Программа экспериментально-опытной деятельности ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Ромашка» по теме «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников» на 2015-2016 учебный год
методическая разработка ( группа) на тему

Программа

экспериментально-опытной деятельности

ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

структурное подразделение  детский сад «Ромашка»

по теме

«Игровые технологии в рамках  духовно-нравственного  воспитания дошкольников»

на 2015-2016 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

экспериментально-опытной деятельности

ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины

структурное подразделение  детский сад «Ромашка»

по теме

«Игровые технологии в рамках  духовно-нравственного  воспитания дошкольников»

на 2015-2016 учебный год

1.  Нормативно-правовая база  по  духовно-нравственному  воспитанию   дошкольников

        Программа экспериментально-опытной деятельности  разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

-  Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования»

- приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования»  

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

-приказ Министерства образования  и науки Самарской области от 06.02.2014 № 42-од «Об обеспечении введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Самарской области.

- Инструктивное письмо Минобразования России от 02.06.1998  №89/3416    «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на   выбор программ и педагогических технологий.                                                                                

 - Письмо Министерства образования России от 24.04.1995 № 46/19-15 «О   построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»

-Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

-Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение 2 к Письму Минобразования РФ от 31.01.2001 г. № 90/30-16).

-Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования РФ».

-Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

-Локальные акты ДОУ.

  1. Пояснительная записка

              В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно – правовые документы,  в первую очередь, Закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ и  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  внесли значительные коррективы  в сложившиеся представления работников  системы дошкольного образования. Поэтому основная задача  педагога дошкольного учреждения выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Сегодня по запросу государства, общества, родителей (законоправных участников) ребёнок должен быть успешным.

       Игровая технология, является основным видом деятельности детей,   сюжетно-ролевые, театрализованные,  коммуникативные, подвижные дидактические игры, подвижные с правилами, игровые упражнения проводятся во время образовательной деятельности,  в самостоятельной и в свободной деятельности, на прогулке, в повседневно-бытовых ситуациях, беседах,  во второй половине дня. Деятельность  может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил. При этом игровая деятельность позволяет ребенку раскрепоститься, обратиться к своему воображению, тем самым помогая развитию его творческих способностей. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка с взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка.  Игра-как ведущий вид деятельности дошкольника, вызывает в его психике качественные изменения. Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, – человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

3. Актуальность программы определена тем, что  формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра.

Отличительной особенности программы в том, что она направлена на  игровую  деятельность, где  формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Данный вид деятельности благополучно сказывается  на взаимоотношениях детей в коллективе.

Вся педагогическая работа педагогов с детьми делится на три блока:

1 блок  -  Создание мультимедийных игр для дошкольников.

2блок - Народные игры и игрушки, как средство духовно-нравственного воспитания детей.

3блок - Использование игровых технологий в проектной деятельности.

Цель работы:  Сохранение духовно-нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи:

1. Расширение кругозора, познавательной деятельности. Развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей.

2.Классифицировать игры  для воспитания нравственных качеств и подготовить их обеспечение.

3. Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

4.Повысить компетентность родителей в вопросе нравственного воспитания детей.

При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:

1.Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым.

2.Общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия.

3.Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.

4.Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных.

8.Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.

Определенность перспектив работы над программой, обоснованность необходимых для этого условий

При условии успеха реализации программы дети получат положительные качества, повысятся стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения; родители – высокое качество духовно-нравственного воспитания; педагоги повысят свой профессиональный уровень; все это, в конечном счете, позволит обеспечить:

  • повышение эффективности воспитательной системы;
  • качественное улучшение нравственного развития  воспитанников;
  • укрепление материально-технической базы;
  • максимальную адаптацию системы к запросам социума;
  • повышение конкурентоспособности.

В перспективе накопленный опыт организации образовательных услуг позволит расширить их путем

  • введения системы культурно-досуговой деятельности семей, проживающих в микрорайоне;
  • разработки и реализации индивидуального маршрута развития способностей воспитанников в различных видах деятельности.

5.План работы по теме: «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников» на 2015-2016 учебный  год

Дата

Мероприятия

Форма проведения

Результат

Ответственные

Работа с педагогами

Сентябрь

«Создание мультимедийных игр для дошкольников»

Мастер-класс

Воспитатели владеют технологией создания мультимедийных игр.

Воспитатели Деревянкина А.В.

Тухтаманова Л.Ф.

Ноябрь

«Игровые технологии в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Педсовет – деловая игра

Педагоги владеют игровыми технологиями, позволяющими творчески реализовать  современные требования к организации образовательной деятельности дошкольников.

Руководитель Антонова Л.В.

Декабрь

«Народные игры и игрушки, как средство духовно-нравственного воспитания детей.

Творческая мастерская

Создана картотека народных игр.

Старший воспитатель Атяшева В.Д.

Январь  

«Использование мультимедийных игр в духовно-нравственном воспитании»

Коллективный  просмотр НОД

«Моя родословная»

(подготовительная группа)

«Путешествие по сказкам Пушкина» (старшая группа)

Составлено для каждого ребёнка семейное генеалогическое древо.

Дети знакомы со сказками

А.С. Пушкина. У детей вызван эмоциональный интерес.

Воспитатели старшей и подготовительной групп

Васильева О.П.

Бундеева И.Л.

Февраль

«Методический сундучок» «Использование игровых технологий в проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию»

Конкурс проектов  по духовно-нравственному воспитанию детей

Обмен опытом по использованию педагогами игровых технологий.

Воспитатели средней, старшей и подготовительной групп.

Апрель

Педагогическая гостиная

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством игровых технологий»

Окружное методобъединение для педагогов ДОУ

Обмен опытом работы по применению игровых технологий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Руководитель Антонова Л.В.

Старший воспитатель Атяшева В.Д.

Июнь

Электронный сборник  «Игровые технологии по духовно-нравственному воспитанию».

Подведение итогов работы опорной площадки.

Создание продукта инновационной деятельности. Методические рекомендации по применению игр в приобщении детей дошкольного возраста к родным истокам.

Создан электронный сборник  «Игровые технологии по духовно-нравственному воспитанию».

Руководитель Антонова Л.В.

Старший воспитатель Атяшева В.Д.

Работа с детьми

Сентябрь

«Давайте любимые книжки откроем».

Тематическая  встреча в детской библиотеке.

 

Дети познакомились с художественной литературой духовно-нравственной тематики.

Старший воспитатель Атяшева В.Д.

Октябрь

«Осенняя встреча».

Развлечение

Дети знакомы с национальными народными обычаями, традициями и  играми.

Музыкальный руководитель Кузнецова М.И.

Воспитатель Тухтаманова Л.Ф.

Ноябрь

«Мама – слово древнее, святое…».

Театрализованная постановка

Дети знакомы с традициями на Руси.

Музыкальный руководитель Кузнецова М.И.

«Едино государство, когда народ един».

Тематический утренник, посвященный  Дню народного единства

Дети владеют знаниями о государственной символике, о народах, населяющих Россию, о государственных традициях через народные, мультимедийные и дидактические игры.

Музыкальный руководитель Кузнецова М.И.

Воспитатель Деревянкина А.В.

Январь

«Зимние забавы». Подвижные народные игры и развлечения.

Совместное с родителями развлечение.

Дети получили положительные эмоции.

Имеют представление об играх и увлечениях своих предков.

Инструктор по физической культуре Махмутова Э.В.  

Февраль

«Аты-баты, шли солдаты».

Спортивное развлечение совместно с папами.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Инструктор по физической культуре Махмутова Э.В.

Март

«Поздравляют от души внучата, дочки и сынки»

Театрализованное представление.

Установление доверительных партнерских отношений с родителями.

 

Музыкальный руководитель Кузнецова М.И.

Воспитатель

Бундеева И.Л.

Апрель

«История

Челно-Вершинского района»

Экскурсия в районный краеведческий музей.

Дети ознакомлены с историей создания Челно-Вершинского района.

Имеют представление о народах, проживающих в Поволжье.

Воспитатели подготовительной группы

Васильева О.П.

Сидорова В.И.

Май

«Букет Междуречья»

Фольклорный праздник.

Дети знакомы с традициями,  обычаями, обрядами и играми народов, проживающих в Челно-Вершинском районе.

Старший воспитатель Атяшева В.Д.

Музыкальный руководитель Кузнецова М.И.

Июнь

«Березовая карусель»

Развлечение

Вызван  интерес у детей к устному народному творчеству

Музыкальный руководитель Кузнецова М.И.

Июль

«В поисках приключений»

Турпоход с родителями

Сплочение детского коллектива, чувство ответственности, взаимовыручки.

Привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителям, воспитателями.

Старший воспитатель Атяшева В.Д.

Воспитатель

Бундеева И.Л.

Работа с родителями

Сентябрь

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Анкетирование

Изучены потребности и запросы родителей по вопросам воспитания у детей духовно-нравственных качеств.

Старший воспитатель Атяшева В.Д.

Октябрь

«Современная семья и её роль в духовно-нравственном развитии ребенка»

Общее родительское собрание – круглый стол.

Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей.

Руководитель Антонова Л.В.

Педагог-психолог

Рогачева М.П.

«Осенние встречи»

Театрализованная постановка с участием родителей  

«Веселая ярмарка».

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Музыкальный руководитель Кузнецова М.И.

Воспитатели групп.

Ноябрь

«Воспитание духовно-нравственных качеств в семье»

Деловая игра

Представлен и обобщен опыт семейного воспитания.

Все возрастные группы

Февраль

Изготовление  дидактических игр

Мастер-класс

Выставка дидактических игр, изготовленных родителями.

Воспитатели старшей группы

Бундеева И.Л.

Март

«Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол»

Творческая мастерская

Владеют навыками изготовления кукол. Организована выставка кукол.

Воспитатель Деревянкина А.В.

Май

Презентация проекта «Моя семья»

Конкурс на лучший детско-родительский проект

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Воспитатели

Васильева О.П.

Бундеева И.Л.

6. Планируемые результаты деятельности

  •   Положительная динамика духовно-нравственного воспитания воспитанников;
  • Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем предоставляемых образовательных услуг духовно-нравственного  цикла.
  • Повышение квалификации педагогов детского сада в области педагогические  технологии в духовно-нравственном воспитание, включенность в инновационную деятельность, удовлетворенность потребностей в самовыражении, признании, психологическим климатом в учреждении.
  • Совершенствование материально-технического, методического, дидактического обеспечения воспитательной системы.

Достижение ребенком таких целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования как:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в игровой деятельности;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

          Повышение рейтинга ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурного  подразделения детский сад «Ромашка» в районе, округе.

         Для получения планируемых  результатов в нашем дошкольном учреждении будет разработан электронный сборник  инновационной деятельности. Методические рекомендации по применению игр в приобщении детей дошкольного возраста, система работы игровые технологии в рамках  духовно-нравственного  воспитания дошкольников, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

•        обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

•        создание условий для нравственного воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно-развивающей среды);

•        организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);

•        координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя, психолога, руководителей дополнительной образовательной деятельности), руководителя структурного подразделения, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области игровые технологии в духовно-нравственном воспитание. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

При построении системы духовно-нравственного воспитания необходимо учитывать принципы: 

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • взаимосвязь духовно-нравственного образования со всеми направлениями развития ребенка (познавательного, речевого, физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического);
  • творческая самодеятельность детей (активное включение в разнообразные виды творческой деятельности);
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • организация коллективной творческой деятельности средствами театральной и художественной деятельности.

                          Усовершенствованная система работы ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурного подразделения  детский сад «Ромашка» по духовно-нравственного воспитанию детей включает:

Воспитательно-образовательный процесс:  

Учебно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного  процесса  строится  по разработанной учреждением основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования.

Наряду с базисными программами в ДОУ используются следующие парциальные программы:

Программа «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина  по ритмической пластике используется в работе с детьми 4-7 лет, которая помогает организовать работу по развитию движений и музыкальных способностей у детей. Программа А. И. Буренина, Т. Сауко раздел: «Топ – хлоп, малыши» по музыкально – ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет. Эти программы в своей работе использует музыкальный руководитель ДОУ.

Парциальная программа  «Остров здоровья» Е.Ю. Александрова. Авторская программа, утверждена решением экспертного совета при Комитете по образованию Волгограда.

Цель: Обеспечение укрепления здоровья ослабленных, применение эффективных методик закаливания.

Программа «Развитие речи дошкольников в детском саду» О. С. Ушакова;

 Внедрение в практику работы авторской программы разработанная старшим воспитателем  «Мир твоей души»;

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направлена на духовно-нравственное воспитание, строится в ДОУ в трех направлениях:

•        специально организованное обучение;

•        совместная деятельность педагогов и детей;

•        самостоятельная деятельность детей.

       При организации сюжетно-ролевых игр создаем  необходимые условия для развития игрового сюжета: создаем предметно-игровую среду с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей; организуется  и осуществляется  игровая  деятельность детей последовательно и систематически; активно используются  методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету; поддерживаем  интерес детей к игре, развиваем инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Игровую форму образовательной деятельности создаем с помощью игровой мотивации. Проблему  ставим  перед детьми также в форме игровых заданий, вводим  элементы соревнования, которые переводят проблему в игровую. Используем игровые технологии, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например, по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования.

      В ходе использования игровых технологий  заметили, что у детей повысился интерес к игре. Они стали более ловкими, гибкими, внимательными, наблюдательными. Сформировалось воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие. Учитывая то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в работе применяем  игровые технологии:

  •  игры – развлечения,
  • конкурсы и викторины,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • театрализованные игры,
  • игры фантазии и импровизации

С целью:

  • социально-личностного развития детей;
  • повышения уровня познавательных и творческих способностей;
  • формирования базиса личностной культуры.

Сюжетно-ролевые игры, которые  расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Во время проведения сюжетно – ролевых игр  используем  следующие приёмы: беседы, загадки, считалочки о персонажах, внесение новой игрушки, сюрпризные моменты; экскурсии по детскому саду, в кабинет старшей медсестры, на кухню к повару; наблюдение за трудом взрослых, играми и развлечениями старших детей; рассматривание иллюстрации, семейных и групповых фотографий, чтение дополнительной  художественной  литературы; введение современных персонажей («Смешарики»,);привлечение старших детей к совместным играм; моделирования проблемных ситуаций, ситуации, где центром внимания является каждый ребёнок, соединение 2 - 3 тем в один сюжет,

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Драматизация русских народных сказок помогает детям примерить на себя роль героев: дети учатся различать и передавать их настроение, сопереживать им,  согласовывать свои действия, развивать коммуникативные навыки. Использование игр – драматизаций  помогает формировать у детей опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нормами и правилами, развивать желание подражать положительным персонажам.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Дидактические игры помогают детям понять социально одобряемые модели поведения, усвоить стереотипы общения, практиковаться в обращении друг к другу.

 Так, на первом этапе дидактической игры «Хорошо или плохо»  показывали на примере мультимедийной игры как правильно вести в различных ситуациях, на втором этапе – предлагали детям рассказать действия героев, объясняя их мотивы поведения, причинно – следственные связи. На заключительном этапе игры – предлагали детям самим объяснить, почему герои так поступают, дать оценку поступкам, предложить правильный выбор модели поведения или общения.

  Выбор игры. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. В выборе игры следует учитывать состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическую подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых атрибутов,  от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

  Первая цель - удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

  Цель второго уровня - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

  Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

•        групповая и подгрупповая образовательная деятельность,

•        праздники,

•        развлечения,

•        тематические музыкальные вечера,

•        театральные пятницы,

•        недели творчества,

•        дидактические игры,

•        выставки рисунков и поделок,

•        экскурсии (реальные и виртуальные),

•        создание мультимедийных игр, картотек сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр.

    Знания, полученные в рамках образовательной деятельности духовно-нравственного  цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Дополнительное образование организовано для 30  воспитанников: старшая  группа 15 детей, подготовительная к школе группа 15 детей.

-Музыкальный кружок  «Звоночки» игры на музыкальных инструментах

4-5 лет.

В дошкольном учреждении создан учебно-методический комплект:

•        программа «Мир твоей души» по духовно- нравственному воспитанию и методические разработки;

•        перспективные планы по приоритетному направлению работы,

•    мультимедийные игры для детей;

•    картотека (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, народные игры)

•        конспекты образовательной деятельности, сценарии досугов и праздников;

•        дидактические музыкальные игры по духовно- нравственному воспитанию;

•        библиотека познавательной литературы по знакомству детей с национальной культурой народа.

7. Этапы и сроки реализации программы

1 этап - аналитическо-диагностический (2014 – 2015 учебный год.)

2 этап – практический (2015 – 2016 учебный год.)

  • проектирование и одновременная отработка компонентов педагогической модели духовно-нравственного образования в дошкольном учреждении, что предполагает:
  • отработка диагностической программы,
  • разработка направлений работы всех педагогов ДОУ с учетом интегрированного подхода к духовно-нравственному воспитанию дошкольников;
  • внедрение в практику работы дополнительной образовательной деятельности по реализации  авторских   разработок  «Мир твоей души», «Звоночки»,
  • установление творческого сотрудничества с другими социальными институтами;
  • обобщение передового опыта педагогов по духовно-нравственному воспитанию;
  •  анализ результатов мониторинга реализации опытно-экспериментальной работы.

       3 этап – обобщающий (2016 – 2017 учебный год.)

  • совершенствование педагогической модели духовно-нравственного воспитания с учетом полученных результатов предыдущих этапов эксперимента;
  • подготовка педагогов к обобщению собственного педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию  дошкольников;
  • мониторинг эффективности воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному развитию  дошкольников;
  • отчеты о промежуточных результатах эксперимента на педагогических советах, заседаниях творческой группы;
  • анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
  • осуществление комплексной диагностики результативности духовно-нравственного развития дошкольников и реализации авторских разработок «Мир твоей души», «Звоночки»,
  • продолжение поиска механизмов, повышающих качество образовательного процесса во всех видах творческой деятельности на основе личностного, индивидуально-ориентированного подхода;
  •  анализ результатов мониторинга реализации опытно-экспериментальной работы
  • обобщение опыта детского сада по отработке педагогической модели духовно-нравственного развития дошкольников и подготовить методические рекомендации по данному направлению;
  • распространение опыта работы педагогов по данному направлению в педагогическом сообществе села, района округа.

Планируемые результаты:

  • создание продукта инновационной деятельности.  Электронный сборник  «Игровые технологии  в рамках  духовно-нравственного воспитания дошкольников»;
  • педагогическая целесообразность распределения обязанностей между специалистами и воспитателями ДОУ по реализации содержания духовно-нравственного развития с учетом интеграции содержания образовательной деятельности;
  • повышение профессионального мастерства педагогов, творческого    

   потенциала;

  • повышение уровня духовно-нравственного  развития ребенка, выявление

   одаренности;

  • повышение знаний родителей в различных видах искусства (музыкальном,    

    изобразительном, театрализованном).

  • создание модели взаимодействия детского сада и социума с целью    

    продолжения развития духовно-нравственного.

     Система мониторинга реализации экспериментальной деятельности в СП детского сада «Ромашка»  с. Челно-Вершины включает:

Диагностика реальных психологических возможностей ребенка:

  • изучение коммуникативных способностей воспитанников;
  • определение уровня познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь); 
  • изучение особенностей межличностных взаимоотношений в группе детей.

Изучение состояния  ресурсной базы СП детского сада «Ромашка»:

  • оснащение предметно-развивающей среды в детском саду;
  • повышение квалификации педагогов в данном направлении;
  • обеспеченность учебно-методическим пособиями.

Анкетирование родителей:

  • изучение потенциала семейного воспитания  и его воздействия на формирование  способностей детей;
  • взаимодействие воспитателей и родителей воспитанников в целях разработки индивидуального подхода к детям;
  • изучение потребностей родителей в консультациях  педагогов.

8. Формы распространения инновационного опыта деятельности ООП

Распространение педагогического опыта осуществляется на различных уровнях: внутри детского сада «Ромашка», муниципальный, областной, окружной, всероссийский и т. д.

Методы распространения:

  •  Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала;
  • Коллективный просмотр;
  • Школа передового опыта (ШПО, которая организуется у педагога, имеющего систему работы по определённому вопросу;
  • Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ занятий с детьми,    или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;
  • Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;
  • Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;
  • Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;
  • Участие в конкурсах  «Воспитатель года », «Детский сад года» на окружном, областном уровне;
  • Участие в региональных и Всероссийских конкурсах по обобщению инновационного педагогического опыта;
  • Участие  «Методическая неделя» при СИПКРО;
  • Публикации статей  Интернет-проект «Методическая копилка»;
  • Участие в Региональном форуме работников системы дошкольного образования;
  •  Участие в Межрегиональной  научно-практической  конференции «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка»
  • -Проведение «День открытых дверей»;
  • -Проведение открытых мероприятий  для педагогов района
  • - Участие в Областном  фестивале  педагогов «Формирование творческой среды для выявления и развития интеллектуальной  одаренности».

9. Контроль реализации программы ООП,

         При разработке программы  экспериментально-опытной деятельности  учреждения каждое направление деятельности подлежит контролю. Это вызвано потребностью в получении качественного результата по итогам преобразований, планирующихся коллективом детского сада на ближайшую перспективу. Каждое из направлений может быть изучено в процессе различных видов контроля. Учитывая, что программа экспериментально-опытной деятельности  реализуется по конкретным календарным периодам, руководитель на основе решения педагогического совета намечает виды контроля, которые могут быть применены на различных участках работы всего педагогического коллектива, а также сроки его проведения. Контролирующая деятельность представляется в двух направлениях: административного контроля (оперативный, промежуточный, итоговый) и самоконтроля (диагностика, тестирование, самоанализ). Результаты обсуждаются на педсоветах, совещаниях, в индивидуальных беседах (по обстоятельствам). 

Направления контроля

                Направления контроля

Методы

1.

Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности.

 

Оценка состояния условий для сохранения, укрепления для психофизического здоровья детей с позиции требований Стандарта и образовательной программы; диагностика уровня физического и психического развития детей.

2.

Организация и осуществление развивающего обучения, предполагающего обязательную включенность ребенка как субъекта деятельности в учебный процесс: опора на его познавательные потребности, поисковую активность, самостоятельность, позитивное эмоциональное восприятие ситуации.

Анализ среды развития в разных возрастных группах, оценка уровня интеллектуального, познавательного   развития дошкольников, анализ дидактического обеспечения образовательного процесса, диагностика поэтапного включения в образовательный процесс общеобразовательной программы ДОУ.

3.

Направленность воспитательно-образовательного процесса на развитие духовного  мировосприятия ребенка.

Анализ развивающей среды в группах, индивидуальные наблюдения и беседы с детьми, изучение отношения воспитателей к проявлению детского воображения.

4.

Реализация в педагогических технологиях основных гуманистических принципов: ненасилия, признания права ребенка на самостоятельность и выбор.

Мониторинг качества использования в работе с дошкольниками личностно-развивающих. социально-адаптивных и оздоровительных технологий.

5.

Создание социальных и материальных условий реализации программы развития.

Отчет на педагогическом совете.

 

 10. Ресурсное обеспечение программы

Нормативно-правовые

- разработка локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ

Научно-методические

- функционирование научно-методического совета ДОУ;

- разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации Программы;

- внедрение системы методических консультаций структурных  подразделений ДОУ по  приоритетному  направлению программы    экспериментально-опытной деятельности;

- оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию новых образовательных технологий.

 Кадровые

- создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов  участвующих в реализации новой модели;

- привлечение необходимых специалистов;

Информационные

- мониторинговые мероприятия;

- организация  мероприятий по информированию общественности о ходе реализации программы экспериментально-опытной деятельности

Материально-технические

- обновление предметно-развивающей среды в группах;

- приобретение технических и дидактических средств обучения;

- оснащение  ДОУ оргтехническими средствами:  

 Финансовые

- смета расходов ДОУ;

- спонсорская и благотворительная помощь;

- предпринимательская деятельность ДОУ.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментально-опытной деятельности по теме «Формирование воспитательной системы ДОУ по художественно-эстетическому развитию воспитанников» на 2014-2015 учебны

В данном дошкольном учреждении внедряется воспитательная система художественно-эстетического развития, основанная на синтезе видов искусств и художественной деятельности: музыка и музыкальная деятельн...

Здоровьесберегающие технологии в первой младшей группе на 2015-2016 уч.год

Используя эти технологии, повышается процент посещаемости детей в группе....

Рабочая программа на 2015-2016 гг. учебный год в соответствии с ФГОС для второй младшей группы

I. Пояснительная запискаРабочая  программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с основной  общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией ...

Список спортивных секций, которые посещают дошкольники в 2015-2016 учебном году

Представлены направления кружков и спортивных секций, которые посещают дошкольники на уровне города....

План работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на 2015- 2016 учебный год.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, ...

Аналитические справки за 2014-2015, 2016-2016 учебный год

Про­ана­ли­зи­ро­вав ре­зуль­та­ты ра­бо­ты за учебный год, мо­ж­­но сде­лать сле­­д­у­ю­щий вы­вод: ра­бо­та по ре­а­­л­и­­за­ции по­­ст­а­в­л­ен­ных за­дач про­шла ус­пеш­но. На это ука­зы­ва­ет кол...

Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников» за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательной услуги: Рзаева Оксана Минниахматовна

Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников»  за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательно...