каждой команде поочередно задается вопрос. Если 1-я команда не отвечает на вопрос, то он передается 2-ой команде.
1) Какие слова мы говорим при встрече? («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь? »)
2) Какие слова мы говорим при расставании?
(«До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)
3) Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?
(«Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)
4) Какие слова мы говорим перед сном?
(«Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)
5) Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?
(Извинится и помочь встать).
6) Вы собрались нарисовать солнышко, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите?
(Попросить вежливо: «Дай пожалуйста»)
Раунд 3. «Будь внимательным».
Воспитатель: Снова проведём игру. Я попрошу вас что-то сделать, если просьба с вежливым словом – выполняете; если просьба без вежливого слова – не выполняете.
-встаньте, пожалуйста;
-попляшите;
-похлопайте в ладоши, пожалуйста;
-покружитесь, пожалуйста;
-потопайте ногами;
-поменяйтесь местами с соседом;
-одолжите соседу карандаш, пожалуйста;
-обменяйтесь с соседом рукопожатием, пожалуйста;
-отойдите к двери;
-заберите назад карандаш, одолженный вами соседу;
-сядьте, пожалуйста.
Раунд 4. Кто больше назовет вежливых слов? (Команды по очереди называют вежливые слова, кто первый не назовёт, тот и проиграл)
(Например: пожалуйста, спасибо, доброе утро, день, вечер, ночь, простите, извините, до свидания).
После окончания раунда подведение итогов всей викторины. Подсчитываются все сердечки у обеих команд, награждение победившей и проигравшей команды поощрительными призами.
Беседа на тему: «Умение тот, кто уступает».
Цель: учить детей связно рассказывать из опыта, учить правильно
вести себя во всех случаях жизни. Воспитывать чувство уважения у своим
товарищам, умение уступать друг другу, поступиться со своим желанием в
пользу товарища.
Подготовка: с детьми проводились беседы: «Кто твой друг и почему»
детей знакомили со смыслом поговорки «Умение тот, кто уступает», читали
много произведений о дружбе.
Методические приемы: в начале занятия предложить детям послушать
рассказ «Однажды поссорились Вова с Андрюшей». Лица у них
раскраснелись, стали некрасивыми. Вова тянул к себе стул, Андрюша к
себе. Они громко кричали «Отдай, это я первый взял», «Это мой стул».
Напрасно воспитательница пыталась помирить их и успокоить. Они так
рассердились, что ничего не слышали. Еще бы немного и стул разломился
на части. Но вдруг Вова что-то вспомнил. Лицо его посветлело, засияло
от улыбки. «Бери этот стул, - сказал он, - а я принесу себе другой» И
стало его лицо таким добрым, таким красивым, что все лети замолчали и
посмотрели на него.
Спросить у детей, как они думают, что вспомнил Вова?
Спросить у детей, все ли в нашей группе умеют уступать друг другу?
Рассказать случаи, когда дети не уступали друг другу. В заключении
сказать, что уступать нужно обоюдно, т. е. каждому, а не всегда одному.
Нужно считаться с желанием своего товарища, особенно когда ему хочется
что-то очень, а он уступит тебе в следующий раз.
Словарная работа: объяснить слово «обоюдно», предложить посчитать,
сколько слов в поговорке «Умнее тот, кто уступает».
Познавательно-этическая беседа: «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой».
Дети, мы с вами уже говорили, как можно поздороваться с другим человеком. Существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение.
Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться с просьбой.
Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать?
Как вы думаете?
Обязательно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыта сказать слово «пожалуйста». Давайте попробуем.
«Дима, дай мне, пожалуйста, игрушку».
«Лена, если тебе не трудно, помоги мне сложить книги».
«Наташа, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник».
А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин...
Как вы думаете?
Можно сказать так:
— Будьте добры.
— Будьте любезны.
— Если вас не затруднит.
— Помогите мне, пожалуйста.
— Окажите мне услугу.
Проиграть варианты по ситуациям.
А если вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь?
«Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться?»
«Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?»
Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.
Развлечение: «В мире вежливых слов».
Задачи:
«Познание»:
-Формировать навыки культурного поведение в повседневной жизни;
-видеть недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляется от дурных привычек и способствовать формированию полезных;
-научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;
-закреплять вежливые слова.
«Созиализация»-Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношение со сверсниками и взрослыми
«Коммуникация»:-Развивать память; связную речь; дать детям возможность понимать и уметь высказываться; оценив свое поведение и окружающих; задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций.
Воспитатель: Наш сегоднешний вечер мы посвятим разговору о вежливости
Ребята, а кто из вас знает, что такое быть вежливым? Что нужно делать?
Дети: Любить маму, воспитателей, слушать старших, помогать маленьким и старым пожелым людям.
Воспитатель: Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей не оскорблять их не словом ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо со старшими, с родителями, с друзьями. Таким ребятам кажется, что это хорошо но на самаом деле это выглядит плохо. А у вас так бывает?
1. Поди узнай, поди пойми, что стало с мальчиком лет шести?
2. Он всех в один несчастный день чуть не довел до слез.Его зовут___ стоит как пень, как будто в землю врос.
3. Смотри, не пей воды сырой! - Советует сосед. Один стакан, потом второй Андрюша пьет в ответ.
4. Поди узнай, поди пойми, что стало с мальчиком лет шести?
5. Он утром вышел погулять. Вернулся вечером лишь в пять
6. В холод шапку не надел, без мытья он грушу съел.
7. Никого Андрюша совсем не хочет слушать.
8. Потом признался мамочке своей так кажусь я всем взрослей.
Воспитатель: Ребята, чтобы быть вежливыми, какие нужно знать волшебные слова?
Дети: Здраствуйте, досвидания, спасибо, будьте добры, извените, доброе утро, добрый день, спокойной ночи, благодарю, пожалуйста. А как вы считаете-вы добрые, вежливые, отзывчивые?
Грохот, стук в дверь. Выбегает волк, обегает круг. Навстречу заяц; еж. Волк, сбивает Зайца(заяц падает)
Еж: Волк! Что же ты зайца с ног сбил и даже не извенился! Какая не воспитанность.
Волк: Я очень спишу соседка ворона пирогов напекла. Гостей позвала стоит стол, на нем пироги за столом ворона, лиса.
Вбегает Волк.
Волк: Сейчас попробую ваши пироги, тетушка ворона.
Лиса: Невежа, не постучав, в дом вбежал, ног не вытер, не поздоровался.
Ворона: Не умеешь себя вести в гости не ходи.
Волк: Воспитатели нашлись! Вместо угощенья-одни поученья! И зачем меня все воспитывают? Уйду в лес, один жить буду.
Декорации:
Деревья-лес. Волк делает дом. Подходит медьведь с рогаткой и целится.
Медьведь: Эй, волк, чей это домик? Сбивает волка, он падает.
Волк: С ног сбил даже не извенился? Что за не воспитанность! Медведь полез в домик, падает.
Волк: Нельзя без приглашения в чужой домик заходить. Ты сломал мой дом. Научись себя вести потом в гости приходи! Плохой мишка, не хочу быть на него похожим. Буду всегда добрым и вежливым.
Песенка»Если добрый ты»
Воспитатель: Ребята, а теперь для вас шутка на пол минутки. (входит внучка и бабушка в автобус. Бабушка стоит, внучка садится). Правильно ли поступила внучка? А как вы бы, ребята, поступили, если бы с вами рядом стоял пожелой человек? А теперь следующая сценка.
Трое детей сидят за столом, а у всех бумага, а у одного из них карандаш Саша никому не дает карандаш. Что нужно сделать Саше? Мне очень приятно сказать что у нас жадных ребят нет, они делят все поровну. Жадность-это плохое качество людей.
Ребята, а кто знает поговорки и пословици о дружбе и вежливости?
-Сам помирай, а друга выручай.
-Кто скуп и жаден- тот в дружбе не ладен.
-Как аукнется, так и окликница.
А теперь для вас, детвора, веселая игра.
Дети передают мяч под музыку. Когда музыка останавливается, тот, у кого мяч, должен сказать вежливое слово.
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, как надо себя вести? Что значит быть добрыми, внимательными и отзывчивыми. Нельзя хлопать дверью со всего маху или кричать на лестнице в доме, где вы живете. Нельзя дразнить ребят, нельзя хвастаться, нельзя обманывать ребят и взрослых. Да здравствует добро и уважение! Пусть все чувствуют вашу заботу о себе. Будьте вежливыми, добрыми, отзывчивыми всегда!
1-й ребенок: Если вы вежливы в душе, а не для виду, в троллейбус вы поможите взабраться инвалиду.
2-й ребенок: Если вы вежливы, посидя на уроке, не будите с товарищем трещать, как две сороки.
3-й ребенок: И если вы вежливы, поможите вы маме, и помощь ей предложите без просьбы, - то есть сами.
4-й ребенок: Если вы вежливы то в разговоре с тетей и с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьете.
5-й ребенок: Если вы вежливы, вы книжечку вернете в опрятном, не измазаном и целом переплете.
6-й ребенок: Если вы вежливы, тому, кто послабея, вы будите защитником, пред сильным не робея.
Все будьте вежливы и добры.
Воспитатель: Давайте с вами будем всерьез, не для игры, кто всем зверям и людям добры, добры, добры. Чтоб стал наш мир похожим на яблоню в цвету, дари, дари прохожим тепло и добрату. Будьте вежливы и добры, и тогда обойдет вас беда. Будьте добры и сейчас и потом и всегда я вас очень прошу.Ну пожалуйста будьте вежливы и добры!
Чтобы ни кого не обижать, друг друга нужно уважать. И не грубить, и не дразьнить, и здравствуй говорить, а если спросишь где-нибудь, то очень, очень вежлив будь. На плохую жизнь не жалуйся и говори волшебное «пожалуйста»
Ребята, давайте завтра устроим день вежливости. Весь день мы будем говорить, только ласковые, добрые слова, ни кого не обижать, мальчикам девочек не дергать за косички. Уступать девочкам вовсем уважать их. Утром не забудьте поздороваться со взрослым, когда зайдете в детский сад. Больше говорите слов «спасибо» «извените» «простите» И так, ребята, все вместе скажим друг другу: «Досвидания».
Приложение 2
Дидактическая игра: «Телефон».
Цель: развитие фонематического восприятия, анализа.
Задачи: развитие внимания, памяти, мышления, логики.
Вопросы по ходу игры:
- каким словам звук (накладывается фишка со звуком) может отдать письма? (назвать картинки с данным звуком).
- кто из зверей говорил по телефону?
- кому отправляет посылки работник почты?
Дидактическая игра: «Волшебный клубочек».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках? (клубочек).
- Как вы думаете, какой он? (волшебный).
- Да ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Можно сказать доброе пожелание, ласковое слово, комплимент.
Дети, стоя в кругу, и передавая «волшебный клубочек» друг другу, говорят приятные слова
Воспитатель: Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов. Ему, как и мне, приятно будет с вами выполнять предстоящие задания.
Дидактическая игра: «Вежливый трамвайчик».
Цель: закреплять знание вежливых слов, воспитание коммуникативных качеств.
В игре участвуют воспитатель, кондуктор и пассажиры.
Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т.д.). При этом одно и тоже слово не должно повторяться дважды. Билеты можно сделать из старых открыток, календариков. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.
Сюжетно-ролевые игры:
Семья.
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.
Дом, семья.
Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Предварительная работа: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.
В гости.
Цель: Совершенствовать умения объединить разные сюжетно – ролевые игры.
Задачи:
1. Побуждать создать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
2. Формировать у детей умение соблюдать замысел игры, вступая в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре), стимулировать творческую активность детей в игре.
3. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
4. Закрепить ранее полученные знания о труде таксиста, продавца, парикмахера, автослесаря.
5. Воспитывать в детях доброжелательные отношения к членам своей семьи, взрослым и сверстникам.
Театр.
Цель:
Совершенствовать знания детей о жизни, чтобы желания и интересы детей естественно вплетались в содержание сюжетно – ролевой игры; знакомить детей с понятием «театр» и его предназначением; вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников; учить детей распределять роли с помощью взрослого, подбирать соответствующие сюжетно - ролевой игре и ролям детей атрибуты; учить договариваться между собой в процессе игры; развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений; передавать характеры сказочных персонажей; воспитывать культуру поведения в общественных местах, употреблять в речи вежливые слова.
Приложение 3
Сказка о дружбе.
Действующие лица: Ворона, Заяц, Лиса, Волк, Медведь.
(На середину зала выпрыгивает грустный Заяц и поёт на мотив эстрадной песни «Шоколадный заяц», П. Нарцис.)
Заяц:
По тропиночке из леса
На полянку я скачу.
Здесь на солнце настроение
Себе поднять хочу.
Без общения друзей я
В одиночестве живу.
Потерял покой и веру
И давным – давно не сплю.
Припев:
Лесной, обычный заяц,
Ничем не отличаюсь,
Зовут меня Косой, ой, ой, ой!
Хочу, чтобы все звери
Открыли бы мне двери,
Дружили бы со мной, ой, ой, ой!
(Звучит музыка заставки из программы «В мире животных». Этот музыкальный материал всегда сопровождает появление и уход Вороны, одной или с кем–либо.).
Ворона: Ой, Заяц, какой ты!
Заяц: Какой?
Ворона: Необыкновенный.
Заяц: А все говорят – Косой.
Ворона: Не косой, а раскосый.
Не заяц – орёл!
(Заяц с Вороной «улетают». Появляется Лиса и поёт на мотив эстрадной песни «Когда я буду кошкой», М. Ржеаской.)
Лиса:
Я – Лиса-девица, рыжая сестрица,
Пропадаю в это тёмном лесе.
Целый день гоняюсь я за этим Зайцем,
Порчу только мех на самом деле.
А ведь я мечтала нежиться в постели,
Но сердце прошептало и я сказала…
Припев: Наверно, в будущей жизни,
Когда я стану кошкой…
Ла –ла- ла- ла!
(Выходят Ворона с Зайцем. Увидев Лису, Ворона забывает о Зайце и обращается к Лисе.)
Ворона: Ой, Лиса! Какая ты!
Лиса: Какая?
Ворона: Симпатичная!
Лиса: Говори, говори, мне это нравится!
(Лиса с Вороной уходят, Заяц грустный остается. Выходит Волк и поёт на мотив эстрадной песни «Опера №2», Витас.)
Волк:
В моем подчиненье находится лес,
Единственный я здесь юрист.
В Российских законах просто я – «Асс»,
А значит умен и деньжист!
У – у – у – у – у!
(Увидел Зайца).
Волк: Заяц, ты что плачешь?
Заяц: Ворона меня бросила.
Волк: А где она?
Заяц: С Лисой ушла.
Волк: Она что, законов лесной дружбы не знает?
(Выходят Ворона с Лисой, которая, увидев Волка, забывает про Лису и обращается к Волку.)
Ворона: Ой, Волк! Какой ты!
Волк: Какой?
Ворона: С ружьем! Красивый! Стройный!
Волк: Да! Я такой! Прошу….!
(Волк подставляет Лисе локоть, уходят).
Лиса и Заяц: А как же мы?
(Выходит Медведь).
Медведь: Здравствуйте! Ну, какие новости в лесу?
Лиса: Ворона нас бросила, с Волком ушла.
(Выходят Ворона с Волком).
Медведь: Сейчас разберемся…
(Поёт на мотив эстрадной песни «Шоу-бизнес», группа «Ленинград».)
«С тобой, Ворона, ясно,
А ну, кончай свой спор.
В поступках ты ужасна,
Не вижу я тебя в упор.
От Волка отойди, его не тронь!
Скорей иди с Косым, поддерживай огонь!»
Ворона: Ой, Миша! Какой ты!
Медведь: Какой?
Ворона: Сильный! Могучий!
Медведь: Ты мне зубы не заговаривай!
Ворона: Ну, что ты, Миша! Поверь мне!
(Ворона с Медведем уходят).
Лиса, Заяц, Волк: А мы?
Волк: Ну, нет!
(Волк стреляет, Ворона пугается и, бросив Медведя, улетает.)
Медведь:
Ворона, ты куда? (Обращается к Волку).
Ну, зачем ты, Серый, ее напугал?
Лиса: Кто нам теперь слова хорошие говорить будет?
Заяц: Опять я один!
Лиса: Давай с тобой дружить, Косой?
Заяц: Ворона бы так не сказала! Не Косой, а Раскосый!
Лиса: Ну, извини, Заяц!
Волк: А давайте позовем ее?
(Зовут, прилетает Ворона).
Ведущая: Мораль той сказки такова –
Все герои: Без дружбы нам прожить нельзя!
Игра-инсценировка: «Учимся вежливости».
Цель: рассказать детям о некоторых важных правилах поведения в
коллективе, о необходимости соблюдать их; активизировать в речь детей
соответствующие слова и обороты;
Ход: воспитатель спрашивает: в какой возрастной группе воспитываются
дети, какие еще группы есть в детском саду?
- Старшие дошкольник-пример для малышей, - говорит воспитатель, - вот
почему наш младший и давний друг Мишка - Ушастик пришел учиться у вас,
детей старшей группы, вежливости. Чему пришел учиться Медвежонок?
- Представьте себе, что я послала кого-то из вас к воспитателю младшей
группы с поручением: «Сходи и попроси у Марии Ивановны цветные мелки». И
вот он входит в комнату. Дети завтракают, воспитатель смотрит, аккуратно
ли малыши едят, правильно ли держат ложку. Представили?
- А сейчас попробуем представить, что наша группа младшая, а Дима пришел к
нам с поручением.
- Здравствуйте, - говорит мальчик и замолкает.
- А как в этом случае будешь вести себя ты, Настя? А ты, Юра? – спрашивает
воспитатель. – Видите, как просто все оказалось! Каждый из вас по-разному
вел себя «у малышей». И, пожалуй, правильнее всех держался Юра.
- А поступить следовало так. Вы вошли в группу. Кого вначале надо
поприветствовать? Воспитателя и няню: «Добрый день Мария Викторовна!»
Затем надо приветствовать детей: «Доброе утро, малыши! Приятного
аппетита» Только после этого можно обратиться с просьбой к воспитателю:
«Мария Ивановна! Одолжите нам, пожалуйста, цветные мелки» В заключении
надо сказать: «Спасибо и до свидания».
- Всем ли понятно? – спрашивает воспитатель – Передает Ушастика кому-либо
из детей и просит показать, как надо себя вести, придя с поручением к
воспитателю другой группы. Затем снова обращается к детям
- Теперь предположим, что я вас послала к соседям не днем, а вечером. И не
к малышам, а в подготовительную к школе группу (упражнение повторяется
дважды)
- Спросите у Ушастика, все ли он понял, не перепутал ли что-нибудь?
- А сейчас представьте себе, что я не ваш воспитатель, а гость. Вот я вхожу
в комнату и говорю: «Добрый день, дети! Это старшая группа? Я бы хотела
видеть вашего воспитателя».
Воспитатель выслушивает ответы детей. Хвалит ребенка, предложившему
гостю стул. Объясняет, что в том случае тот, кто окажется близко к
гостье должен уступить ей свой стул или подать другой, стоящий рядом.
При этом надо сказать: «Присядьте, пожалуйста. Наша Мария Иванована
вышла ненадолго и сейчас вернётся» Просит повторить образец.
- Видите как доволен, и подпрыгивает Ушастик! Это правило он уже усвоил.
Проверим еще раз, как поняли его вы, - предлагает воспитатель. Сценка «с
приходом гостей» повторяется 2-3 раза.
- Есть и еще одно правило, - продолжает воспитатель, - не перебивать
разговаривающих детей. В таких случаях надо подождать удобного момента и
изложить свою просьбу. Как это лучше сделать? Что надо сказать?
- Сейчас я обращусь с просьбой к Вале и попрошу, чтобы она прочитала свое
любимое стихотворение, а Оля подойдет и пожалуется на соседа, который
мешает её слушать. Воспитатель подходит к Вале и слушает, как та читает
стихотворение. Оля – она подготовлена заранее, - вы, выждав, когда
воспитатель, заметив её, обращается к воспитателю и к Вале: «Простите,
пожалуйста», глядя, только на воспитателя говорит: «Мария Ивановна, Витя
мешает мне слушать»
- А ты просила его не мешать тебе?
- Нет
- Напрасно. Вы уже старшие дети сумеете, я уверена, разобраться с Витей
самостоятельно.
Далее воспитатель еще раз напоминает, что сначала надо извиниться,
адресуясь к обоим разговаривающим, а потом уже обращаться с просьбой к
тому, кому она предназначена.
Упражнения повторяется. К его выполнению воспитатель привлекает
детей, часто нарушающих данное правило.
Затем воспитатель предлагает детям назвать все правила, которые они
узнали на занятии.
Заканчивая занятие, воспитатель говорит: «У меня к вам, ребята,
большая просьба. Расскажите о правилах поведения, которые вы сегодня
узнали, взрослым, друзьям, младшим сестренкам и братишкам. А, главное,
не забывайте этих правил сами».
Приложение 4
Словарь добрых слов и выражений.
ПРОЩАНИЕ будьте здоровы всего доброго всего хорошего доброй ночи доброго пути до встречи до свидания до скорого свидания до скорой встречи желаю всяческих благ кланяюсь вам нижайший поклон позвольте откланяться прощай(те) спокойной ночи счастливо счастливого возвращения счастливого пути храни вас Господь честь имею ЗНАКОМСТВО будем знакомы весьма рад давайте знакомиться очень приятно очень рад знакомству с вами позвольте представить(ся) рад познакомиться с вами разрешите с вами познакомить (ся) | ИЗВИНЕНИЕ извините, пожалуйста не обессудьте примите мои извинения поймите меня помилуйте признаюсь прости(те), пожалуйста прошу прощения я был(а) не прав(а) ПОЗДРАВЛЕНИЕ и ПОЖЕЛАНИЕ с днем рождения с днем ангела будьте здоровы всяческих благ приятного аппетита приятного сна спокойной ночи счастья вам удачного дня | ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР алло всего хорошего вы располагаете временем? извините за беспокойство кому он должен перезвонить? кто у телефона? минуточку можно вас побеспокоить? можно вас попросить? непременно выполню вашу просьбу отлично слышу перезвоните, пожалуйста повторите, пожалуйста приятно с вами побеседовать рад вас слышать с удовольствием удобно ли для вас время разговора? что я могу передать? я вас слушаю, ясно |
Пословицы и поговорки о дружбе.
1.Доброе братство лучше богатства.
2. Один в поле не воин.
3.Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет.
4. Одна пчела не много меду натаскает.
5. Артельный котел гуще кипит.
6. Берись дружно, не будет грузно.
7. Артель дружбой крепка.
8. Пушинка к пушинке - выйдет перинка.
9. Не мил и свет, когда друга нет.
10. Вдруг не станешь друг.
11. Для друга - все не туго.
12. Для друга и семь верст не околица.
13. Был бы друг, найдем и досуг.
14. Какову чашу другу налил, такову и самому пить.
15. Чего себе не хочешь, того другу не желай.
16. С добрым другом и прожиток не в убыток.
17. Коня в рати узнаешь, друга в беде.
18. Сукно избирай цветом, а друга приветом.
19. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
20. Легко друзей найти, да трудно сохранить.
21.Своих друзей наживай, а отцовских не утрачивай.
22. Не приестся хороший кусок, не прискучит хороший дружок.
23. С другом дружись, а сам не плошись.
24. Другу дружи, а другому не груби.
25. Не бойся умного врага, бойся глупого друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов для создания единой информационной среды »
"Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать" Сеймур ПайпертПроект разработан в Излучинском МБДОУ ДСКВ...
педагогический проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"...
Проект Тема:"Привитие детям культурно- гигиенических навыков"1 мл. гр.Руководитель проекта: Шляхина Е.К. воспитатель МБДОУ Детский сад "Аленка"
Цель проекта: Формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности....
Конспект итоговой совместной деятельности с детьми подготовительной группы «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Петербурговедение...
Конспект сюжетно — ролевой игры в подготовительной группе «Культурно — развивающий центр»
Проведение открытого просмотра сюжетно — ролевой игры в старшей группе «Культурно — развивающий центр»Игры: «Библиотека», «Читальный зал», &la...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Культурные традиции Курского края. Кожлянская игрушка»
Цель - знакомить детей с народным промыслом Курского края – кожлянской глиняной игрушкой-свистулькой, - и особенностями её росписи, приобщать детей к курской культурной традиции.Задач...
Проект «Приобщение дошкольников к культурным народным традициям» в подготовительной к школе группе
Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Формирование основ русской культуры должно пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни в дет...