Проект "Малыши играют в шахматы"
проект на тему

Кашина Надежда Ивановна

Цель данного проекта - создание условий для личностного и интеллектуального развития детей, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игры в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malyshi_igrayut_v_shahmaty.docx178.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение   г.Нижневартовска  детский сад №77 «Эрудит»

C:\Users\Admin\Desktop\40085234.jpg

Тема проекта

«Малыши играют в шахматы»

C:\Users\Admin\Desktop\chess-for-children.jpg

Автор – разработчик:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Кашина Надежда Ивановна

2017

Проект  «Малыши играют в шахматы»

«Шахматы – превосходная школа

последовательного логического мышления...»

В.А. Сухомлинский

Краткая аннотация проекта

Цель данного проекта — создание условий для личностного и интеллектуального развития детей, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Внедрение проекта по обучению игре в шахматы старших дошкольников как средства интеллектуального развития в дошкольном образовании способствует интеграции и координации  деятельности педагогов учреждения; предоставляет  для воспитанников  и родителей  возможность реализовать их права на гарантию качества получаемых услуг, а  так же делает образовательную систему дошкольного учреждения открытой для активного участия родителей.

Проект реализуется через образовательную деятельность, осуществляемую в совместной деятельности, во взаимодействии с семьями воспитанников, создание предметно-пространственной среды.

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление проекта и для которых данный проект предназначен, являются воспитанники старшей «Ж» группы, педагог, родители  (законные представители).                                                                                                                              

Обоснование необходимости проекта

В последние два десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков педагогики и психологии уделяется проблеме социализации детей в современном мире. Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Образовательный процесс дошкольного учреждения направлен на выполнение социального заказа родителей, общества, государства. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.  Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

         Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способность действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно - образное мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.  Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Актуальность данного проекта состоит в том, что он направлен на организацию содержательного досуга дошкольников, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно - эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в  зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и  обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе».

Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в проекте. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.

Проблема

Главная черта современного мира — стремительные перемены. Курс нашей страны на преобразование в экономике, политической и общественной жизни влечет за собой изменения во всех остальных институтах общества. Изменение миссии человека в обновляющейся системе, его политических и духовных взглядов приводит к изменению требований к личности члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке.

Социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную. Значит очень важно для России, чтобы каждый её гражданин к моменту своего совершеннолетия обладал следующими качествами:

  • самостоятельностью и критичностью мышления
  • умением мыслить как логически, так и творчески;
  • развитой интуицией;
  • умением концентрироваться, собираться в критических ситуациях;
  • цепкостью, последовательностью в достижении поставленной цели, в том числе в условиях противодействия намеченным планам;
  • выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения;
  • хорошей, а может быть, даже отличной памятью;
  • умение планировать, анализировать, контролировать;
  • самодисциплиной и самоконтролем;
  • уважению к чужому мнению;
  • развитой фантазией и воображением;
  • умением ценить красоту мысли, определенным эстетическим воспитанием;
  • способностью бороться до конца и не падать духом в критических ситуациях.

Начинать формирование этих качеств необходимо уже у дошкольников. Прекрасным средством для реализации этой благородной цели  являются шахматы.

Многие известные шахматисты  подчеркивают пользу обязательного изучения  шахмат. Вот как, например, писал об этом Капабланка: «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного…».  

Не все, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами, важнее иное – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности.

Сегодня идет  поиск  оптимальных структур, гибких образовательных систем, обеспечивающих полноценное развитие и воспитание ребенка.

Многие ведущие специалисты настаивают на том, что образовательное учреждение должно давать модели,  а не всеобъемлющее знание. И именно шахматы по многим показателям   — это идеальная объяснительная модель.   Ведь шахматы — это в первую очередь игра, а в  ней, как известно, лучше и без утомления усваивается учебный материал.

 Шахматы активно формируют способность к логическому мышлению. Эта древняя игра открывает новые горизонты познания, создает положительную мотивацию учения, активно формирует личность и   является особым видом творческой деятельности. Регулярные занятия  шахматами  могут влиять на общее развитие ребенка, его жизненную активность, противостояние стрессовым ситуациям, наибольшее раскрытие природных способностей. 

Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что ребёнок в простой и доходчивой форме, через разнообразные доступные методы и приёмы работы развивает личностные качества, получает знания, накапливает опыт,  самостоятельно думает, анализирует, становится собраннее, самокритичнее, у ребенка обогащаются мыслительные процессы.

Занятия носят интегрированный, занимательный  и побудительный характер, они  построены в форме игры, что делает их интересными для детей.

Продолжительность проекта – 1 учебный год.

Цели и задачи проекта

Цель данного проекта - создание условий для личностного и интеллектуального развития детей, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Исходя из выше сказанного, вытекают следующие задачи:

  1. Научить детей играть в шахматы в соответствии с правилами игры.
  2. Ускорить интеллектуальное развитие дошкольников.
  3. Выработать у детей навык постоянного принятия решения.
  4. Выявить детей, которые далее пожелают заниматься шахматами.
  5. Привить интерес и любовь детей к игре.
  6. Популяризация шахматной игры среди детей дошкольного

образовательного учреждения и их родителей.

 Процесс обучения игре воспитывает у детей привычку к преодолению трудностей и выполняет следующие функции:

Познавательная:

  • расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы);
  • развивает изобретательность и логическое мышление;
  • формирует устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы;
  • способствует освоению детьми основных шахматных понятий;
  • развивает умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
  • знакомит с правилами поведения партнёров во время игры, учит детей во время партии действовать в соответствии с этими правилами;
  • учит детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
  • обеспечивает успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной партии;
  • содействует активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

Воспитательная:

  • вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

               Эстетическая:

  • обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

Физическая:

  • побуждает уделять время физической культуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

 Коррекционная: 

  • помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Дидактические принципы занятий:

  • от простого к сложному,
  • от легкого к более трудному,
  • от известного к неизвестному, применяя элементы занимательности, новизны.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25 минут на протяжении восьми месяцев.

 Основное содержание проекта 

недели

№ занятия

Тема

Программные задачи

Методические приёмы

1

1

Шахматная доска.

Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из д/сказки «В стране шахматных чудес». Беседа по содержанию сказки.

2

Шахматная доска.

Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе.

Чтение-инсценировка, д/и «Да нет»

2

3

Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски.

Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия "горизонталь", "вертикаль",

Показ, беседа. Чтение сказки «Шахматная беседка». И.Г. Сухина.

4

Шахматная доска.

Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух.

Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина Дидактическое задание «Диагональ».

3.

5

Шахматная доска. «Шахматная эстафета».

Отрабатывать практические навыки.

Схематическое изображение доски. «Составь доску», «Пройди и назови поле», «Шахматное лото».

6

Шахматные фигуры

Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания

Чтение сказки  «Чудесные фигуры»

Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай – ка», «Секретная фигура»,  «Что общего?»

4.

7.

Начальное положение

Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет".

Показ, объяснение. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

8.

Слон.

Формировать представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры

Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин».

5.

9.

Слон.

Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», отработка практических навыков

Отгадывание загадки о слоне

Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

10.

Слон.

Отрабатывать практические навыки.

Практические навыки.

6.

11.

Ладья.

Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами.

Чтение дидактической сказки «Я – Ладья». Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры

12.

Ладья.

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки».

Д/и «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» «Ограничение подвижности».

7.

13.

Ладья против слона.

Отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику

Дидактические задания «Перехитри часовых»,  «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Д/и «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона).

14.

Ладья.

Отрабатывать практические навыки

Практические упражнения. «Загадки из тетрадки».

8.

15.

Ферзь.

Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура»

Чтение дидактической сказки «Кони черные и белые» Д/и «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

16.

Ферзь против ладьи и слона.

Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем.

Практические упражнения.

9.

17.

Конь.

Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию

Рассказать и показать сложность ходов коня. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

18.

Конь.

Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. Показать позицию, в которой конь может ставить «вилку».

Д/и «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности»,

«Секретная фигура»

10

19.

Конь против ферзя, ладьи, слона

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Д/и «Волшебный мешочек»

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».

Д/и «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» «Ограничение подвижности».

20.

Пешка «Ни шагу назад!»

Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Чтение дидактической сказки «Детский сад. Чудесная Пешка» Рассказ о пешке. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин». Д/и «Волшебный мешочек»

11.

21.

Пешка.

Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение.

Дидактические задания «Сними часовых», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Д/и «Захват контрольного поля»

22.

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.

Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение.

Д/и «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух). «Ограничение подвижности».

12.

23.

Праздник пешки.

Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость, сообразительность речь.

Соревнования.

24.

Король.

Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.

Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

13

25.

Король. «Волшебный квадрат»

Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.

Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. «Двойной удар», «Взятие». Д/и «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности».

26.

Турнир на чемпиона

Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач.

Практические навыки.

14.

27.

Объяснить детям правила для играющих

«Тронул -ходи», «Ход сделан - обратно не вернёшь».

Формировать представления об элементарных правилах. Развивать мелкую моторику.

Беседа, показ, практическое упражнение.

28.

Шах.

Формировать представление о позиции «Шах» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

15

29.

Шах.

Закрепить представления детей о позиции «шах» Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей.

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Д/и «Первый шах».

30.

Шах и мат.

Формировать представления о комбинациях «Шах», «Мат» («Вилка»  и  «Комбинация»  - двойной удар).

Практические упражнения.

16.

31.

Мат.

Формировать представления о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций.

Чтение сказки «До свидания, Шахматная страна».

Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

32.

Мат в один ход.

Закрепить представления детей о позиции «Мат» Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

17

33.

Ничья.

Формировать представлений о положении «Пат», выделение отличий пата от мата.

Чтение сказки «Мат и пат», рассказ о позициях «мат» и «пат»

Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

34.

Ничья.

Отрабатывать практические навыки.

«Загадки из тетрадки». Практические упражнения.

18.

35.

Игра в парах.

Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы.

Практические упражнения.

36.

Рокировка.

Познакомить с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

19.

37.

Рокировка.

Отрабатывать практические навыки.

«Загадки из тетрадки». 

Чтение сказки И. Сухина «Куда идёт король».

38.

Провести турнир на лучшего игрока.

Закрепить знания, почему слонов надо быстрее выводить в центр. Развивать сообразительность, находчивость.

Практические навыки. «Загадки из тетрадки».

20.

39.

Тренировочная шахматная партия.

Игра всеми фигурами. Овладение элементарными основами шахматной игры. Воспитание морально – волевых качеств ребят.

Практические навыки. «Загадки из тетрадки».

40.

Шахматная нотация

Закреплять знания детей о горизонтальных линиях, познакомить с их обозначениями. Закрепить цифры от 1 до 8.

Практические навыки, рассматривание иллюстраций.

21.

41.

Шахматная нотация.

Закреплять знания детей о вертикальных линиях. Познакомить с их буквенными обозначениями. Упражнять в произношении латинских букв.(A,B,C,D,E,F,G,H).

Практические навыки.

42.

Эстафета.

Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся.

22.

43.

Практические навыки: мат белыми в один ход

Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

«Загадки из тетрадки».

44.

Практические навыки: лучший ход белых.

Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

«Загадки из тетрадки»

23.

45.

Практич. Навыки

лучший ход чёрных.

Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

«Загадки из тетрадки».

46.

Практич. навыки «Грозный ферзь»  -побей все чёрные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре.

Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

«Загадки из тетрадки».

24.

47.

Шахматная партия

Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Д/и «Два хода»

48.

Шахматная партия.

Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

25.

49 -50

Шахматная партия

Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

26.

51.

Шахматный праздник.

Закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы. Развивать логическое мышление. Внимание, умение отгадывать загадки про шахматные фигуры. Знакомство детей с историей возникновения шахмат, интересными фактами из жизни шахматистов.

52.

Первые ходы.

Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле.

Игры в парах.

27.

53.

«КВН» с участием детей и взрослых».

Закреплять знания игры в шахматы.

Соревнование.

54.

До свидания шахматная страна.

Закреплять пройденный материал. Вспомнить, как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка.

Игра.

Ожидаемые результаты

  • Дети имеют представление о шахматной доске, ориентируются на ней
  • Различают и называют шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
  • Правильно расставляют шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение.
  • Имеют представления о правилах игры, правильно их применяют
  • Имеют представления об истории шахмат и выдающихся шахматистах.
  • Владеют шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, взятие, шах, мат, пат, ничья.
  • Имеют представления о некоторых тактических приёмах.

Список использованной литературы

  • Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991
  • Казак Н.В., Казак А.А. Маленьким о шахматах. М., ВЛАДОС,
  • Карпов А. «Учитесь шахматам», Москва, «Эгмонт Россия Лтд», 1997
  • Петрушина Н.М. «Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003  
  • Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  • Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких: Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001
  • Хенкель В. Шахматы для начинающих М.: «Астрель» 2002
  • «Учусь играть в шахматы», составитель В. Третьякова, Москва, «Издательский центр «Терра», 1997
  • Чандлер М., Миллиган Х. «Шахматы для детей», Москва, 2011

Приложения

игры на развитие логического  мышления

«шахматный мешочек»

1-ый вариант
В матерчатый шахматный мешочек кладу фигуру и называю ее, за-

тем ребенок, Н., говорю: «Ускакал от меня конь», «убежала ладья» и т.д.

2-ой вариант
В мешочке прячутся все фигуры сразу, и по заданию дети по очереди

на ощупь ищут определенную фигуру, или достают любую фигуру, называя ее сначала, а затем показывают всем детям.

«Что изменилось»

Расставить на магнитной доске или поставить на столе 5-6 шахмат-ных фигур.

Дети закрывают глаза, я убираю одну фигуру или меняю местами. Ребята говорят, что изменилось. Если ребята не справляются, то

надо начинать игру с маленького количества фигур, например 3-х – 4-х, затем добавляя по одной.

«правильно, неправильно»

Расставляю черные фигуры в 8-ом ряду или белые фигуры на 1-ой го-ризонтали. Спрашиваю: «Правильно ли стоят фигуры?». Дети отвечают, на-зывая, какая фигура стоит не на своем месте и где она должна находиться.

«найди сходство и разницу»

1 вариант
Предлагаю ребятам сравнить по внешнему виду 2 шахматные фигу-

ры, отметить их сходство и различие.

2 вариант
Сравнить две фигуры или группу по тому, кто как ходит, например,

ладья и ферзь.

«узнай по описанию»

Воспитатель: Просит отгадать, что это за фигура.
Описывает: «Она ходит и бьет по вертикали и по горизонтали на любое

возможное количество клеток. Она не имеет права ходить по диагонали».

Дети: – ЛАДЬЯ
Воспитатель: «Начинает движение в одном направлении, а закан-

чивает его в другом. Получается след на доске, похожий на букву «Г»».

Дети: – КОНЬ.

«шахматная данетка»

Я загадываю фигуру, ребята задают вопросы: например, это фигу-ра? Ходит она по диагонали? Это он или она? Стоит он (она) на 1-ой гори-зонтали? Фигура ходит на одну клетку во всех направлениях.

Воспитатель: отвечает «да» или «нет», пока дети не отгадают.

Эстафета: «кто вперед»

Дети делятся на 2-е команды. На обратной стороне шахматные до-ски. По сигналу «Начали» ребята бегут и ставят одну фигуру, одна коман-да – белые, вторая – черные, и так по очереди расставляют все фигуры и пешки. Подвести итог: кто правильно и быстро расставил фигуры, тот победитель.

«кто в домике живет»

Ребенок берет любую фигуру, ставит ее на место и говорит, в каком домике она живет. Например, ладья белая живет в домике А1, конь Ь2, слон – СЗ (Слон живет в домике СЗ).

«угадай, о какой фигуре я думаю»

Он (конь, ферзь, король, слон)
Она (ладья, пешка)
Или: «Раньше она могла плавать, ходить может только прямо...» Далее: «Начинает он ходить с белого поля, а попадает на черное...»

«Что лишнее?»

а) Конь, ладья, пешка, слон. (Пешка), (Все – фигуры, а пешка – нет)

б) Три белые фигуры, одна черная.

в) Три деревянные, одна пластмассовая.

г) Три пешки и ладья.

кРаткий шахМатный СлОваРь

1. Активные шахматы – когда время на партию отводится по 30 минут на каждого игрока.

2. Арбитр – шахматный судья.

3. Анализ – подробный разбор позиции, партии.

4. Битое поле – поле, которое контролируется пешкой или фигурой.

5. Вертикаль – линия, которая идет от игрока к игроку, обозначается восемью буквами.

6. Блиц – быстрые партии, когда игрокам на все ходы отводится по 5 минут.

7. Вилка – одновременное нападение на две фигуры.

8. Взятие – уничтожение пешки или фигуры.

9. Горизонталь – прямая на шахматной доске, идущая слева направо, обозначается цифрами.

10. Диагонали – линии доски, идущие наискосок. Состоят из полей од-ного цвета, разной длины.

11. Гамбит – жертва пешки в дебюте для захвата инициативы.

12. Диаграмма – шахматная доска, печатаемая в книгах. Белые фигуры располагаются внизу.

13. Дальнобойные фигуры – фигуры, которые контролируют поле по всем линиям доски. Это ферзь, ладья и слон.

14. Развитие – ввод фигур в игру.

15. Позиция – размещение фигур и пешек на шахматной доске.

16. Поле – одна из клеток на шахматной доске.

17. Разряд – шахматная квалификация, самый низший 4 разряд, затем идет 3, 2 и 1, кандидат в мастера, мастер, грассмейстер.

18. Размен – обмен фигурами или пешкам. Бывает выгодный и невы-годный.

19. Турнир – вид шахматных соревнований: на получение разряда, на личное первенство, на звание сильнейшего, командный.

20. Таблица – документ, куда записываются очки игроков.

знакомство с шахматной доской

Шахматная игра – это война, сражение между армиями белых и чер-ных фигур.

Поле шахматных сражений – шахматная доска. Каждый начинаю-щий шахматист должен твердо усвоить: чтобы играть, надо хорошо знать доску.

На шахматной доске 64 клетки, она квадратная, с каждой стороны по 8 клеток, которые чередуются – белая, черная ...

Чтобы играть, надо располагать доску так, чтобы белое угловое поле было по правую руку от вас. Шахматная доска состоит из горизонталей, вертикалей и диагоналей: 

Горизонтали обозначаются цифрами от 1 до 8;

Вертикали обозначаются латинскими буквами:
a (a), b (бэ), с (цэ), d (дэ), е (е), f (эф), g (жэ), h (аш).

Диагонали состоят от 2-х до 8-ми полей и обозначаются буквой и цифрой,

– это начало, потом следует черточка (-),
и снова идет буква и цифра – конец. Например, диагональ al-h8.

Угловое поле по правую руку от белых называется h8. Угловое поле по правую руку от черных называется а8. Каждое поле обозначается сна-чала буквой, а затем цифрой (например, е4, f5 и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Полезная информация для родителей. " Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы? "

Детям игра в шахматы открывает ворота в мир непредсказуемых познаний творения древних мудрецов, изобретших одну из самых гениальных игр человечества — ШАХМАТЫШахматы, с первых же дней зна...

Рабочая программа по обучению детей 5-7 лет игре в шахматы "Королевство шахмат"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13564964","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]   ОглавлениеПояснительная записка..........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...