Конспект НОД по познавательному развитию (экология) в подготовительной к школе группе «А»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Тема: «Государыня соль»
Цель:
Дать детям представление о значении соли в жизни человека.
Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности (сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, солёная, растворяется в воде, в солёной воде предметы не тонут).
Задачи:
Развивающие:
Развивать интерес к окружающему, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы, испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом.
Воспитывающие:
Воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов, аккуратность при работе, бережное отношение к своему здоровью.
Здоровьесберегающие : способствовать снятию усталости и
напряжения.
Словарные: знакомить с понятиями : сталактиты, галит, лизунец.
Виды деятельности:
Познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок и фотографий.
Беседа о соли, о технике безопасности при работе с солью.
Чтение произведений художественной литературы о неживой природе , загадывание загадок.
Оборудование:
Посылка с различными видами соли ( каменная поваренная соль, йодированная соль, соль - лизунец, морская соль).
Письмо от хозяйки Медной горы с загадкой про соль.
Тарелочки, одноразовые стаканы с солью для опытов, лупы, сырые куриные яйца, ложки, влажные и сухие салфетки.
Презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_ekologii_v_podgotovitelnoy_gruppe_a.odt | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию (экология) в подготовительной к школе группе «А»
Тема: «Государыня соль»
Цель:
- Дать детям представление о значении соли в жизни человека.
- Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности (сыпучая, впитывает в себя воду, без запаха, солёная, растворяется в воде, в солёной воде предметы не тонут).
Задачи:
Развивающие:
Развивать интерес к окружающему, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы, испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом.
Воспитывающие:
Воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов, аккуратность при работе, бережное отношение к своему здоровью.
Здоровьесберегающие : способствовать снятию усталости и
напряжения.
Словарные: знакомить с понятиями : сталактиты, галит, лизунец.
Виды деятельности:
Познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.
Предварительная работа:
- Рассматривание картинок и фотографий.
- Беседа о соли, о технике безопасности при работе с солью.
- Чтение произведений художественной литературы о неживой природе , загадывание загадок.
Оборудование:
- Посылка с различными видами соли ( каменная поваренная соль, йодированная соль, соль - лизунец, морская соль).
- Письмо от хозяйки Медной горы с загадкой про соль.
- Тарелочки, одноразовые стаканы с солью для опытов, лупы, сырые куриные яйца, ложки, влажные и сухие салфетки.
- Презентация.
Ход занятия.
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья
Вместе с детьми:
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
К гостям здороваться пойдём! (идём здороваться к гостям)
Здравствуйте!
Воспитатель:
Ребята, когда я утром пришла в детский сад, на пороге нашей группы увидела посылку вместе с письмом. Она, наверно, адресована вам. Давайте прочтём письмо и узнаем от кого эта посылка и что в ней находится, садитесь на стульчики поудобнее, и слушайте внимательно. ( дети садятся на стульчики)
(Воспитатель читает письмо)
Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы, слышала, что вы любите природу и много знаете о ней. Вот решила я вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!
(Загадка про соль)
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
(Соль)
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем идет речь? (ответы детей) .
Воспитатель: (открывает посылку и достает стакан с солью) Правильно! Это соль. А что такое соль, как вы думаете? (Ответы детей).
Ребята, соль - полезное ископаемое. Соль – самая древняя приправа к еде, известная человеку. Без неё не обходится приготовление практически ни одного блюда. Но соль не только улучшает вкусовые качества еды, она просто жизненно необходима нам. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Соль подавали на стол в дорогих солонках, её берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. В России издавна хлебом-солью встречали дорогих гостей. По старинной традиции хлебом с солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и сьесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства.
В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. (СЛАЙД-1)
Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды, путём выпаривания. (СЛАЙД-2)
Но выпаривание соли – это очень долгий и дорогой процесс. Поэтому люди продолжали искать другие способы добычи соли и нашли их. Вся соль на нашей планете тем или иным образом происходит из мирового океана, пересохших морей и солёных озёр. Добывают ее под землёй в огромных пещерах - сталактитах и из морской воды.
(СЛАЙД -3 пещеры – сталактиты)
Ребята, скажите, для чего нужна соль?
Дети: Чтобы солить пищу.
Воспитатель: А зачем нужно солить еду (ответы детей).
По другому соль называют галит - единственный в природе минерал, который люди и животные употребляют в пищу. Но вы также должны знать, что много соли употреблять нельзя т.к. избыток соли тоже также вреден для здоровья. Организм в этом случае начинает задерживать воду, органы работают с перегрузкой, повышается артериальное давление. Поэтому в употреблении соли важно соблюдать меру.
Воспитатель: Вы знаете, что соль для использования в пищу бывает разная:
В пищу мы используем поваренную соль – это пищевая соль, полученная разными методами (достаю из посылки и показываю детям) посмотрите, потрогайте и скажите, какая она на ощупь? – ответы детей. Поваренная соль может быть четырёх видов (каменная, выварочная, садочная и самосадочная).
Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали вручную - это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов.
(СЛАЙД -4)
Ещё бывает каменная соль. Каменная соль является одной из разновидностей поваренной соли, употребляемой в пищу. Это самая натуральная соль, а самая очищенная соль- это выварочная соль класса «экстра», из которой удаляются все примеси, она очень белая и мелкая.
(СЛАЙД -5 каменная соль)
Каменную соль добывают в соляных шахтах, в источниках, соляных озёрах и из моря. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда.
(СЛАЙД -6)
Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх, везут на завод, где её измельчают, очищают от примесей, отбеливают, сортируют , а уже потом соль поступает на прилавки магазинов.
(СЛАЙД- 7)
Еще бывает йодированная соль - (достаю из посылки йодированную соль).
(СЛАЙД- 8)
- это поваренная соль, в которую потом на заводе добавили йод, поэтому она называется йодированная. Она нужна для того, чтобы наш организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам еду в детском саду, обязательно используют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, повторите еще раз - как эта соль называется? (дети повторяют).
Вся эта соль съедобна, полезна и необходима для нашего организма.
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я – капуста!
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем. ( сгибания и разгибания кистей рук)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какой интересный камень здесь лежит, кто мне может сказать, что это за камень? (ответы детей).
(СЛАЙД - 9 соль-лизунец)
Оказывается, это тоже соль. Как вы думаете, можем мы такую соль использовать в пищу? (ответы детей: если да, я спрашиваю: А как.) Посмотрите, какая она грязная, мы можем, есть такую соль? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, такую соль нельзя нам кушать. Но она используется для подкормки животных
( СЛАЙД -10 животные) Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль лизунец.
Соль просто необходима для жизни человека и животных, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается.
(СЛАЙД -11 -соляные пещеры)
Но есть соль, которую используют как косметическое средство (достаю из посылки морскую соль и показываю детям) это морская соль. Морская соль отличается от каменной поваренной соли тем, что её получают способом выпаривания морской воды, в ней содержится большое количество йода, её не отбеливают, как поваренную соль, она солоней, чем обычная соль, в морскую соль добавляют красители, поэтому она бывает разных цвета.
(СЛАЙД -12 -морская соль)
Воспитатель: А для чего нужна морская соль? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ее добавляют в ванну, чтобы наша кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажнённой: то есть она тоже используется для оздоровления.
Что - то мы засиделись, давайте сделаем зарядку.
Физминутка:
Быстро встаньте – улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь.
Руками коленей коснитесь,
Сели – встали, сели-встали,
И на месте побежали.
Воспитатель:
- Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Поэтому люди придумали пословицы о соли.
Какие пословицы о соли вы знаете? (дети )
- « Хлеб – соль».
- «Не солоно хлебавши».
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Щепотка соли делает сахар слаще.
- Без хлеба, без соли никто не обедает.
- Соли нету, так и слова нету.
- Без соли, без хлеба худо беседа.
-Думай не думай, а лучше хлеба – соли не придумаешь.
Воспитатель:
Да, ребята, вы молодцы, знаете пословицы, выражения со словом «соль» прочно вошли в нашу повседневную жизнь.
Ребята, сегодня мы с вами узнаем свойства соли, и для этого давайте перейдём в нашу лабораторию.
- А кто мне скажет, что такое лаборатория и кто работает в лаборатории? (Ответы детей).
-Правильно, это там, где учёные проводят опыты.
- Какие правила поведения в лаборатории вы знаете? (Ответы детей) (нельзя шуметь и мешать друг другу, терпеливо выслушивать мнение других).
Оденьте фартуки и садитесь за столы.
Опыт №1 (Какая соль?)
Перед вами стаканчики с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?
Дети: Белая.
Воспитатель: А теперь наберите на кончик ложечки чуть - чуть соли и попробуйте соль на вкус, какая она?
Дети: Солёная.
Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Возьмите теперь стаканчики с солью и аккуратно пересыпьте ее в тарелку. Что мы видим?
Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая.
Воспитатель: А теперь давайте подведём итог, что мы можем сказать о соли?
Вывод: (соль белая, солёная, не имеет запаха и сыпучая).
Теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль (дети выполняют задание).
Воспитатель: На что похожа соль? (похожа на зёрнышки, крупинки и кристаллики).
Молодцы. А теперь оставьте на столе все аккуратно и перейдём с вами к проведению следующего опыта.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль в воде растворяется? (ответы детей).
Опыт №2(Соль растворяется в воде)
Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан с солью немного воды, что вы видите? Соль не растворилась, а куда же делась вода? (она впиталась).
Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу.
А теперь я налью в стакан с солью воды и размешаю ее.
Воспитатель: Куда же делась соль?
Дети: Она растворилась.
Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?
Дети: Если налить немного воды в соль, то соль воду впитывает, а если налить много воды в соль, она растворяется.
А теперь давайте проведём другой опыт.
Опыт №3
(Эффект мёртвого моря)
Перед вами стоят два стакана с пресной водой. В один стакан я насыплю соль. А теперь возьму два сырых куриных яйца. Возьму яйцо и опущу его в пресную воду. Что мы видим? (яйцо утонуло)
Теперь возьму другое яйцо и опущу его в стакан с солёной водой. Что мы видим здесь? (яйцо плавает). Что можно сказать в итоге об этих опытах? (в солёной воде предметы не тонут т.к. солёная вода помогает держать предметы на поверхности, всё дело в плотности воды. Чем плотность выше
( в данном случае за счёт соли), тем сложнее в ней утонуть.
(СЛАЙД – мёртвое море).
Воспитатель:
Ребята, наша работа в лаборатории закончена. Мне хотелось бы узнать, вам понравилось работать в нашей лаборатории? Что вам больше всего понравилось? Что нового и интересного вы узнали о соли?
Дети: Она белая, без запаха, солёная, впитывает воду, в воде растворяется, не исчезает, нельзя много соли класть в продукты, разный вид соли имеет своё значение, в солёной воде предметы не тонут.
Воспитатель:
Как вы думаете, мы всё узнали про свойства соли? (ответы ).
Воспитатель:
Ценность соли в том, что этот продукт является отличным консервантом. Соль позволяет сохранять выращенные летом продукты в течение длительного времени. Солёные огурчики, помидоры, рыба и другие соленья - традиционно любимые угощения.
(СЛАЙД -13).
А сейчас давайте посмотрим, как ещё применяется соль в нашей жизни.
С помощью соли можно чистить посуду.
(СЛАЙД -14).
С помощью кристалликов соли можно создавать необычные «звёздочки» при рисовании по мокрому листу.
(СЛАЙД -15).
Солью можно рисовать картины.
(СЛАЙД -16).
Можно делать поделки из соли.
(СЛАЙД -17).
Солью посыпают дороги в гололёд, чтобы они не были скользкими.
(СЛАЙД -18).
И это ещё не всё, где можно применить соль.
Итог:
Да, ребята, соль бывает разная: лечебная, пищевая, и что она имеет цвет, но не имеет запаха, растворяется в воде, не исчезает, она солёная, в солёной воде не тонут предметы. Мне было приятно снова побывать с вами в лаборатории и проводить исследования. Я надеюсь, что вам понравилось наше занятие. Нас ждут ещё много интересных открытий. Я благодарю вас за проделанную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе "В гости к лекарственным растениям"
Отчуждение от природы, игнорирование её законов, потребительское отношение к природным ресурсам, привели к тяжёлым экологическим ...
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группы «Солнечная система. Возникновение жизни на Земле»
Программное содержание:1. Знакомство с солнечной системой, звездами, планетами, теорией возникновения жизни на Земле.2. Освоение действия построения схе...
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе на тему: «Волшебница вода»
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды....
Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Лесное царство»
Представление о том, что лес – это живой организм, который мы должны беречь и знать о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе....
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Природа — наш общий дом».
Программное содержание:-Закрепить знания о правилах поведения в природе, используя экологические знаки.-Расширять представления детей о том, что лес - это сообщество...
Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Лесное царство»
План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Лесное царство»Представление о том, что ле...
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Цепочки питания»
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Цепочки питания»1. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в п...