Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе на тему: «Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе на тему: «Волшебница вода»
Автор: Сытник Анна Петровна
Организация: ГБДОУ «д/с № 61» Приморского района
Населенный пункт: Санкт - Петербург
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Познавательное развитие:
- Ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять вещества;
- Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Социально-коммуникативное развитие:
- Поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
- Вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;
- Развивать собственный познавательный опыт;
- Расширить перспективу развития познавательной деятельности детей.
Речевое развитие:
- Развивать связную речь;
- Закрепить умение отвечать на вопросы предложением;
- Активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
- Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы.
Предварительная работа: Проведение опытов; беседы о воде, о ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода», «Круговорот воды в природе»; чтение художественной литературы; отгадывание загадок по теме; заучивание наизусть пословиц, поговорок о воде.
Материал: письмо от жителей Пустыни; схематическое изображение свойств воды; схемы опытов; на каждого ребенка: посуда разной формы; пипетки; электрический чайник; зеркало; вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар; масло растительное; воронки; бумажные носовые платки; фартуки и шапочки у детей; халат и шапочка у воспитателя; карта-раскраска Африки на каждого ребенка.
Ход НОД:
Воспитатель | Предполагаемые ответы детей |
Дети и воспитатель заходят групповую комнату. Сегодня нам пришло письмо от жителей пустыни. Как вы думаете, что их интересует, о чем они хотели бы узнать? | Высказывания детей. |
Правильно, обо всем этом, конечно же, можно написать в письме Но они вот что нам написали. Воспитатель достает из конверта письмо и читает: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители Пустыни. Мы очень мало знаем о воде. Нам очень хочется узнать, что такое вода, какая она» | |
Ребята, что же нам делать? Как мы им поможем? А с помощью чего мы можем это сделать? | С помощью опытов |
Ребята, а где проводят опыты и эксперименты? | В лаборатории |
Правильно вы думаете. И чтобы нам ответить на это письмо я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Дети надевают фартуки и шапочки, воспитатель надевает халат и шапочку. Можно я буду ученым, а вы моими помощниками? Спасибо за доверие! Воспитатель приглашает детей в лабораторию | Дети соглашаются |
Ребята, сегодня вспомним, что мы знаем о воде и познакомимся с её новыми свойствами. А сейчас я загадаю загадки о воде. | |
Карточка 1 Шумит он в поле и саду, А в дом не попадает. И никуда я не иду, Покуда он гуляет. | Дождь |
Карточка 2 Много-много звездочек, Тонких, как стекло. Звездочки холодные, А земле тепло! | Снежинки |
Карточка 3 Рыбам жить зимой тепло: Крыша — толстое стекло | Лед |
Карточка 4 Во дворе – переполох. С неба сыплется горох. Съела пять горошин Зина, У нее теперь ангина. | Град |
Карточка 5 Клубится, но не дым. Ложится, но не снег. | Туман |
Правильно, пошлём эти картинки в конверте с письмом. | |
Ребята, а какие свойства воды вы знаете, какая она бывает? Я буду начинать фразу, а вы её заканчивайте.
Воспитатель по ходу ответов детей выставляет схемы свойств воды. Правильно и эти схемы мы вложим в конверт с письмом. |
|
А теперь приступаем к работе. Сегодня нам предстоит выяснить какие еще свойства имеет вода. Воспитатель приглашает детей пройти к столу и начать опыт. | |
Опыт № 1 «ВОДА – ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ» | |
Подойдите к своим рабочим местам. Воспитатель обращает внимание детей на схему правил поведения в лаборатории. Прежде, чем приступим к исследованиям, вспомним правила поведения в лаборатории. Воспитатель предлагает детям сесть за столы | - Не шуметь – этим мы мешаем другим. - Аккуратно обращаться с посудой. - Слушать воспитателя. - Внимательно следить за результатом опыта. - Закончив наблюдение, сделать вывод. |
Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на тарелочку. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на тарелочке. | Самостоятельная работа детей. |
Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на тарелочку? Почему она растеклась по тарелочку? | Потому что вода жидкая. |
Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Что можно сказать об их форме? | Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую. |
Попробуем опустить их в стакан. Что можно сказать об их форме? Положим их на ладошку. Что можно сказать об их форме? | Они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется. |
Как вы думаете, есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в баночку, стакан. | Высказывания детей Самостоятельная работа детей |
Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает? | Форму баночки. |
А что произошло с водой, когда мы её налили в стакан? Налейте немного воды в тарелку. Какую форму приняла вода? | Вода приняла форму этих предметов. |
Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили – стакана, тарелки, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? | Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают. |
Верно, значит свойство воды – вода «Не имеет формы». И об этом обязательно напишем в письме жителям Пустыни. Воспитатель выставляет схему. | |
Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему вопросу. | |
Опыт № 2 «ПАР – ЭТО ТОЖЕ ВОДА» | |
Ребята, на столе стоит чайник, для чего он нужен? | Он нужен, чтобы нагревать воду. |
Сейчас я его включу. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над чайником? | Это пар |
Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в чайник наливала только воду. А вы не знаете? | Высказывания детей. |
Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Ребята у меня в руках зеркало, посмотрите (показывает зеркало детям). Оно сухое, чистое. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). | Оно запотело и появились капельки воды |
Верно. Значит, мы можем сделать вывод: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая». И об этом свойстве воды мы напишем в письме. Воспитатель выставляет схему. | |
Опыт № 3 «ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ» | |
Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Ребята, вы любите по утрам пить сладкий чай? Как его готовит мама? | Высказывания детей |
На столе стоят три тарелки, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку: Карточка 6 «Белый камень в воде тает» - … (Воспитатель предлагает поднимает салфетку с первого тарелки, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку) | - Сахар |
Карточка 7 Теперь вторая загадка: «В воде родится, Воды боится» - … (Убирает салфетку со второй тарелки) | - Соль |
Карточка 8 И, наконец, последняя загадка: «Жёлтое, а не солнце, Льётся, а не вода, На сковороде – пенится, Брызгается и шипит» - … (Убирает салфетку с третьей тарелки) | - Масло |
Ребята, а почему соль и сахар боятся воды? | Потому что они в ней исчезают, растворяются. |
Садитесь за эти рабочие места. Сейчас проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Возьмите один стакан с водой. Положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Куда исчез сахар? Что случилось с сахаром? | Сахар растворился в воде. |
Возьмите другой стакан с водой и насыпьте в него соли. Размешайте её. Что теперь произошло? | Соль растворилась в воде. |
Как вы думаете все ли вещества могут растворяться в воде? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Вот сейчас мы посмотрим кто оказался прав. Возьмите пипетку, наберите масло и добавьте в третий стакан с водой несколько капель. Размешайте. | Высказывания детей Высказывания детей Идёт самостоятельная работа детей. |
Что произошло с маслом? | Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками. |
Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились? | Вода одни вещества может растворять, а другие нет. |
Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Об этом мы обязательно напишем в письме нашим друзьям из Пустыни. Воспитатель выставляет схему опыта. | |
Опыт № 4 «ОЧИСТКА ВОДЫ» | |
Ребята, посмотрите ещё раз на тот стакан, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду? Почему? | Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус. |
Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? | Её нужно очистить от масла. |
А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды можно сделать из бумажного носового платочка. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из платочка, вложить в воронку и установить её в стакан). А для вас я заранее подготовила фильтры. Они лежат на тарелке. Аккуратно вложите фильтр в воронку. Воронку вставьте в пустой стакан. | Самостоятельная работа детей. |
У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в стакан с фильтром. | Идёт самостоятельная работа детей. |
Аккуратно уберите воронку с фильтр на тарелку и посмотрите на воду. Какая она стала? | Вода стала чистой. |
Куда же делось масло? | Всё масло осталось на фильтре. |
Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Ребята, подойдите ко мне. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Об этом нам расскажет Артем. Воспитатель по ходу рассказа Артема ставит иллюстрации. Об этом мы обязательно напишем в письме нашим друзьям из Пустыни. Воспитатель выставляет схему опыта. | Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. |
Заключительная часть | |
Ребята, вода какие новые свойства воды вы узнали из опытов? Воспитатель обращает внимание детей на таблицу со схемами. Что же мы ответим на письмо? | Вода это жидкость, вода не имеет собственной формы и т.д. Вода может нагреваться и быть горячей - пар. Вода может растворять одни предметы и не растворять другие. Воду можно очистить с помощью фильтра. |
Ребята, мы отправим нашим друзьям жителям пустыни вот эти схемы опытов и свойств воды. Наши друзья из Пустыни могут не знать русский язык, а схемы поймут. Вот такое у нас получилось необычное письмо о свойствах воды. А наша работа по знакомству со свойствами воды еще не закончена. О каких свойствах воды вы хотели бы ещё узнать? | Высказывания детей |
Нам предстоит узнать о воде ещё много интересного: Почему река не промерзает до дна? Может ли вода заменить зеркало? Как замёрзшая вода двигает камни? Интересно это? | |
Ребята, жители Пустыни в конверте с письмом прислали нам карту Африки, но её необходимо раскрасить. Здесь обозначены только контуры. Голубой цвет – это вода: море, океан, река; желтый цвет – пустыни, оранжевый – полупустыни, зеленый цвет- равнины коричневый цвет – горы. Раскрасить тем же цветом, что и контур. Это будет вашим домашним заданием. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по экологии в подготовительной к школе группе на тему: "Вода".
Цель совместной деятельности - расширять и обогащать представления детей о различных природных условиях. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека....

Сценарный план НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе по теме "Волшебница вода"
Сценарный план НОД по экспериментированию с водой в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе на тему: Игра – викторина по экологии «Берегите наш город от мусора»
Задачи:1. Уточнить знания детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека.2. Расширять знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему "Волшебница-весна"
Данное занятие способствует формированию умения у детей составлять загадки по методике А. Нестеренко с опорой на модель №1....

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной к школе группе на тему: «Берегите воду»!
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной к школе группе на тему: «Берегите воду»!Цель : Развитие познавательной активности ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группе. На тему: "Волшебница вода"
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе по теме «Природа — наш дом»
Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе по теме «Природа — наш дом»*+...