Экспериментально-опытная деятельность
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Опыт – это преобразование жизненной ситуации предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения (В.И.Логинова ).
Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы образования цели, возникновения и развития новых мотивов личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtoraya_chast.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экспериментально-опытная деятельность Опыт – это преобразование жизненной ситуации предмета или явления с целью выявления скрытых , непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения ( В.И.Логинова ). Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы образования цели, возникновения и развития новых мотивов личности.
Значение элементарных опытов для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в них проявляется сознательная деятельность детей, направленная на лучшее познание природы, выявление зависимостей и связей между предметами и явлениями, между деятельностью людей и состоянием природы ; у детей развиваются наблюдательность, пытливость, познавательные интересы;
Значение элементарных опытов для развития познавательной деятельности дошкольников опыты оказывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников, т.к. им необходимо обнаружить и объяснить причину изменения объекта. Дети учатся анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения , выбирать способ решения задачи;
Значение элементарных опытов для развития познавательной деятельности дошкольников кроме того, опыты способствуют развитию речи, т.к. детям надо довольно четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы ; в опыте ребенок получает знания не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности .
Классификация экспериментов По характеру объектов, используемых в эксперименте : о пыты с объектами неживой природы; опыты с растениями; опыты с животными; опыты , объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов : в групповой комнате; на участке; в лесу, на поле и т.д. 3. По количеству детей: индивидуальные (1–4 ребенка); групповые (5–10 детей); коллективные (вся группа).
4 . По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические . 5 . По продолжительности: кратковременные (5–10 минут); длительные . 6 . По месту в цикле: первичные; повторные ; заключительные и итоговые .
По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения в групповой комнате: демонстрационные (при которых в группе имеется всего один объект, находящийся в руках педагога). Воспитатель сам проводит опыт (демонстрирует его), а дети следят за ходом и результатами; фронтальные (у детей на столах имеется раздаточный материал для экспериментирования)
Особенности детского экспериментирования : Детское экспериментирование свободно от обязательности. Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта . Н е следует жестко придерживаться заранее намеченного плана . Дети не могут работать, не разговаривая . ( необходимо специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению).
Особенности детского экспериментирования: Н ужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми . Право ребенка на ошибку . С детьми младшего и среднего дошкольного возраста опыты почти не проводятся, т.к. мал опыт детей, они не могут установить связи (поисковые действия).
Организация и руководство опытами (Т.А . Ковальчук) I этап. Подготовительный . Цель - вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности . Приемы: – подготовка воспитателем на глазах у детей необходимого оборудования; – задания дежурным подготовить оборудование, разместить его на виду у детей;
Приемы: – выделение объекта для опыта; – предварительное рассматривание материала или объекта для опыта. Воспитатель обращается к имеющемуся у дошкольников опыту, чтобы они предугадали дальнейшие действия ; – показ фрагментов видео- или диафильмов; – рассматривание иллюстраций, подготавливающих детей к восприятию объекта или явления.
II этап. Начало опыта . Цель: направить произвольное внимание детей и сосредоточить его на объекте, поддержать интерес , вызванный на I этапе, упрочить его . Содержание: Воспитатель ставит перед детьми задачу, предлагает им высказать свою гипотезу, обосновать свое предположение. Педагог не оценивает правильность или неправильность предварительного решения (лишь фиксирует их).
III этап. Основной . Цель : формирование реалистических представлений у дошкольников на основании организации элементарного опыта . Содержание: ч тобы у детей не угасал интерес к работе, следует чаще обращать их внимание на получение определенного результата, на уяснение сущности явления, причины его возникновения (если результаты отсрочены, то необходимо фиксировать промежуточные результаты в календарях наблюдения.
IV этап. Заключительный . Цель: подведение итогов, формулировка выводов . Содержание: Воспитатель возвращается к высказанным дошкольниками гипотезам , определяет их правильность, подводит ребят к формулированию окончательных выводов.
Предполагаемые результаты опытно-экспериментальной деятельности же деятельности
Старшая группа проявляет умение применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т.д.); может переключаться с одного способа группировки на другой, выделять и систематизировать положительные и отрицательные качества предметов и событий, аргументируя свое мнение с помощью речи; любознателен, проявляет умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус; любит экспериментировать, способен в процессе познавательно-исследовательской деятельности ставить перед собой проблему, анализировать условия и способы решения проблемных ситуаций; и спользует графические образы для фиксирования результатов исследования и экспериментирования; проявляет умение договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.
Подготовительная группа переносит из внешнего во внутренний план способы умственных действий, аргументирует свое мнение и умеет его отстаивать в дискуссии; любознателен, любит экспериментировать, способен в процессе познавательно-исследовательской деятельности ставить перед собой проблему, анализировать условия, выдвигать гипотезы, решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту; использует графические образы для фиксирования результатов исследования и экспериментирования; п рослеживает состояние одного и того же объекта в зависимости от стадии изменения; создает условия для реализации совместной проектной деятельности исследовательской и творческого типа инициирует её; «защищает» исследовательские проекты (рассказывает о них, отвечает на вопросы, умеет устанавливать закономерности, характерные для окружающего мира ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по экспериментально-опытной деятельности «Волшебное электричество»
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по экспериментально-опытной деятельности «Волшебное электричество»...
Программа экспериментально-опытной деятельности по теме «Формирование воспитательной системы ДОУ по художественно-эстетическому развитию воспитанников» на 2014-2015 учебны
В данном дошкольном учреждении внедряется воспитательная система художественно-эстетического развития, основанная на синтезе видов искусств и художественной деятельности: музыка и музыкальная деятельн...
План экспериментально-опытной деятельности в старшей группе
Исследовательская деятельность с детьми старшего возраста...
Программа экспериментально-опытной деятельности ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Ромашка» по теме «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников» на 2015-2016 учебный год
Программаэкспериментально-опытной деятельности ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Ромашка» по теме «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного...
Статья на тему: Роль экспериментально – опытной деятельности в познавательном развитии дошкольника
Зарожденная в детстве тяга к знаниям и наукам, вовремя и правильно сформированная и поддерживаемая как воспитателями так и родителями, даст нам возможность воспитать в нашем будущем поколении правильн...
Перспективный план экспериментально-опытной деятельности по теме «Мы – частичка природы» с детьми подготовительной к школе группы
Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащ...
Планирование экспериментально – опытной деятельности, старший дошкольный возраст
Данный материал содержит планирование эксперементальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, на полный учебный год и летний оздоровительный период....