«ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида №3 «Орленок» г. Волжск РМЭ
МАСТЕР-КЛАСС
ТЕМА «ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Провела: Фунтикова Нурфия Зиннатовна, воспитатель первой категории ДОУ № 3.
.
г. Волжск
Дата: 20.04.12
«Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир».
Актуальность темы.
1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
2. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней. Не у всех детей достаточен запас знаний об окружающей нас природе.
3. Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к носильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения - одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
4. Система дополнительного образования предполагает использование нетрадиционных методов подачи информации. Особенно актуально это для дошкольников.
Научно-методические обоснования актуальности темы:
Первый аспект
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру» к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.
Второй аспект
Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.
Игра - это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры.
Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет ( зоопарк, ферма, цирк и т.п.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик.
« Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу».
С. Н. НИКОЛАЕВА.
Сущность игры, как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - есть своего рода, средство познания ребенком действительности.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра-это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития.
По утверждению Ушинского К.Д. в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.
Возрастные особенности детей таковы, что традиционный урок для них пока еще неприемлем. Дети этого возраста не могут и не должны сидеть неподвижно 40-45 мин. ,они не могут концентрировать внимание на долго, быстро утомляются от однообразной деятельности. Даже самые интересные рассказы педагога , дети не в состоянии слушать более 10-15 мин. Поэтому игра - основной вид деятельности для детей дошкольного возраста.
Вступление.
Уважаемые коллеги!
В наше время мы ежедневно сталкиваемся с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями.
Как доступнее….
Игра необычно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и многое «рассказывает» ребенку о нем самом педагогу. В игре все «как будто» понарошку. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что дает возможность полнее воспринимать окружающий мир природы. Сами того, не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем». Игры свои…
В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам фрагмент игры-викторины «Калейдоскоп природы» для родителей. Приглашаю шесть человек для участия в игре викторине.
Я предлагаю вам принять на себя роль родителей.
Представление жюри.
Уважаемые родители, прошу каждой команде выбрать себе капитана.
1.Загадка.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? ...
(Зайка.)
А это письмо от зайки - любознайки.
2.Кому нужны деревья?
Примерный план подбора маленьких карточек к большим и рассказ ведущего о значении и деревьев в жизни животных и человека.
3.Конкурс капитанов. Аудиозапись. Голоса птиц.
Уважаемые родители вы, наверное, уже поняли, что речь пойдет о птицах. Игра «Поломанные слова».
Название зимующих птиц вы узнаете, после того как исправите «поломанные слова».
Карточки со словами
4.Малоподвижная игра с мячом «Воздух, земля, вода».
5.Счастье – это быть с природой видеть ее, говорить с ней. Чьи эти слова (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой). ВЕРНО!
Итак, в игре черный ящик. Кто сказа в произведении Л.Н.Толстого «Тебе от того скучно, что ты зол, тебе злость сердце жжет, а мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
Уважаемые жюри прошу подвести итоги, чья же команда у нас победила!
Уважаемые родители, я предлагаю воплотить в жизнь то, что вы увидели и услышали сейчас здесь. Представьте себе, что вы в кругу семьи. Поиграйте в игру, направленную на тему экологического воспитания.
Заключение.
Уважаемые коллеги!
Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.
Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.
«Экологические знания, вызывающую эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу» С.Н.Николаева
Список литературы
1. Л.И.Грехова , «В союзе с природой»
Учебно – методическое пособие. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми.
2.Н.В. Коломина, «Воспитание основ экологической культуры в детском саду.
3.Т.М. Бондаренко, «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
4.Л.Г. Горькова, «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
5.Л.И.Уланова, «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
6.Л.Ведина, «Мир природы в калейдоскопе игр».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания старших дошкольников.
В статье говорится о важности игры для формирования экологической культуры, для повышения экологических знаний у детей дошкольного возраста....
Игра как метод экологического воспитания дошкольников
Доклад-презентация на педагогическом совете "Игра как метод экологического воспитания дошкольников"....
Игра, как метод экологического воспитания дошкольников
Сегодняшнее состояние окружающей среды является следствием варварского подхода к использованию природных ресурсов за прошедшее столетие. Нельзя просто научить человека любить природу, эти знания ...
Статья на тему: «Игра – как метод экологического воспитания дошкольников»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14766213","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...
Игра как метод экологического воспитания дошкольников
Нечего не может быть интереснее для ребенка, чем игра. В игре ребенок обучается, развивается, взаимодействует. А игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания при...
Мастер-класс «Игра – как метод экологического воспитания дошкольников»
laquo;Суть человеческой игры - в способности отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир».Игра – это,...
Отчёт по самообразованию на тему: "Игра -как метод экологического воспитания дошкольников"
Данный проект развивает позновательные способности дошкольника, нацеливает на получение новых знаний, их обобщение и закрепление....