проект "Волшебная гармонь"
проект (старшая группа) на тему

проект "Волшебная гармонь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnaya_garmon.odt33.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебная гармонь»

Содержание.

1.Аналитико-прогностическое обоснование проекта.

    1.1. Актуальность и новизна проекта.

    1.2. Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление.

    1.3. Цель и задачи проекта.

    1.4. Принципы реализации проекта

    1.5. Ожидаемые результаты

2. Описание проекта

    2.1. Вид проекта

    2.2. Предмет исследования

    2.3. Объект исследования

    2.4. Гипотеза проекта

    2.5.  Этапы осуществления проекта

    2.6. Взаимосвязь образовательных областей.

    2.7. Жизнедеятельность проекта

    2.8. Результат проекта

3. Ресурсное обеспечение проекта

   3.1. Кадровые ресурсы

   3.2. Научно-методическое обеспечение

   3.3. Технические средства

   3.4. Методическое сопровождение проекта

4. Фотоотчет: методическое сопровождение проекта, продукт проектной  

   деятельности.

1.Аналитико-прогностическое обоснование проекта.

  1. Актуальность и новизна проекта.

Актуальность нашего проекта прослеживается по двум направлениям, которые неразрывно связаны между собой: воспитание духовности через формирование основ музыкальной культуры и развитие творческого потенциала дошкольника через знакомство с традиционным музыкальным инструментом — гармонью.

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека, она оставляет яркий след в музыкальной памяти детей, обогащает ребенка и развивает. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Чтобы научить ребенка понимать особенности музыки как вида искусства, необходимо акцентировать его внимание на жанре и характере музыки, средствах музыкальной выразительности, особенностях музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем - почти волшебник. В небольшом городе непросто «вживую» предложить детям послушать богатство и красоту звучания инструментов, увидеть их разнообразие. Поэтому важно использовать те возможности, которые доступны: просмотр телепередач и фрагментов концертов в записи, слушание музыки в НОД и свободное время, рассматривание иллюстраций с изображением инструментов. Но сложный для восприятия материал должен преподноситься в интересной и доступной ребенку форме. Дети лучше всего воспринимают информацию, если она предлагается в игре. Если в играх использовать музыку и те знания о музыкальных инструментах, которые ребенок приобрел, то появляется возможность в интересной и доступной форме систематизировать и закрепить сложный для понимания музыкальный материал.

Не случайно нашего воспитанника из всего многообразия музыкальных инструментов заинтересовала именно гармонь. По словам мамы мальчика, гармонь — это инструмент, на котором играет четвёртое поколение в его семье. Поддерживая семейные традиции, мы, как педагоги, должны приложить все усилия, чтобы наш воспитанник научился отличать гармонь от других инструментов и полюбил её всей душой.

Кроме того, широко известно, что это наиболее узнаваемый символ Саратовской губернии. Русь всегда славилась своими мастерами, и наш край не исключение. Известность и славу в России и за рубежом получила саратовская гармоника – звонкий голосистый инструмент с колокольчиками, издававший неповторимый звук, органично сочетающий   мотивы раздольные, удалые, озорные, грустные и весёлые одновременно. Однако в 90-х годах 19-го столетия производство саратовских гармоник стало угасать. К началу 20 века саратовская гармошка оказалась на грани исчезновения.  Процесс возрождения традиций будет идти более успешно, если способствовать развитию интереса у детей к истории возникновения гармони и способами её сохранения как символа Саратовской губернии. В наши дни саратовская гармошка имеет не только свой памятник, но и персональный музей, где собрано всё, что связано со звонкоголосым символом, создающим неповторимый фольклорный колорит волжских просторов.

Таким образом, реализуя данный проект, мы, взрослые, не только помогаем ребенку развивать свои исследовательские способности, но и стремимся воспитать в нём интерес к судьбе родного края, способность проявлять творчество в различных видах деятельности.

  1. Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление

        Случаи из недавней практики.

Диалог в приемной:

- Мама, а  ты купишь мне на день рождения гармошку?

- Ваня, почему гармошку?! Ты же хотел робота.

- Потом робота. Я хочу на день рождения быть как крокодил Гена — веселиться и на гармошке играть у прохожих на виду...

Беседа с детьми в свободной деятельности:

- Я люблю трансформеров смотреть.

- А я про паровозиков.

- А мы с дедом утром смотрим «Играй, гармонь!». Это наша любимая передача!

Это был тот самый Ваня, который просил гармошку на день рождения. Оказывается, семья поддержала интерес мальчика к музыкальному инструменту! Из разговора с мамой и самим воспитанником мы узнали, что Ваню привлекает звучание гармони, он стремится побольше узнать об устройстве этого инструмента и способности издавать неповторимые мелодичные мотивы. Мы, как педагоги, не смогли остаться в стороне от этой темы, тем более, что музыкальное развитие — одно из важнейших направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». которые мы постарались решить в ходе реализации нашего проекта.

        В настоящее время мир музыкальных инструментов стал разнообразнее и богаче — появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Но как же редко современные дети видят и слышат это богатое разнообразие инструментов! Чаще всего они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная облегченная музыка предполагает лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. И в связи с этим дети знают лишь малую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучая музыкальных впечатлений. Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальный инструмент, в нашем случае — гармошка, обладает своим неповторимым голосом  и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, - дать ребенку возможность войти в прекрасный мир музыки, когда он к этому тянется. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека. Таким образом, в проекте мы решаем проблемы музыкального развития ребенка, что, в свою очередь, способствует формированию духовности и культуры маленького человека.

  1.  Цель и задачи проекта.

Цель:

Создание условий для формирования основ музыкальной культуры и развития представлений ребенка о музыкальном инструменте — гармони.

Задачи:

Образовательные задачи:

- развивать навыки исследовательской деятельности в процессе поиска, систематизации и обобщения полученной информации;

- знакомить с историей возникновения гармошки и традиции игры на ней;

- расширять представления ребенка о музыкальном инструменте  - гармошке;

- обогащать лексический запас и активизировать речь ребенка посредством слов, связанных со строением, звучанием гармошки и мира музыки в целом. .

Развивающие задачи:

- способствовать развитию творческого мышления, памяти, внимания, фантазии в ходе творческих игр и заданий;

- развивать музыкальный слух, умение выделять звучание отдельного музыкального инструмента;

- обогащать музыкальные впечатления ребенка и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

Воспитательные задачи:

- поддержать интерес ребенка к русской народной культуре;

- с помощью привития любви к музыкальному искусству заложить в ребенке фундамент духовной нравственности, патриотизма;

- формировать основы самосознания и индивидуальности;

  • воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.

1.4. Принципы реализации проекта.

        Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей и умений исследовательской деятельности и строится на следующих принципах:

Принцип  гуманизации предполагает реальное соблюдение прав участников проекта, закрепленных нормативными документами; утверждение ценности общекультурного человеческого достояния, внимания к историческим ценностям и их вкладу в развитие культуры и искусства.

Принцип сотрудничества определяет построение отношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержания достоинства в отношении участников проекта, повышающих уровень самооценки, на взаимном уважении и доверии.

Принцип доступности предполагает учет возрастных особенностей детей и адаптированность материала с ориентацией на ведущий вид деятельности, создание условий для закрепления в типичных видах деятельности определенных умений и навыков.

Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации  является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода в образовании к воспитаннику в условиях группы компенсирующей направленности.

Принцип индивидуализации предполагает учет уровня развития способностей воспитанника, определяет оценку его реальных возможностей, реализуемых в сотрудничестве со взрослым.

Принцип целостности предполагает построение деятельности участников проекта на основе единства процессов развития, создание сбалансированного образовательного пространства, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования и воспитания.

1.5. Ожидаемые результаты:

        Музыка благотворно действует на ребенка и способствует возникновению эмоций, что оказывает непосредственное влияние на формирование гармоничной личности. У ребенка закладывается фундамент нравственности, патриотизма. Наблюдается любовь и интерес к народному музыкальному инструменту — гармошке. Формируются основы самосознания и индивидуальности. Развивается интерес к народной музыке, истории создания гармошки. Развивается музыкальный слух. Обогащается речь  и активизируется творческое мышление. Развивается мелкая моторика рук. Воспитывается бережное отношение к музыкальным инструментам. Реализация данного проекта предполагает развитие естественной потребности превратить накопленные впечатления в продукт собственного творчества.

2. Описание проекта

  1. Вид проекта.

По виду проектной деятельности: исследовательский, творческий

По составу участников: индивидуальный

Участник проекта: воспитанник старшей группы № 6 компенсирующей направленности для детей с ТНР — Шишкин Иван, 5 лет.

По срокам реализации: среднесрочный - 1 месяц

2.2.Объект исследования (глазами ребенка)

Получение новых знаний об устройстве гармошки, характерных отличиях от других музыкальных инструментов, изучение её звучания.

Объект исследования (для педагога).

Создание условий и возможностей для знакомства с музыкальным инструментом — гармонью, приобщения к русской народной культуре и активного использования музыкального опыта в продуктивной деятельности.

2.3. Предмет исследования — музыкальный инструмент гармонь

2.4. Гипотеза проекта (глазами ребенка).

Если я узнаю, как устроена гармонь и каким образом создаётся в ней музыка, то смогу отличить её неповторимый голос от всех других музыкальных инструментов.

Гипотеза проекта (для педагога).

Через знакомство с музыкальным инструментом — гармонью, традициями русской народной музыки у ребёнка формируется чувство прекрасного, любовь к Родине, познавательный интерес к музыкальному инструменту и эмоционально-ценностное отношение к народным мотивам.

2.5. Этапы осуществления проекта

Подготовительный этап.

Проектные мероприятия

Временной отрезок

Совместная деятельность педагогов и ребенка

- обсуждение плана проекта с воспитателями, с логопедом

- подбор методической, художественной литературы по выбранной тематике проекта

- разработка мероприятий проекта

- подготовка наглядного и дидактического материала (подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности, подбор иллюстративного и наглядного материала для исследовательской деятельности)

- изготовление «фартука проекта» (подготовка «фартука» к заполнению результатами исследовательской деятельности)

3-я неделя октября

4-я неделя октября

3-я неделя октября

Совместная деятельность родителей с ребенком

- обсуждение проекта с родителями

- поиск информации в сети Интернет

3-4-я неделя октября

Самостоятельная деятельность ребенка

- обсуждение с ребенком темы проекта

- выявление уровня имеющихся знаний о музыкальных инструментах, о гармонике как символе родного края.

3-4-я неделя октября

Основной этап

Проектные мероприятия

Временной отрезок

Совместная деятельность педагогов и ребенка

Беседа с ребенком о музыкальном инструменте – гармошке, её разновидностях, отличительных особенностях саратовской гармоники, истории возникновения традиции игры на ней.

Непосредственно образовательная деятельность

- индивидуальное логопедическое занятие «Волшебная гармошка»

- индивидуальное логопедическое занятие по развитию речи Исследовательская деятельность

- экскурсия в детскую библиотеку «Гармошка приглашает в гости»

- видео-экскурсия об истории саратовской гармоники

- презентация фото-галереи «В моих руках - гармошка»

- обсуждение с ребенком информации, собранной совместно с родителями

- сбор фотоматериала по теме

- проведение исследования «Учусь различать музыкальные инструменты»

- проведение эксперимента «Воздух в гармошке»

Продуктивная  деятельность

- аппликация «Моя гармонь»

Игровая деятельность

- проведение сюжетно-ролевой игры «Чудесная гармонь»

Дидактические игры

-проведение дидактической игры «Подбери инструмент для музыканта»

- проведение музыкально-дидактической игры «Голос гармони»

- проведение дидактической игры «Собери гармонь»

Восприятие художественных произведений

- чтение с ребенком сказок, рассказов, стихов о гармошке

Просмотр мультфильмов        

- просмотр мультфильмов «Антошка», «Летучий корабль», «Чебурашка и крокодил Гена»

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой

игры «Гармонисты»

- пополнение музыкального уголка музыкальным инструментом – детской гармошкой

- размещение в музыкальный уголок поделки, сделанной своими руками – гармони

30 октября

1 ноября

8 ноября

13  ноября

16 ноября

17 ноября

30.10 –3.11

30.10 –3.11

2 ноября

17 ноября

5 ноября

19 ноября

30.10 –3.11

30.10 –3.11

30.10 –3.11

1-я неделя ноября

1-я неделя ноября

14 ноября

16 ноября

17 ноября

Совместная деятельность родителей с ребенком

- совместная с ребенком деятельность по изготовлению поделки – гармошки

- совместная деятельность ребенка и родителей по ознакомлению с музыкальным инструментом

- сбор фотоматериала по теме

- заполнение «фартука проекта» результатами исследовательской и продуктивной деятельности

2-я неделя ноября

23.10-27.10

30.10 –3.11

5.11- 20.11

Самостоятельная деятельность ребенка

- пластилинография  «Гармошечка»

- рассматривание иллюстраций и фотографий по теме

- игровое ознакомление с музыкальным инструментом - гармонью

- самостоятельная организация сюжетно-ролевой игры «Гармонисты»

- рисование  «Я играю на гармошке»

10 ноября

4-я нед. окт

30 октября

14 ноября

15 ноября

Заключительный этап

Проектные мероприятия

Временной отрезок

Совместная деятельность педагогов и ребенка

- оформление выставки «Такие разные гармошки!»

- изготовление лэпбука по теме проекта

- подготовка к презентации проекта

13.11–17.11

1-2 недели ноября

13.11–17.11

Совместная деятельность родителей с ребенком

- подготовка сообщения о реализации проекта на родительском собрании

2-я неделя ноября

Самостоятельная деятельность ребенка

- защита проекта перед сверстниками

20 ноября

2.6. Взаимосвязь образовательных областей.

        Задачи нашего проекта в соответствии с ФГОС решаются во взаимосвязи всех образовательных областей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • использование музыкального уголка в группе для самостоятельной музыкальной деятельности ребенка;
  • проведение сюжетно-ролевых игр с использованием темы гармошки;
  • проведение дидактических игр.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • беседы с ребенком;
  • просмотр иллюстраций, фотографий, картин и изображением гармони, музыкантов, играющих на этом музыкальном инструменте;
  • организация выставки, галереи картин;
  • просмотр презентации — видео-экскурсия.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • чтение литературных произведений по теме проекта;
  • расширение и активизация лексико-грамматических средств языка и связной речи в условиях проведения коррекционно-логопедических мероприятий.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • слушание аудиозаписей и просмотр видеозаписей знакомых детям музыкальных произведений, исполненных на гармошке;
  • развитие навыков рисования, лепки, аппликации по тематике проекта.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие скорости и ритма движения;
  • формирование правильной осанки при имитации игры на музыкальном инструменте.

2.7. Жизнедеятельность проекта.

        Данный проект можно использовать в работе воспитателям и музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, родителям в работе по формированию музыкальной культуры детей. Реализовать проект можно при индивидуальной и коллективной работе с детьми. Продукты творческой деятельности ребенка, накопленные в ходе осуществления проекта (поделки, рисунки, аппликации), а также лэпбук, как средство обобщения и систематизации знаний о музыкальном инструменте, используются в качестве пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе.

2.8. Результат проекта

        По итогам реализации проекта мы получили следующие результаты. Воспитанник — участник проекта — приобщился к ценностям музыкальной культуры, подлинному искусству. Родители и педагоги эффективно использовали ресурсы культурной среды города для социализации и развития ребёнка. Наш воспитанник стал более глубоко и содержательно высказываться об эмоциональном и образном содержании и музыке, активный словарь пополнился новыми словами. Он без затруднений отличает на слух звучание гармони от звуков других музыкальных инструментов; отражает свои знания и впечатления в рисунке, пластике, аппликации. Мальчик различает и называет разновидности гармони, выделяет из других инструментов саратовскую гармонику, умеет рассказать об истории создания, особенностях игры на гармони, самостоятельно играет в игры с детской музыкальной гармошкой.         Важно, что воспитанник почувствовал радость творчества в приобщении к миру музыки, получил удовольствие от совместной исследовательской деятельности со взрослыми — родителями и педагогами.

3. Ресурсное обеспечение проекта

3.1. Кадровые ресурсы.

 -воспитанник старшей логопедической группы;

-педагоги;

 -родители.

3.2. Научно-методическое обеспечение.

- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания: Я.: Академия развития, 2003 г.

- Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: М.: АРКТИ, 2003г

 - О.П. Радынова, А.И Катинене, М.Л. Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников»;

- С. Газарян «В мире музыкальных инструментов»;

- О.И Давыдова, А.А Майер, Л.Г. Богославец «Проекты в работе с семьей»;

- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008г

 - журналы «Музыкальный руководитель» №4 2012г.;

                    «Дошкольное воспитание» №4 2007г.;

                     «Обруч» №3 2001г.

 - Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru

http://ped-kopilka.ru

https://infourok.ru

http://www.maam.ru

3.3. Технические средства.

- музыкальный центр;

- аудиоподборка  О.П. Радыновой «Мы слушаем музыку»;

- аудиоподборка  О.П. Радыновой «Беседы о музыкальных инструментах»;

- компьютер;

- DVD-плейер;

- диски.

3.4. Методическое сопровождение проекта.

- музыкальный уголок группы;

- конспекты НОД, бесед с ребенком, экскурсий;

- иллюстрации с изображением музыкальных инструментов;

- раздаточный и дидактический материал для НОД, игр по ознакомлению с  

  музыкальным инструментом;

- подборка аудио- и видеоматериалов для исследовательской деятельности ребенка;

- подборка методической, художественной литературы по выбранной тематике проекта;

- материалы для реализации продуктивной деятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»...

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи).

Парциальная образовательная программма для дошкольников "В гармонии с музами" (Интегрированный курс занятий синтеза музыки и живописи). Е.Н. Колесник....

Проблемы взаимодействия музыки и живописи. Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами".

Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами"....

Доклад из опыта работы по теме: «К гармонии через движения»

В раннем возрасте нет ничего важнее здоровья. Поэтому главный результат моей работы должен заключаться в том, чтобы уберечь каждого малыша от болезни. Моя задача – это гармоническое...

фольклорный досуг "Играй гармонь"

фольклорный досуг для детей старшего возраста...

Рецепты гармонии в семье

От гармоничных и устойчивых отношений в семье зависит, как известно, не только состояние самих супругов, но и физические и духовное развитие детей. Влияние родителей на поведение и поступки ребенка, с...