Дополнительная образовательная программа "Чудесная бумага"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Дополнительная образовательная программа "Чудесная бумага" разработана для детей второй младшей группы в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа "Чудесная бумага" во второй младшей группе | 52.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
«Чудесная бумага»
во второй младшей группе
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
В группе создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей. Разработана дополнительная общеразвивающая программа кружка художественно - эстетической направленности «Волшебная бумага», по которой обучаются дети.
Актуальность
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
- учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
- обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
- развитие речевых навыков;
- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Срок реализации программы
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (3-4лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Режим и формы занятий
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Срок реализации программы: 1 год
Ожидаемые результаты работы
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Формы проведения итогов реализации программы
Основными формами проведения итогов реализации программы являются:
- выставки детских работ в детском саду;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- составление альбома лучших работ;
- участие в конкурсах лучших работ.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Темы | теория | практика |
1 | Мозаичная аппликация | «Осенние листочки» | 1 | |
«Дождик, дождик – кап, кап» | 1 | |||
«Строим горку из снега» | 1 | |||
«Облака белокрылые лошадки» | 1 | |||
2 | Аппликация «Бумажный комочек» | «Яблоки в корзине» | 1 | |
«Запасливые ежи» | 1 | |||
«Кудрявый барашек» | 1 | |||
«Толстые животики» | 1 | |||
«А на ветках снегири, кушают рябину» | 1 | |||
«Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки» | 1 | |||
«Зайка беленький сидит» | 1 | |||
«Покормим птичек» | 1 | |||
«Весёлая ракета» | 1 | |||
«Весёлый клоун» | 1 | |||
«Мороженое в вафельном стаканчике» | 1 | |||
«Праздничный салют» | 1 | |||
«Гусеница» | 1 | |||
3 | Аппликация коллективная | «Ветка рябины» | 1 | |
«Сугробы, снег на деревьях» | 1 | |||
«На полянку, на лужок выпал беленький снежок» | 1 | |||
«Цветок в подарок маме» | 1 | |||
«Вышла курочка хохлатка с нею жёлтые цыплятки» | 2 | |||
«Белые кораблики» | 1 | |||
«Одуванчики на траве» | 1 | |||
«Божья коровка, лети на цветочек» | 1 | |||
4 | Аппликация из готовых деталей «Коллаж» | « Мы слепили снеговика» | 1 | |
«Новогодняя ёлочка» | 1 | |||
«Мы милашки, куклы-неваляшки» | 1 | |||
«Солнышко нарядись, красное покажись» | 1 | |||
Итого | 30 |
Содержание программы
Тема | Содержание | Оборудование | |
Октябрь | |||
«Осенние листочки» | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). | Двусторонняя бумага ярких цветов(жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки | |
«Дождик, дождик – кап, кап» | Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа | Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага(оттенки синего) клей, кисти, салфетки | |
«Яблоки в корзине» | Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсомоторики. | 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого, красного, зеленого цветов, клей ПВА | |
«Ветка рябины» (коллективная работа) | Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. Формировать навыки совместной работы. | ¼ тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки | |
Ноябрь | |||
«Запасливые ежи» | Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации | Двусторонняя бумага ярких цветов; лист картона с нарисованным контуром; клей ПВА. | |
«Кудрявый барашек» | Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой | Тонированная бумага с контуром барашка, белая бумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки. | |
«Толстые животики» | Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы; аккуратно закрашивать, не выходя за контур карандашом. | Двусторонняя бумага черного и коричневого цветов, картинки с контурным изображениями мишки и Чебурашки; клей ПВА; цветные карандаши | |
«А на ветках снегири, кушают рябину» | Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на грудку и щёчки снегиря), закреплять навык рисования пальчиками (ягоды рябины) | ½ альбомного листа с нарисованным силуэтом снегиря на ветке, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки, пальчиковая краска красного и оранжевого цвета. | |
Декабрь | |||
«Сугробы, снег на деревьях» (коллективная работа) | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю),пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща. | ¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки | |
«Мы слепили снеговика» | Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска. | Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки | |
«Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки» | Учить отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации. | Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки, белая бумага, клей, кисти | |
«Новогодняя ёлочка» | Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям | ½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики) , клей, кисти, салфетки | |
Январь | |||
«Зайка беленький сидит» | Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми Воспитывать дружеские отношения | Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки | |
«На полянку на лужок тихо падает снежок» (коллективная работа) | Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца. | Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки | |
«Покормим птичек» | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
| Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки | |
Февраль | |||
«Строим горку из снега» | Продолжать учить отрывать маленькие комочки от целого листа бумаги и скатывать из них маленькие комочки. Аккуратно приклеивать их клеем на готовую форму. | ½ альбомного листа с контурным изображением грузовика, белые салфетки, клей, кисти. | |
«Мы милашки, куклы неваляшки» | Продолжать учить располагать готовые детали (круги) правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов, и украшать её скатанными шариками из бумаги. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к работе с бумагой | ½ альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА; пирамидка | |
«Весёлая ракета» | Закреплять умение скатывать комочки из бумаги. Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату | ½ альбомного листа с нарисованной ракетой, цветная бумага, клей, кисти, салфетки, карандаши | |
Март | |||
«Цветок в подарок маме» (коллективная работа) | Учить детей создавать красивую композицию из цветов(букет).в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать | ¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага, клей, кисти, салфетки. | |
«Солнышко снарядись, красное покажись». | Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. | Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки. | |
«Вышла курочка хохлатка,с нею жёлтые цыплятки» ( коллективная работа 2 занятия) | Закреплять умение аккуратно | ¼ тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка курочки, клей, кисти, салфетки. | |
Апрель | |||
«Облака белокрылые лошадки» | Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща | ¼ тонированного листа ватмана с изображением реки, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки. | |
«Белые кораблики» (коллективная работа) | Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой | Картина с предыдущего занятия, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки. | |
«Весёлый клоун» | Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца. | ¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки | |
«Мороженое в вафельном стаканчике» | Упражнять в технике бумагопластики изготавливать шарики разной величины и цвета и приклеивать их на готовую форму. Воспитывать желание трудиться и довести свою работу до конца и поделиться своей радостью с друзьями. | 1\2 листа картона, листы бумаги разного цвета, клей ПВА, салфетка. | |
Май | |||
«Праздничный салют» | Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. | Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА | |
«Божья коровка, лети на цветок» | Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым | Игрушка божья коровка, ½ альбомного листа, красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки | |
«Гусеница» | Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым | ½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки. | |
«Одуванчики в траве» (коллективная работа) | Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща. | ¼ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки. |
В рамках реализации программы используются:
Формы проведения занятий:
- занятие – игра;
- занятие – сказка;
- занятие – загадка;
Методы работы:
- Объяснительно - иллюстративный (беседа, художественное слово)
- -Репродуктивный (разучивание, закрепление материала);
- Исследовательский (оценка, самооценка);
- Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость);
- метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и
- практической деятельности);
Приёмы:
- Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая-либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи. Проводятся беседы.
- Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
- Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
- Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
- Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
- Самостоятельное изготовление поделки.
- Анализ готовых поделок своих и товарищей.
- Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Литература
- Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.
- Брыкова Е. К. Творчество детей в работе с различными материалом. – М.:Педагогическое общество России; 1998.
3.Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги.-М.,Оникс,
2009 г.
4.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство
«Скрипторий 2003», 2007 г.
5.Лыкова И.А, Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет –Карапуз-Дидактика – Творческий центр
СФЕРА, Москва ,2007г
6.НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
7.Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
8.Художественная аппликация и узоры из бумаги.: БАО – ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.
9.http:/stranamasterov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная деятельность. Кружок "Из любой бумаги мастерим, как маги!". Конспект НОД по аппликации способом "бумажная петля - капля" на тему: "Озорной ёжик" для детей средней группы.
Развитие у детей познавательного интереса к живой природе посредством объёмной аппликации; развитие моторики....
Дополнительная образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (аппликация обрыванием на тему: "Открытка - солдат в подарок папе") для детей средней группы. Работа в кружке "Из любой бумаги мастерим, как маги!"
Развивать навыки работы по составлению мозаичной обрывной аппликации. Воспитывать чувство гордости за нашу армию, стремление сделать приятное папе....
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Волшебный мир бумаги»
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги; развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и...
Дополнительная образовательная программа кружка по конструированию из бумаги "Волшебное оригами".
Содержание 1.Целевой раздел1.1 Пояснительная ...
Рабочая программа дополнительно-образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА»
рабочая программа...
Дополнительная образовательная программа «Фантазии бумажной страны» (конструирование из бумаги методом оригами) для детей старшего дошкольного возраста
Цель программы – развитие мелкой моторики ребенка с тяжелыми нарушениями речи средствами конструирования из бумаги методом искусства оригами.Отличительной особенностью данной дополнительной обра...