Конспект итогового мероприятия в старшей группе «Традиции чаепития на Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Приобщение детей к истокам русской народной культуры и традициям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект итогового мероприятия в старшей группе «Традиции чаепития на Руси» | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового мероприятия в старшей группе
«Традиции чаепития на Руси»
Цель: Обобщить представления детей о традиционном на Руси чаепитии, о культуре и быте русского народа.
Задачи:
Воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитывать патриотические чувства у детей через приобщение к русской национальной культуре; расширять общий кругозор детей.
Оборудование: Предметы традиционного русского народного быта, самовар, чашки, поднос с выпечкой, картинки.
Ход:
В групповом помещение оборудована небольшая часть старинного быта – «избы». На столе, расписанном под хохлому, разложены расписные ложки, чашки, самовар, разнос с выпечкой.
Воспитатель:
Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней,
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на столе. Когда - то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых жили люди. Как вы думаете, для чего они? (Ложки для еды, самовар для чая)
Дети садятся за стол.
- Ребята, как вы думаете, что было самым главным на столе? (самовар).
Воспитатель читает стих:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
- Почему самовар так назвали? (ответы детей)
- А что он варит? (воду)
- Да, ребята, раньше говорили, что «варили» воду, а не кипятили. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала.
- Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные.
Дети рассматривают изображения разных самоваров.
Беседа о чайной традиции.
- У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором.
Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.
В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.
К чаю традиционно подавали сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко, дули на него, чтобы остудить.
- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)
- В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.
- Как вы думайте, дети, что такое подстаканник (ажурная подставка с ручкой).
- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)
- Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.
- А как в старину заваривали чай? (в чайник-заварник насыпают заварку и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара).
- В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.
- Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.
- Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать.
Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что делают на праздниках? (поют, танцуют, играют в игры)
- Правильно. Вот и нам пора отдохнуть и немного поиграть.
Физминутка.
- Давайте с вами сейчас поиграем в одну старинную русскую народную игру «Бабушка Маланья».
Дети встают в круг. В середину круга выбираю одного ребенка (ведущего), даю ему платочек.
Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так.
Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Играем 2 раза.
Дети садятся на стульчики.
- Ребята дайте поговорим, какой чай у нас получится, если мы заварим чай с листьями земляники. Как мы его назовем? (Ответы детей.)
-Если с листьями жасмина? (Ответы детей.)
-С веточками малины? (ответы детей.)
-С листьями клубники? (Ответы детей.)
-С веточками вишни? (Ответы детей.)
-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет? (Ответы детей.)
-Если в чай добавить кусочки яблока? (Ответы детей.)
-Цедру лимона? (Ответы детей.)
-Кусочки персика? (Ответы детей.)
-Если вы заболели, с какой травой и какими ягодами вы пьете чай? (Ответы детей.)
А сейчас ребята я расскажу вам о полезности чая:
1. Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
2. Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
3. Черный, красный и зеленый
Рассыпной и листовой.
Чай – напиток бесподобный
Это скажет вам любой.
Хорошо, гостей встречая,
Посидеть за чашкой чая!
Итог занятия.
- Понравились ли вам наши посиделки?
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Из чего любили пить чай?
- Что делали люди в праздники? (пели, играли, танцевали)
Когда вы придёте домой, обязательно расскажите о том, что интересного вы сегодня узнали, чему сегодня научились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового мероприятия в старшей группе на тему: "Жизнь леса зимой"
Закрепление знаний о лесе и его обитателях в зимний период в формате КВН....
Конспект итогового мероприятия в старшей группе по теме « Неживая природа . Воздух . Спасение пузыря» .
Конспект итогового мероприятия по теме "Неживая природа. Воздух. Спасение пузыря" закрепление представления детей о свойствах воздуха....
Беседа с детьми старшей группы: «Традиции чаепития на Руси»
Обобщить представление детей о традиии на Руси чаепитии, о культуре и быте русского народа....
Конспект итогового мероприятия в старшей группы для детей с ЗПР «Хозяйка- ОСЕНЬ»
обобщение полученных знаний, умений. навыов, показ образовательного мероприятия для родителей воспитанников группы ЗПР...
Конспект итогового мероприятия в старшей группе «Большое космическое путешествие»
Формировать у детей чувство патриотизма через приобщение песням, танцам, играм, стихотворениям, посвященным теме: «Космос»....
конспект "Итоговое мероприятие в старшей группе."
Закрепление материала о весне...
Конспект итогового мероприятия в старшей группе Тема «День космонавтики»
Конспект итогового мероприятия в старшей группе Тема «День космонавтики»...