Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы
«Страна шахмат»
Конспект подготовила:
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Жукович Светлана Анатольевна
Цель: формировать общие первоначальные представления детей старшего дошкольного возраста о возникновении и особенностях игры в шахматы.
Задачи
1. Заинтересовать воспитанников начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
2. Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление дошкольников.
3. Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.
Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; «чудесный мешочек» с шахматными фигурами; графические изображения человечков - «Одноглазик», «Двуглазик», «Трёхглазик»; чистые листы бумаги для рисования и маркеры - у каждого ребёнка; призы - наклейки за правильные ответы; подарочные буклеты на память - каждому ребёнку.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство! Но это не обычное королевство, а шахматное. Но прежде чем мы это сделаем, скажите:
- А знаете ли вы, что такое шахматы? (Ответы детей)
- Это чудо из чудес
Нам известно с детства,
Ждет ребят, как дар небес,
Шахмат королевство.
Там и ныне, словно встарь,
На высоком троне
Восседает грозный царь
В шахматной короне.
Там отважны и сильны
Пешки храбро бьются,
Там и кони и слоны
Доблестно дерутся.
Ферзь с ладьей - на страх врагам
Поспевают всюду.
Кем, не скажите ли мне,
Выдумано чудо.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)
Воспитатель: - Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.
- Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)
2. Основная часть
Воспитатель: - Тогда, слушайте внимательно.
- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле? (Ответы детей)
Подвести детей к понятию, что главный - Человек.
Воспитатель: - Да, действительно, самый главный на Земле - Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.
- Одна голова Дракона - жадность, вторая голова – подлость, предательство, а третья голова - хитрость.
- Жадность и предательство - самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)
Воспитатель: - Если человек жадный, то он может и предать.
- А вот хитрость - это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.
Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это - отрицательные качества.
- А положительное - найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например - Василиса Премудрая.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.
Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу.
Подвести к понятию: и ум, и сила.
Воспитатель: - Кто главнее папа или мама? (Папа и мама)
- Что лучше: хорошо учиться или много знать? (Хорошо учиться и много знать)
- Или, что лучше: лето или зима? (Каждое время года хорошо по-своему)
- А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она «Чудесный мешочек». Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)
Игра «Чудесный мешочек»
Ребенок достает шахматную фигуру
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)
- А на что она похожа? (Ответы детей)
Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.
- Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ - поощрительный приз.
Маленькая, удаленькая,
Через поле пройдет
И награду найдет. (Пешка)
Не живет в зверинце он
И не весит сорок тонн,
Но и ловок, и силен.
Догадались? Это (Слон)
Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это? Это (Конь)
Этот важный господин
Захватил всю власть один.
Слушаться его изволь.
Кто это такой? (Король)
Стоит в Углу с величием судьи,
Приз дадут, и смело вступит в бои.
Известна своей крайней прямотой,
Неужто не узнаешь ты (Ладьи)
Всех он смелее и сильней,
И не узнать его нельзя,
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал. (Ферзя)
Физминутка
Воспитатель: - Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.
На доске графические изображения человечков – «Одноглазик», «Двуглазик», «Трёхглазик»
Воспитатель: - Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)
- Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист. Вспомним фразу А. С. Пушкина «А во лбу звезда горит» - таким будет идеальный шахматист. Но это достигается не сразу.
- Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)
Воспитатель объясняет, что Одноглазик - ум, Двуглазик - мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик - это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.
Воспитатель: - Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах.
Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста.
Воспитатель: - Давайте рассмотрим каждого из них.
- Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)
- А только Двуглазиком - то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)
- Какой же вывод можно сделать?
- Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.
- Из этого следует: «Хочешь победу завоевать - должен Трехглазиком в шахматах стать!» (Повторить вывод хором)
- А вы хотите, стать победителем? (Да)
Воспитатель: - А как стать победителем вас научат у нас в шахматном дворце «Белая ладья».
- Вам понравилось наше путешествие? Ребята, а нам пора возвращаться обратно в наш сад. Но мы обязательно вернемся назад в королевство шахмат и продолжим путешествия.
3. Итог занятия
Воспитатель: - Ребята, что же нового вы узнали сегодня?
- Где родилась игра в шахматы. (Индия)
- Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное - прийти учиться в шахматную школу)
Воспитатель: - Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!
За каждый правильный ответ детям вручается наклейка - смайлик, надо учитывать, что наклейки должны быть у всех детей, для поддержания мотивации. В конце занятия можно раздать буклеты с наглядно – представленным содержанием занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности дорожного движения «Знатоки дорожного движения»
Цель: Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.2. Закреплять правила дорожного движе...
Конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию. Тема: «Сказки, найденные в траве»
В представленном материале предлагаю один из вариантов обучения детей творческому рассказыванию. На протяжении всей образовательной деятельности также идет работа по развитию других сторон речи. Данна...
Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Интерес к игре в шахматы....
План-конспект занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы
Занятие направлено на ознакомление детей с историей шахмат....
Конспект занятия с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»
Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения....
Конспекты занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шашки.
Конспекты занятии по шашкам...
Рабочая программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы "Королевство шахмат"
Образовательная программа «Королевство шахмат» по обучению игре в шахматы разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Данная программа напра...