Проект «Народную культуру изучаем, и традиции не забываем»
проект (младшая группа) на тему
Проект «Народную культуру изучаем, и традиции не забываем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2017-2018_1.docx | 591.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Поныровский детский сад «Ромашка»
Проект
«Народную культуру изучаем, и традиции не забываем»
Тип проекта:
- познавательно-творческий; групповой .
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь-апрель).
Участники проекта: дети второй младшей группы «Боровички, воспитатель, родители воспитанников.
Возраст детей: 3-4года.
Подготовила воспитатель:
Савельева И.В.
п. Поныри
2018 г.
Проблема:
Наше общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, утратой духовно-нравственных ориентиров. Считаю, что о духовно-нравственном развитии надо говорить уже с малых лет. Ещё Макаренко А.С. сказал: «Наши дети- это наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость. Плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми.»
Актуальность:
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Он выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимым в развитии ребёнка. Именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей.
Поэтому я посчитала необходимым донести до знания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры и традиций.
Цель проекта:
Сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
- прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
- развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностях.
- развивать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.
- объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Методы и приёмы работы:
- наглядный;
- словесный;
- практический;
- экспериментирование;
Ожидаемые результаты:
Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребёнку познакомиться с окружающим миром, осознать своё место в нём, развить интеллект, возможность развивать в ребёнке творческие способности, элементы самостоятельности, сформировать наглядно-образные мышления, навыки взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Ресурсное обеспечение:
Методическая литература :
Проект построен на основе методического пособия автор –состовитель В.Н.Косарева «Народная культура и традиции» и В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников».
Художественная и специальная литература по теме.
Материал для практической работы (цветная бумага, гуашь, карандаши, ножницы, цветной картон).
Наглядный материал (презентация, картинки, фотографии, книги).
Этапы проекта:
I этап. Предварительный : (Октябрь месяц)
Провести общее обсуждение с детьми, применяя методику «Трёх вопросов»
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать? (Все ответы записываются)
Затем задать вопрос: «С помощью чего мы можем узнать?»
Определить цель, наметить задачи для реализации поставленной цели. Составление тематического плана: продумывание практической, экспериментальной деятельности; продуктивной деятельность. Изготовление пособий для проекта .Чтение книг, обращения к родителям, специалистам.
II этап. Основной. (Ноябрь-март)
Проведениесовместной деятельности с детьми, бесед, экспериментов, воссоздание предмета или события, развитие предметно-развивающей среды, разучивание игр, стихов, вовлечение родителей: поиск с родителями информации.
III этап. Заключительный (Апрель)
Презентация проекта. Рефлексия.
Тематическое планирование совместной деятельности с детьми
День: четверг;
Время: зависит в какую смену работает воспитатель;
Продолжительность: 15 мин.
Месяц проведения и тема | Цели и задачи | ||
Ноябрь | «Знакомство с русской избой» (В.Н.Косарева «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет») | Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь новыми словами. | |
«Ходит сон близ окон…» (В.Н.Косарева «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет») | Знакомить со старинным предметом- колыбелькой. Активизировать в речи слова: колыбелька, люлька. | ||
«Как у нашего кота…» (В.Н.Косарева «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет») | Знакомить с обитателями избы- котом Васькой. Учить потешку «Как у нашего кота». Развивать интерес к малому фольклору. | ||
«Русская матрёшка» (В.Н.Косарева «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет») | Знакомить с народной игрушкой- матрёшкой. Ввести в активный словарь слова: матрёшка, расписная, деревянная. Развивать интерес к матрёшке, желание украсить её. | ||
«Маша варежку надела…» (В.Н.Косарева «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет») | Знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры. Расширять словарный запас: варежки, перчатки, пряжа, клубок. Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых. | ||
декабрь | «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» (В.Н.Косарева «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет») | Знакомить с историей возникновения чайника, его предшественником-самоваром. Расширять словарный запас: самовар, чайник, чаепитие. Воспитывать культуру поведения за столом через игру «Напоим куклу чаем» | |
«Что есть в печи- всё на стол мечи» (В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников») | Дать понятие о русском гостеприимстве, традиционных русских блюдах и посуде, о поведение за столом. Знакомство с пословицами и сказкой «Заюшкина избушка» | ||
«Наряжаем ёлку» | Создание радостного предновогоднего настроения, с помощью весёлых народных игр и хороводов. | ||
Подготовка к празднику Рождества Христова (Л.П.Гладких «Основы православной культуры. Мир- прекрасное творенье» Курск-2008) | Продолжать вводить детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа. Расширять представления детей о евангельских событиях Рождества Христова. Уточнить рассказ о родившемся Богомладенце, о поклонении Ему пастухов и волхвов и пении ангелов. Воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисуса Христа. Воспитывать желание потрудиться, подготавливаясь к празднику. Поддерживать радостное ожидание великого праздника. | ||
Январь | «Алёнку купаем, песню напеваем» (В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников») | Воспитание ласкового, заботливого отношения к маленькому ребёнку. Знакомство с песенками, пестушками и потешками на тему «Купания» Привлечение детей к помощи по хозяйству. Знакомство со сказкой «Липунюшка» | |
«Ладушки-ладушки» (В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников») | Знакомство с народными пальчиковыми играми, с новыми потешками. Повторение народных игр-хороводов. Ознакомление с театром теней. | ||
«Кто у нас хороший?» (В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников») | Знакомить с русским народным костюмом мальчика и девочки, с хороводом «Матрёшки», «Ходит Ваня». Вовлекать детей в инсценировки песенок и прибоуток, не требуя от них качества, но радуясь активности. | ||
Февраль | «Мы из сказки» (В.Н.Косарева «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет») стр.76-81. | Продолжать учить «играть в сказки», инсценировать её с помощью взрослого. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русской избы: ставенки, конёк, наличники, крылечко. Учить плясать подыгрывая себе на простейших инструментах. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство. | |
«Частушки» | Знакомство с частушками. Плясать в русских сарафанах. | ||
«Масленица» | Познакомить детей с традициями русского народа: дать представление о празднике «Масленица». | ||
«Богатыри земли Русской» | Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину; формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской; - ввести в словарь детей названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава); | ||
Март | «Заботимся сами о бабушке и маме» (В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников») | Воспитывать ласковое, заботливое отношение к людям. Показать необходимость такой заботы. Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко» и иллюстрации к ней. | |
« Приди весна с радостью» (В.Н.Косарева «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет») | Знакомить с временем года-весна, её особенностями, используя заклички, загадки, приметы. Учить с детьми заклички. Развивать интерес к народному фольклору. | ||
«Птички-птички, к нам летите» (В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников») | Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, познакомить родителей с русским православным обычаем встречи прилета птиц. Расширять словарный запас с помощью фольклора. Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости | ||
Подготовка к празднованию Пасхи (Л.П.Гладких «Основы православной культуры. Мир- прекрасное творенье» Курск-2008) | Дать детям первоначальные представления о традициях празднования Пасхи на Руси, об участии в празднике детей. Ознакомиться с традиционными детскими пасхальными играми. Воспитывать чувство приобщения к духовным традициям своего народа. Воспитывать у детей интерес и желание посильно готовиться к празднику. Поддерживать в детях ожидание пасхальной радости. Развивать навыки содержательного праздничного общения с ровесниками и взрослыми. |
Совместная деятельность с детьми «Знакомство с русской избой»
Совместная деятельность с детьми «Ходит сон близ окон…»
Совместная деятельность с детьми «Русская матрёшка»
Совместная деятельность с детьми «Что есть в печи- всё на стол мечи»
Совместная деятельность с детьми «Наряжаем ёлку»
Совместная деятельность с детьми «Ладушки-ладушки»
Совместная деятельность с детьми «Кто у нас хороший?»
Совместная деятельность с детьми «Мы из сказки»
Совместная деятельность с детьми «Частушки»
Совместная деятельность с детьми «Масленица»
Совместная деятельность с детьми «Приди весна с радостью»
Совместная деятельность с детьми «Птички-птички, к нам летите»
Совместная деятельность с детьми «Подготовка к празднованию Пасхи»
В содержание предметно-развивающей среды для самостоятельной образовательной деятельности:
- предметы для обогащения звукового сенсорного опыта, опыта манипулирования с предметами;
- предметы для разукрашивания, обводки по контуру (рукомойник, печь, чугунок, ухват, кочерга, самовар, коромысло, ведро, корыто, стиральная доска, глиняный горшок);
- плоскостные фигурки для фланелеграфа для обыгрывания знакомых потешек и сказок и активизации речи;
- вырезанные трафареты одежды и фигурки для их украшения;
- предметы народного творчества, иллюстрации, альбомы, фотографии
- книги сказок с иллюстрациями, книжка-игрушка, книжка-картинка, книга-панорама;
- иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Курочка ряба», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка» для рассматривания
- внесения нового оборудования: чугунок, ухват, кочерга, печь;
- сарафаны, платочки;
- иллюстрации к сказкам «Курочка Ряба», «Репка»;
- образцы расписанной одежды (рубашка и штанишки для мальчика, сарафан и кокошник для девочки.
Совместная деятельность с детьми по теме в режимных моментах:
Утро Вечер
- развивающие ситуации: рассматривание альбомов народного творчества (дымковская и богородская игрушка, матрёшка);
- игровая ситуация «В гости к нам пришли матрёшки». Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов. Учить детей составлять небольшие рассказы;
-рассматривания иллюстраций к сказкам и потешкам «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца» «Наш козел»;
- игры, прибаутки; народные игры с танцевальными движениями; детских музыкальных инструментах народные мелодии организации игр: на соответствие текста и движений рук «Пальчик-мальчик»; игры-драматизации «Умоем куклу»;
- разукрашивание предметов быта, обводки по контуру;
- аппликация по готовым формам;
- составление узора на полосе – на развитие восприятия;
- игры на соответствие текста и движений рук «Пальчик-мальчик»; игры-драматизации «Умоем куклу»; построек из кубиков «Печь», «Изба», «Колодец»;
- расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, и др;); Знакомить с народными промыслами; Продолжать знакомить с устным народным творчеством; Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности;
- игры в уголке ряженья;
- знакомство с умывальником из народной избы;
- игры с народными деревянными, тряпичными, глиняными игрушками;
- народные подвижные игры (Хороводные «Заинька» и «Петушок»);
- прослушивание и подпевание народных песен;
- дидактическая игра «Одень Машеньке сарафан»;
- разучивание потешки «А тари, тари, тари»;
- постройки из кубиков «Печь», «Изба», «Колодец». Цель: учить располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу. Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали;
- игры со строительным материалом «Расставим мебель» Цель: продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединяя их по сюжету. Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробку. Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных).
- рассматривание картинок о народных промыслах;
- образные игры- имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра;
- дидактические игры с матрёшкой, богородскими игрушками;
- выкладывание на листе бумаги детали разной формы, величины, цвета в определенной последовательности по алгоритму, составляя несложные образы предметов
Гигиенические процедуры, завтрак, обед, полдник, ужин
- использование потешек «Уж я косу заплету, Уж я руссу заплёту…», «Чешу, чешу волосоньки…»,
при одевании: «Купим сыну валенки…», при умывании: «Банька» (Ю; Кушак), «Гуси-лебеди летели …»
- во время умывания слушание песни «Мы умеем чисто мыться»;
- перед сном слушание «Лю-лю, бай» рус; нар; колыбельная
- русские народные потешки, пословицы, поговорокы, загадки об овощах и о фруктах;
- ситуативные разговоры о пользе каш, молока.
Прогулка
Наблюдение:
Подвижные игры: с бегом: «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках»; игра с пением «Заинька выходи»; с бегом «Горелки».
Заключение:
- Дети познакомились с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
- Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
- Познакомились с народными пословицами, поговорками;
- У детей сформировалось понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
- У детей расширились представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.);
- Продолжает воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки;
Список литературы.
В.Н.Косарева «Народная культура и традиции»
В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников».
Л.П.Гладких «Основы православной культуры. Мир- прекрасное творенье» Курск-2008
Художественная и специальная литература по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект"Народная культура и традиции русского и татарского народов"
Вид проекта:творческий,краткосрочный,коллективный.Срок реалиации:две недели.Образовательная область:патриотическое воспитание....
Проект "Народная культура и традиции татарского и русского народов"
Расширять представление о национальной культуре татар и русских....
Педагогический проект "Народные культура и традиции"
Творческий,нравственно- патриотический проект...
Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"
Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"...
Проект «Народные культура и традиции»
Мы живем в трудное время: нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значение, ибо только подлинная культура ...
СЦЕНАРИЙ непрерывной образовательной деятельности с детьми 3 -4 лет «Сорока, сорока…» в рамках проекта «Народная культура и традиции»
Цель: прививать детям любовь к художественному слову посредством фольклора; развивать хорошую память и дикцию, обогащать активный словарный запас; способствовать выразительности речи детей путем инсце...
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...