Конспект итогового мероприятия в старшей группе «Традиции чаепития на Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пищаева Светлана Васильевна

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и традициям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового мероприятия в старшей группе

«Традиции чаепития на Руси»

Цель: Обобщить представления детей о традиционном на Руси чаепитии, о культуре и быте русского народа. 

Задачи:

Воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре; расширять общий кругозор детей.

Оборудование: Предметы традиционного русского народного быта, самовар, чашки, поднос с выпечкой, картинки.

Ход:

В групповом помещение оборудована небольшая часть старинного быта – «избы». На столе, расписанном под хохлому, разложены расписные ложки, чашки, самовар, разнос с выпечкой.

Воспитатель:

Очень часто за событиями                                                                  

И сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней,

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

- Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на  столе. Когда - то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых  жили люди. Как вы думаете, для чего они? (Ложки для еды, самовар для  чая)

Дети садятся за стол.

- Ребята, как вы думаете, что было самым главным на столе? (самовар).

Воспитатель читает стих:

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

- Почему самовар так назвали? (ответы детей)

- А что он варит? (воду)

- Да, ребята, раньше говорили, что «варили» воду, а не кипятили. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала.

- Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные.

Дети рассматривают изображения разных самоваров.

Беседа о чайной традиции.

- У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором.

Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.

     В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.

К чаю традиционно подавали сушки, сухари, бублики, мелко колотый  сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко, дули на него, чтобы остудить.

 

- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)

- В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.

- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).

- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)

- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.

- А как в старину заваривали чай? (в чайник-заварник насыпают заварку и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара).

- В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.

- Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.

- Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать.

 Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что делают на праздниках? (поют, танцуют, играют в игры)

- Правильно. Вот и нам пора отдохнуть и немного поиграть.

Физминутка.

 - Давайте с вами сейчас поиграем в одну старинную русскую народную игру «Бабушка Маланья».

Дети встают в круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего), даю ему платочек.

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой.

Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так.

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Играем 2 раза.

Дети садятся на стульчики.

- Ребята дайте поговорим, какой чай у нас получится, если мы заварим чай с листьями земляники.  Как мы его назовем? (Ответы детей.)

-Если с листьями жасмина? (Ответы детей.)

-С веточками малины? (ответы детей.)

-С листьями клубники? (Ответы детей.)

-С веточками вишни? (Ответы детей.)

-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет? (Ответы детей.)

-Если в чай добавить кусочки яблока? (Ответы детей.)

-Цедру лимона? (Ответы детей.)

-Кусочки персика? (Ответы детей.)

-Если вы заболели, с какой травой и какими ягодами вы пьете чай? (Ответы детей.)

 А сейчас ребята я расскажу вам о полезности чая:

1. Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится –

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобей полезней,

Помогает от болезней.

2. Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг.

3. Черный, красный и зеленый

Рассыпной и листовой.

Чай – напиток бесподобный

Это скажет вам любой.

Хорошо, гостей встречая,

Посидеть за чашкой чая!

Итог занятия.

- Понравились ли вам наши посиделки?

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Из чего любили пить чай?

- Что делали люди в праздники? (пели, играли, танцевали)

Когда вы придёте домой, обязательно расскажите о том, что интересного вы сегодня узнали, чему сегодня научились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия в старшей группе на тему: "Жизнь леса зимой"

Закрепление знаний о лесе и его обитателях в зимний период в формате КВН....

Конспект итогового мероприятия в старшей группе по теме « Неживая природа . Воздух . Спасение пузыря» .

Конспект итогового мероприятия по теме "Неживая природа. Воздух. Спасение пузыря" закрепление представления детей о свойствах воздуха....

Беседа с детьми старшей группы: «Традиции чаепития на Руси»

Обобщить представление детей о традиии на Руси чаепитии, о культуре и быте русского народа....

Конспект итогового мероприятия в старшей группы для детей с ЗПР «Хозяйка- ОСЕНЬ»

обобщение полученных знаний, умений. навыов, показ образовательного мероприятия для родителей воспитанников группы ЗПР...

Конспект итогового мероприятия в старшей группе «Большое космическое путешествие»

Формировать у детей чувство патриотизма через приобщение песням, танцам, играм, стихотворениям, посвященным теме: «Космос»....

Конспект итогового мероприятия в старшей группе Тема «День космонавтики»

Конспект итогового мероприятия в старшей группе Тема «День космонавтики»...