Исследовательская деятельность дошкольника
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) на тему
Исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения (т.е. поведения, выстроенного на базе поисковой активности и направленного на изучение объекта или разрешение проблемной ситуации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.pptx | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследование - один из видов познавательной активности человека; процесс поиска неизвестного , поиска новых знаний . (А.И. Савенков)
Типы исследования , доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И.М. Коротковой): Опыты (экспериментирование ); Коллекционирование (классификационная работы ); Путешествие по карте; Путешествие по «реке времени ».
Опыты (экспериментирование) Задача – освоение причинно-следственных связей и отношений. Деятельность в контексте «опыты »: привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта; предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект; формулирование причинно-следственных связей (если..., то...; потому..., что...); самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.
2. Коллекционирование (классификационная работы) Задача – освоение родовидовых отношений. Деятельность в контексте «коллекционирования»: поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).
3. Путешествие по карте Задача – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира ). Деятельность в контексте «путешествие по карте»: обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта; обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути; изучение растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.; заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками ( животних , растений, людей, занятых типичным трудом).
4. Путешествие по «реке времени » Задача – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящем). Примерные т емы путешествий Примеры методических и дидактических материалов, подобранных к каждой теме : – История жилища и бытоустройства ; – История коммуникации (почта); – История профессий. – примерное содержание; сюжетные и предметные картинки, знаки – метки; перечень художественной и справочной литературы; – игры, хороводы ит.д.
Исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения (т.е. поведения, выстроенного на базе поисковой активности и направленного на изучение объекта или разрешение проблемной ситуации).
Последовательность этапов занятия: актуализация темы , наводящей детей на постановку вопросов, проблем, касающихся этой темы; обсуждение идей , предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем; опытная проверка или предметно – символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями; предложение детям предметного материала , обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ (А.И. Савенков )
Этапы детских учебных исследований (основные этапы): выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); выработка гипотез, предположений; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.); защита.
1 этап – «Тренировочные занятия» Цель - познакомить детей с методикой проведения учебных исследований ( 2 – 3 фронтальных занятия) Предварительная работа педагога Проведение исследования
К арточки с символическим изображением «методов исследования » (можно сделать из картона, изображения на них нарисовать фломастерами или вырезать из цветной бумаги) « Подумать самостоятельно» «Спросить у другого человека » «Посмотреть в книгах » «Посмотреть по телевизору» «Получить информацию с помощью компьютера» «Понаблюдать» «Провести эксперимент »
Картинки - «темы» будущих исследований изображения животных, растений, зданий и предметов, иллюстрирующих различные тематики. Пример:
Самостоятельный поиск методов исследования через проблемные вопросы (ко всем детям): Пример: «Что мы должны сделать вначале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый ?» Следует понимать, что набор методов зависит от реальных возможностей. Знакомство с методами исследования:
На первом этапе проведения работы приходится неизбежно сталкиваться с тем, что потребность «письменно» фиксировать информацию у детей пока отсутствует. Воспитатель помогает, тем кто затрудняется найти символическое изображение или в способе фиксации. Но по мере участия в занятиях потребность в этом у них будет возрастать, будет расти и мастерство символического изображения фиксируемых идей . Отражение в пиктографическом письме собственных впечатлений ребенка показывает, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления ребенка и, следовательно, приобретает для него значимость, становится ценностью. Ход работы:
Способность изобретать эти символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.
Старайтесь обучать ребенка тому, чтобы эти значки и символы он делал быстро .
2 этап – « Самостоятельные учебные исследования старших дошкольников Предварительная работа У каждого исследователя должна быть специальная «Папка исследователя » с листочками для фиксации информации и ручками. Фломастерами и т.д. Количество карточек с темами должно соответствовать количеству детей в группе.
Ход деятельности Проведение исследования Каждый из детей (либо пара, группа детей ) выбирает тему исследования (выбирает карточку с темой) Этапы исследования определены папкой (ориентировка на символы, обозначенные на кармашках папки) Самостоятельные действия детей. Задача детей - собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад . В течении одного занятия. Задача воспитателя - выполнять обязанности консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
Ход деятельности Дети легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны. Эти моменты очень важны, мы старались акцентировать на них собственное внимание и внимание детей. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ.
Рекомендации для воспитателя для эффективного решения задач исследовательского обучения Самое главное - подходите к проведению этой работы творчески . Для этого: учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций; не сдерживайте инициативы детей ; не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно; не спешите с вынесением оценочных суждений;
Рекомендации для воспитателя для эффективного решения задач исследовательского обучения помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний : а)прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; б)формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в)учиться анализу и синтезированию и на их основе классификации, обобщению информации.
Рекомендации по выбору тем детских исследований Группы исследований: Фантастические - темы , ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; Эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов (объекты – все предметы или явления окружающего мира); Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках (то что можно спросить у людей что содержится в фильмах, написано в книгах и др .). Обычно выбирают одаренные дети.
Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, картонных коробок , упаковок из-под продуктов и косметики.
Ребенок решил провести серию экспериментов с волнистым попугайчиком. Ему требуется проверить экспериментально, как попугай реагирует на разную еду, как он относится к музыке, можно ли научить его выполнять какие-либо несложные действия и др. Можно провести эксперименты с растениями, их цветами, семенами и др. Прекрасные объекты для экспериментов и наблюдений - явления неживой природы: вода, глина, камни и даже небесные светила и др.
Рекомендации по выбору тем детских исследований Правила выбора темы Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его . Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования . ( Педагогическое искусство взрослого в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал своим выбором). Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Правила выбора темы 4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро . При этом следует учитывать уровень развития детей и желания, возможности. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, невысока даже у старшего дошкольника. Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследование на одном дыхании практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
ЗУН, которыми ребёнок овладевает в процессе исследовательской деятельности: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать ; учится постепенно познавать логическую структуру, последовательность изложения; наблюдать; проводить эксперименты ; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Заключение Технологию можно использовать в любом направлении развития ребёнка. Она дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка содержания познавательно–исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности « Эта удивительная глина»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»
Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой
Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...