Сказка как метод экологического воспитания дошкольника
учебно-методический материал по теме

Карюк Наталья Васильевна

Данный семинар развивает у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей и формирует профессиональные знания и уменя по методике экологического образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 

Тема: «Сказка как метод экологического воспитания дошкольника»

Подготовила  воспитатель : МБДОУ  детский сад №32

Карюк Наталья Васильевна

Ст. Каневская

Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир

природы с безграничным богатством явлений,

 с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный

источник детского разума.

 В. Сухомлинский.

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.  По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе.

 В настоящее время очень остро встала  проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени  остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей  воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Экологические сказки несут «экологическую информацию», т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром.  Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Поэтому именно в этот период важно заложить в ребенке позитивное отношение к природе, к себе и к своему окружению. На мой взгляд, зарождение ответственного взрослого начинается в раннем детстве именно с экологического воспитания в семье, а затем и в детском саду. А в наше время экологическое воспитание – это одно из приоритетных направлений работы ДОУ экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Для реализации стратегической цели экологического воспитания дошкольников необходим системный и целостный подход к этому процессу. Экологическое воспитание необходимо не просто включать в познавательную деятельность детей, его можно и нужно осуществлять по всем образовательным областям.

Цель моей  работы с детьми – развитие и формирование личности ребёнка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющегося у него эмоционально чувственного и литературного опыта средствами экологической сказки.

 Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает ребенку возможность стать членом интересного общества верных друзей (животных, растений), научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой. Большую роль играют такие факторы, как доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес у ее познанию, сочувствия ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

 Ведущую педагогическую идею своей работы определили как стратегию использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников, заключающуюся в побуждении детей к творческому видоизменению сказки экологического содержания путем взаимодействия с объектами живой природы, со сказочными образами живой природы, друг с другом, со взрослыми. Анализ индивидуального экологического развития детей в начале учебного года показал, что дети имеют представления о природе как единой взаимосвязанной системе живых и неживых объектов, осознают  зависимость жизнедеятельности от благоприятных природных условий, но затрудняются в определении жизненно необходимых потребностей человека и условий его существования, природоохранительная деятельность носит ситуативный характер.

Свою работу я начала  с пополнения предметно-пространственной развивающей среды группы. Так, в уголке природы появились авторские сказки экологического содержания, иллюстрации для составления рассказов, схемы для составления описательных рассказов. Были добавлены  игрушки –  герои. При подборе произведений экологической тематики обращала внимание на содержание произведения, которое должно быть конкретным, доступным, нести информацию о природных объектах и способствовать  формированию осознанно правильного отношения детей к объектам природы.

Таким образом, чтобы собрать в одно целое все компоненты экологического воспитания, каждый воспитатель и специалист, работающий с детьми, должен следовать единой стратегической цели. Педагоги ДОУ должны быть не просто учителями, они должны быть носителями экологической культуры, создавая своим примером образец взаимодействия с природой. Также следует уделить большое внимание работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание экологически грамотного человека. Мои родители проявляют большой интерес к информации в родительских уголках. В помощь родителям оформляю «Экологический стенд», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома. Привлекая  родителей с помощью совместных домашних заданий с детьми на экологическую тематику (рисунки, поделки, просмотр передач про бережное отношение к природе, посещение выставок и музеев). Родителям  была предложена такая  форма работы как серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь». Говоря о непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, следовательно,  обращала  внимание на творческий подход к подаче материала. В качестве примера, приведу несколько вариантов работы со сказками. На занятиях обсуждала  и проигрывала различные ситуации, например, из рассказов «Южный ветерок», «О чём рассказал цветок мать-и-мачехи?», «Мы – спасатели природы», «Что такое заповедник?». Ставили эксперименты и опыты  «Направление ветра»,  «Как насекомые опыляют растения?», «Посадка лука», «Загрязнение снега», «Как сделать воду чистой?», «Что такое пар?», «Куда делся снег?», «Чем пахнет воздух?». На прогулках проводили наблюдения «Огород в детском саду», «Парк детского сада», «Какие птицы прилетели в гости?», «Появление почек» и игры экологического содержания «Что бывает весной?», «Вершки – корешки»,  «Чудесный мешочек». Экскурсии проходили в форме игр – путешествий «Морское путешествие», «Путешествие дождевой капельки», «Путешествие южного ветерка». Демонстрировали детям  видеофильмы о жизни животных «Мама львица», «Медвежата». Организовывали  сюжетно-ролевые  игры, игры – драматизации на материале сказок. Включали  сказочный материал в занятия по изобразительной деятельности в качестве художественного слова «Как стучит весна», «Бал для королевы цветов». Включали  сказочные образы и элементы сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки.

В группе ребята сами сочиняют сказки по знакомым для них природным явлениям, для того чтобы рассказать малышам. Сочиняем сказки обычно в вечерний отрезок времени, предлагаем детям сюжет, вместе уточняем и узнаем в энциклопедиях данные о растительном, животном объекте и сочиняем сказку. Сказки у нас есть коллективные и индивидуальные.

Часто дети хотят нарисовать рисунки к прослушанным сказкам, так в группе появились самодельные книжки сказок о природе. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, непринужденно, что позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

 К примеру, в младшем  дошкольном  возрасте, читая сказку «Репка», можно дать детям такое понятие как «организм и среда»  (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода.  Нужен уход за репкой).

В среднем дошкольном возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», можно познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

А для старших дошкольников в сказке «Двенадцать месяцев», можно дать понятие о том, что в природе все взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Наблюдается хороший результат моей работы. У детей имеется необходимые экологические знания об окружающем мире. Мои воспитанники с желанием поливают и рыхлят растения, протирают пыльные листья у растений, помогают сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, также цветы, помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогают содержать в порядке уголки природы и участки. Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков. Принимают активное участие в  районных и всероссийских конкурсах, награждены грамотами и  дипломами .

Мы планируем продолжить работу в этом направлении и надеемся, что вовлеченный в такую деятельность ребенок вряд ли потянется сорвать подснежник, разорить гнездо, бросить мусор на полянке.

Список использованной литературы

  1. Воспитание здорового ребенка / М. Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997.
  2.  Копцева Т. А. «Природа и художник». - М.: Сфера, 2001.
  3. Лечебная физкультура для дошкольников / О. В. Козырева. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Литература и фантазия / Сост. Л. Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.
  5.  Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
  6.  Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.
  7. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Просвещение, 2005.
  8.  Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л. А. Занятия по экологическому воспитанию дошкольников. – М., «Вако», 2007.
  9.  Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. М.:АРКТИ, 2005.
  10.  Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - Минск, 1995.
  11. Рыжова Н. А. Не просто сказки…. . – М.: Академия, 2002.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: воспитатель Карюк Н.В. МБДОУ детский сад №32 Сказка как метод экологического воспитания дошкольника

Слайд 2

Формы и методы работы Наблюдения в природе. Экологические игры. Прогулки на участке детского сада и за его пределами. Экологические выставки. Экологические развлечения и праздники. . Беседы. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию

Слайд 3

Подготовленная среда

Слайд 4

Театральная деятельность

Слайд 6

Прогулки на участке детского сада и за его пределами

Слайд 7

Наш природный уголок

Слайд 8

Экологические праздники

Слайд 9

Беседы

Слайд 10

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию 1. Анкетирование, проведение опросов 2. Совместные досуги, праздники, 3. КВНы, викторины 4. Театрализованная деятельность, участие в выставках, смотрах-конкурсах 5. Беседы за круглым столом, родительские собрания; 6. Консультации экологический стенды 7. Семинары- практикумы, обмен опытом между родителями 8. Информационные проспекты для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. ...

Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления...

«Игра и сказка как метод экологического воспитания дошкольников

Используя игру как основной метод экологического воспитания дошкольников, я  буду содействовать  в более успешном овладении ими знаниями, накоплению у них эмоционально–позитивного опыта обще...

Методическая разработка: "Экологическая сказка как метод экологического воспитания дошкольников"

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – ...

Музыкально-экологическая сказка как метод нравственного воспитания дошкольников

 Современная психолого-педагогическая  наука теоретически доказала,  а практическая работа соответственно  подтвердила, что дошкольный возраст способствует успешному творчес...

Сказка как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье говорится об экологическом воспитании младших дошкольников, формах и методах ознакомления детей с окружающим миром....