Рабочая образовательная программа для младшей группы ДОУ.
рабочая программа (младшая группа) по теме
Представляю Вашему вниманию Рабочую образовательную программу для работы с детьми младшей группы.
Программа построена из соотношения 60% (основная часть) на 40% (часть, формируемая участниками образовательного процесса).
60% - составлена на основе комплексной программы ДО "Детство"
40% - составляют парциальные программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой (20%) и "Развитие речи детей" О.С. Ушаковой (20%).
Также в программе есть много полезной и интересной информации (планирование тематических недель, режим дня, сетка НОД и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_obrazovatelnaya_programma_vtoroy_mladshey_gruppy.doc | 339.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа «Город Калининград»
комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 42 города Калининграда
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ д/с №42
_____________/____________
«___» ____________ 20___ г.
Приказ №________
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
второй младшей группы «Фиксики»
для детей 3-4 лет
Разработчик: Киселева Е.Н.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
на заседании педагогического совета
«___» ________ 20 ___ г. протокол № ___
г. Калининград
2017 г.
Содержание рабочей программы
№ п/п | Наименование раздела | Стр. |
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1 | Пояснительная записка Цели и задачи Программы Принципы и подходы к формированию Программы Нормативно-правовые документы Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей группы | 3 |
1.2. | Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы | 5 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 8 |
2.1 | Описание образовательной деятельности Образовательная деятельность в пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» | |
2.2. | Модель организации образовательного процесса Виды детской деятельности Формы организации образовательного процесса Методы организации образовательной деятельности | 9 |
2.3. | Комплексно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год | 11 |
2.4. | Культурно-досуговая деятельность | 16 |
2.5. | Формы взаимодействия с родителями | 16 |
2.6. | Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений | 18 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 27 |
3.1 | Организация образовательной деятельности | 27 |
3.2 | Организация режима дня пребывания детей в группе | 29 |
3.3. | Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе | 30 |
3.4. | Перечень методической литературы | 31 |
- Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа (далее - Программа) разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда детский сад № 42, закона «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования», в котором выделены образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» и «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (2.4.1.3049-13 от 13.05.2013 г.).
Программа состоит из обязательной части, разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред.Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой» (СПб., ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014) и части, формируемой участниками образовательных отношений муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда детский сад № 42. Обе части Программы являются взаимодополняющимися и необходимыми с точки зрения реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Срок реализации Программы: 01.09.2017 г. – 31.08.2018 г.
Цели рабочей программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к ЗОЖ, интереса к физической культуре.
2. Воспитание основ гражданственности, патриотических чувств, содействие становлению ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации и формирование способности произвольного регулирования деятельности и поведения.
3. Содействие развитию познавательных интересов, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие познавательной инициативы, любознательности и познавательной активности.
4. Комплексное развитие всех сторон речи, развитие способности к восприятию разговорной речи, развитие речевого творчества.
5. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, содействие художественно-эстетическому развитию, удовлетворение потребности в творческом самовыражении в разных видах художественной деятельности.
6. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
7. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
8. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
9. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
10. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Рабочая программа основана на следующих принципах и подходах:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
• обеспечение единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей группы
Возрастные особенности детей. В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов , способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. В программе учтены возрастные и индивидуальные особенности детей.
Содержание и реализация рабочей программы зависит и от контингента родителей. В зависимости от социального статуса, образования, возраста подбираются различные формы работы с родителями по реализации рабочей программы.
1.2 Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы
Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с ФГОС ДО через раскрытие динамики формирования уровня развития и образования воспитанников в данный возрастной период освоения программы по пяти направлениям развития детей.
К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития и образования ребенка:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.
Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.
Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.
Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться (кукольный, драматический театры).
Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.
Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев.
Может принимать участие в беседах о театре (театр-актеры-зрители, поведение людей в зрительном зале).
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).
Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
Понимает смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).
Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».
Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов:»больше», «меньше», «столько же».
Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
Называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет и называет признаки(цвет, форма, материал)
Ориентируется в помещениях детского сада.
Называет свой город (поселок, село).
Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.
Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
Проявляет бережное отношение к природе.
Образовательная область «Речевое развитие»
Рассматривает сюжетные картинки.
Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.
Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование. Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.
Лепка. Умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговым движениями ладоней.
Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
Аппликация. Создает изображения предметов из готовых фигур.
Украшает заготовки из бумаги разной формы.
Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Музыкальное развитие. Слушает музыкальное произведение до конца.
Узнает знакомые песни.
Различает звуки по высоте (в пределах октавы)
Замечает изменения в звучании (тихо — громко)
Поет, не отставая и не опережая других.
Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Образовательная область «Физическое развитие»
Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление.
Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
Сохраняет равновесие при ходьбе в беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.
Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстоянии не менее 5м.
Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности
Содержание Программы обеспечивает полноценное развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
2.2 Модель организации образовательного процесса
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности.
Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Образовательные области | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности |
Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности | ||
Социально-коммуникативное развитие | игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, продуктивная | Игры с правилами, творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, рассматривание картин и иллюстраций, обсуждение мультфильмов и телепередач, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов. |
Познавательное развитие | познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, двигательная, коммуникативная, продуктивная (конструктивная), трудовая, музыкально-художественная | Наблюдения, опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций, беседы, коллекционирование, чтение художественной литературы, дидактические и развивающие игры, рассмотрение картин и иллюстраций, экскурсии, реализация проектов. |
Речевое развитие | коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая, двигательная. | Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений, разучивание стихов, обсуждение художественных произведений, |
Художетсвенно-эстетическое развитие | продуктивная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, коммуникативная, двигательная, игровая | Рисование, лепка, аппликация, рассматривание картин и иллюстраций; конструирование из разных материалов; моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок; слушание музыки, импровизация, исполнение, музыкально-дидактические, подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. |
Физическое развитие | двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная | Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнования, дни здоровья, экскурсии, реализация проектов. |
Образовательные задачи решаются через различные формы организации образовательного процесса детей:
- непосредственно образовательная деятельность;
- в совместной деятельности детей с педагогом в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей;
- в совместной деятельности с семьей.
В образовательной программе, которую мы реализуем, прописаны все области образовательной деятельности через различные формы.
Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Это деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
Совместная деятельность взрослого с ребенком, это, прежде всего деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.
В образовательном процессе используется метод проектов, как способ организации педагогического процесса, основанного на принципах интеграции, на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей, способа взаимодействия с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения.
Под проектом мы подразумеваем многоэтапное, продленное по времени действо, в котором участвуют и родители, и дети, и узкие специалисты сада (музыкальный руководитель, учитель – логопед, инструктор по физической культуре), которые с различных сторон занимаются погружением в тему.
Методы организации образовательной деятельности
Словесные методы: объяснение, беседа, рассказ, чтение, пересказ.
Наглядные методы: наблюдение, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ образца, показ способа действия, использование видеофильмов, ЭОР.
Практические методы: упражнения, трудовые действия, опыты.
2.3. Комплексно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
Месяц | Учебная неделя | Даты | Тема | Содержание | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | 1 | 04.09-08.09 | Наш детский сад. | Адаптация детей к условиям детского сада. Знакомить детей с детским садом, территорией ДОУ, помещением, персоналом. Знакомство с детьми, воспитателями группы. Содействовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. Развивать умение обращаться за помощью к взрослым. | Оформление стенда «Наша дружная группа» |
2 | 11.09-15.09 | Я и мои друзья. Мониторинг | |||
3 | 18.09-22.09 | Осенняя ярмарка. Огород. Овощи. | Расширять представления детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. На прогулке предлагать детям собирать и рассматривать осеннюю листву. Разучивать стихотворения об осени. Развивать умение замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. Побуждать рисовать, лепить, выполнять аппликацию на осенние темы. | Музыкальное развлечение «Осень». Сбор осенних листьев и создание коллективной работы. Выставка поделок из природного материала «Дары осени» | |
4 | 25.09-29.09 | Осенняя ярмарка. Сад. Фрукты. | |||
Октябрь | 5 | 02.10-06.10 | Краски осени. | ||
6 | 09.10-13.10 | Ягоды. Грибы. | |||
7 | 16.10-20.10 | Птицы | |||
8 | 23.10-27.10 | Дикие животные | |||
Ноябрь | 9 | 30.10-03.11 | Домашние животные | ||
10 | 06.11-10.11 | Осень. Изменения в природе. | |||
11 | 13.11-17.11 | Одежда. Обувь. | Формировать начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать образ Я. Формировать элементарные навыки ухода за своим лицом и телом. Развивать представления о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления. Побуждать называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Обогащать представления о своей семье. Знакомить с домом, предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами. | Спортивный досуг «Быть здоровыми хотим» | |
12 | 20.11-24.11 | Я и моё тело | |||
13 | 27.11-01.12 | Моя семья. | Музыкальное мероприятие «День матери» | ||
Декабрь | 14 | 04.12-08.12 | Мой дом. Мебель. | Обыгрывание различных проблемно-образовательных ситуаций. Сюжетно-ролевая игра «Семья» | |
15 | 11.12-15.12 | Зимушка-зима | Расширять представления о зиме. Знакомить с зимними видами спорта. Организовывать все виды детской деятельности(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника как в НОД, так и в самостоятельной деятельности детей. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Формировать первичные представления о местах, где всегда зима. Знакомить с животными, обитающими на севере. Побуждать детей отражать полученные впечатления в разных непосредственно образовательных и самостоятельных видах деятельности детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. | Зимние игры на прогулке. Новогодний праздник «День рождения ёлочки». Зимние дошкольные олимпийские игры – 2018 Выставка-конкурс кормушек. Игры-инсценировки | |
16 | 18.12-22.12 | Новогодний праздник | |||
Январь | 17 | 15.01-19.01 | Зимние забавы. | ||
18 | 22.01-26.01 | Зимовка птиц и зверей | |||
19 | 29.01-02.02 | Животные Севера | |||
Февраль | 20 | 05.02-09.02 | Транспорт | Знакомить с видами транспорта, в том числе с городским, с правилами поведения в городе, с элементарными правилами дорожного движения, светофором, надземным и подземным переходами (взаимодействие с родителями). | Игра с элементами конструирования «Гараж» |
21 | 12.02-16.02 | Профессии | Знакомить с «городскими» профессиями (милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса). | Выставка семейного творчества «Наши профессии» | |
22 | 19.02-23.02 | Наши папы - защитники | Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелым, стать защитниками Родины). | Музыкально-спортивное развлечение | |
23 | 26.02-02.03 | Мир вокруг нас. Предметы. | Знакомить с домом, предметами домашнего обихода, бытовыми приборами. | Обыгрывание различных проблемно-образовательных ситуаций. Сюжетно-ролевая игра «Как дома» | |
Март | 24 | 05.03-09.03 | Праздник мам и бабушек. | Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке и т.д. | Музыкальный праздник «Наши милые мамы и бабушки» |
25 | 12.03-16.03 | Продукты питания | Формировать представления о еде, как об источнике силы и здоровья. | Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. Игры-забавы, посиделки в русских традициях. Совместное с родителями чаепитие. | |
26 | 19.03-23.03 | Посуда | Расширять представления детей о предметах ближайшего окружения, их назначении, продолжать показывать разные способы обследования предметов быта, активно включать движения рук по предмету и его частям. Формировать умение группировать (чайная, столовая, кухонная посуда). | ||
27 | 26.03-30.03 | Народная культура и традиции | Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | ||
Апрель | 28 | 02.04-06.04 | Книжкина неделя | Познакомить детей с разнообразной литературой: сказками, стихами, фольклором, рассказами, устным народным творчеством, прививать интерес у детей к чтению и рассматриванию книг и иллюстраций, воспитывать бережное отношение книгам. | Выставка «Моя любимая книга» Чтение любимых книжек |
29 | 09.04-13.04 | Наши быстрые ракеты | Формировать представления о космосе, о том, что наша планета Земля имеет форму шара, что в небе есть другие планеты и звёзды. | Коллективная работа «Звёзды в небе» | |
30 | 16.04-20.04 | Мой город. | Знакомить с родным городом, его названием, основными достопримечательностями. | Выставка фотографий «Мой двор» | |
31 | 23.04-27.04 | Животные жарких стран. | Формировать первичные представления о местах, где всегда лето. Знакомить с животными, обитающими на юге. Побуждать детей отражать полученные впечатления в разных непосредственно образовательных и самостоятельных видах деятельности детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями. | Коллективная работа «На далёкой Лимпопо» | |
Май | 32 | 30.04-04.05 | Весна-красна | Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц). Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело – появилась травка и т.д.). Побуждать детей отражать впечатления о весне в разных видах художественной деятельности. | Выставка детских работ «Весенняя радость» |
33 | 07.05-11.05 | День победы | Осуществлять патриотическое воспитание. Формировать представления о празднике, посвящённому Дню Победы. Воспитывать уважение к пожилым людям. | Выставка детского творчества | |
34 | 14.05-18.05 | Подводный мир. Рыбы Мониторинг | Познакомить детей с водоемами и их обитателями - рыбами (об особенностях строения, обитания, что едят, где живут, обогащать и активизировать словарь по данной теме. | Коллективная композиция «В подводном мире» | |
35 | 21.05-25.05 | Цветы и насекомые. Мониторинг | Познакомить детей с первыми насекомыми, их внешним видом. Расширять представление детей о насекомых; учить узнавать их в натуре и на картинках, наблюдать за насекомыми на участке; воспитывать бережное отношение (рассматривать, не нанося им вред). | Коллективная работа «На лужок ходили, там бабочек ловили» | |
36 | 28.05-31.05 | Здравствуй, лето! | Расширять представления детей о лете, о сезонных изменениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях . Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. | Музыкально-спортивное мероприятие «Здравствуй, лето!» | |
Примечание: | Календарно-тематическое планирование на июнь – август 2017 года см. в Плане на летний оздоровительный период 2017 года. |
2.4 Культурно – досуговая деятельность
Правильная организация культурно – досуговой деятельности детей 3-4 лет предполагает решение педагогом следующих задач.
Отдых. Развивать культурно - досуговую деятельность детей по интересам. Обеспечивать каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие. Формировать умение занимать себя игрой.
Развлечения. Показывать театрализованные представления. Организовывать прослушивание звукозаписей, просмотр мультфильмов. Проводить развлечения различной тематики (для закрепления и обобщения пройденного материала). Вызывать интерес к новым темам, стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.
Праздники. Приобщать детей к праздничной культуре. Отмечать государственные праздники (Новый год, «Мамин день»)
Содействовать созданию обстановки радости, хорошего настроения.
Самостоятельная деятельность. Побуждать детей заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры; разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные песенки, потешки.
Поддерживать желание детей петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей.
Перечень развлечений и праздников
Праздники. «Осень», «Новый год», «8 Марта», «Лето», дни рождения детей.
Тематические праздники и развлечения. «Здравствуй, Зимушка-Зима!», «В весеннем лесу», «Масленица», Неделя детской книги.
Концерты. Выступление артистов Калининградской областной филармонии.
Театрализованные представления. «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и козлята»
Спортивные развлечения. Спортивные досуги, посвященные Дню защитника Отечества, Дню космонавтики.
Фокусы. «Цветная водичка», «Волшебная коробочка».
2.5 Формы взаимодействия с родителями
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, социальный паспорт семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
Образование родителей: организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы).
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации праздников, досугов, конкурсов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовойдеятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.
- Организация субботников по уборке территории детского сада.
Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых. Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы - при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности). Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
- Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы и т.д.).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы.
-Беседы с родителями об участии в конкурсах, проектной деятельности группы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.
- Выставка детских работ по теме «Моя любимая игрушка»
- Подготовка материалов в родительском уголке о творчестве детских писателей.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
- Индивидуальные беседы с родителями об участие в конкурсе рисунков детей
Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного «воздействия» на психическое здоровье ребенка. Организовывать в детском саду встречи родителей и детей с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.
- организация праздников, вечеров досуга.
Образовательная область «Физическое развитие»
Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду.
-Работа с родителями по проведению спортивных досугов группы, об участии родителей в этом мероприятии.
2.6. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений
«Цветные ладошки» И.А. Лыкова
В Программу включена вариативная часть, основанная на «Программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И.А. Лыковой. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщенных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Цель программы - формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет:
В лепке – показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, солёное и сдобное тесто, влажный песок, снег, жевательная резинка, бумажная масса для папье-маше), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или сухой манки), возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей.
В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей.
В аппликации – знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается) и на этой основе учить детей.
Месяц | Неделя | Вид деятельности | Тема НОД | Задачи НОД | Литература |
Сентябрь | 2 | Аппликация с элементами рисования | «Шарики воздушные, ветерку послушные» | Создание аппликативных картинок: ритмичное раскладывание готовых форм (одинаковых по размеру, но разных по цвету) и аккуратное наклеивание на цветной фон. Развитие чувства ритма и формы. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. |
4 | Рисование | Яблоко с листочком и червячком | Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. | |
Октябрь | 6 | Лепка | Ягодки на тарелочке | Создание пластической композиции из одного большого предмета (тарелочки) и 5-10 мелких (ягодок). Получение шарообразной формы разными приёмами: круговыми движениями ладоней (для тарелки) и пальцев (для ягодок). | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. |
8 | Рисование с элементами аппликации | Мышка и репка | Создание простой композиции: наклеивание травки (полосы бумаги, надорванной бахромой), рисование большой репки и маленькой мышки, дорисовывание хвостика цветным карандашом. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. | |
Ноябрь | 10 | Аппликация | Листопад | Создание аппликативной композиции из готовых форм (листьев) разного цвета на голубом фоне. Освоение техники обрывной аппликации (разрывание полосок бумаги на мелкие кусочки). | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. |
12 | Лепка и аппликация | Лямба (по мотивам сказки-крошки В. Кротова) | Лепка фантазийных существ по мотивам литературного образа. Развитие образного мышления, творческого воображения. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. | |
Декабрь | 15 | Рисование декоративное | Вьюга – завирюха | Рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. |
16 | Аппликация с элементами рисования | Праздничная ёлочка | Создание образа новогодней ёлки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение ёлки цветными «игрушками» и «гирляндами» (способом примакивания и тычка). Экспериментирование с художественными инструментами (кисти разного размера, ватные палочки, штампики) и материалами. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. | |
Январь | 17 | Аппликация с элементами рисования | Волшебные снежинки | Наклеивание шестилучевых снежинок из трёх полосок бумаги с учётом исходной формы (круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей). | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. |
18 | Лепка | Лесной магазин | Лепка героев стихотворения- лесных зверей – комбинированным способом (по представлению). Составление коллективной композиции. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. | |
Февраль | 21 | Лепка из солёного или сдобного теста | «Я пеку, пеку, пеку…» | Лепка угощений для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края. Развитие чувства формы, мелкой моторики. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. |
23 | Аппликация из фантиков | Лоскутное одеяло | Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу (2х2 или 3х3) и составление коллективной композиции из индивидуальных работ. Освоение понятия «часть и целое». | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. | |
Март | 24 | Рисование | Цветок для мамочки | Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. |
25 | Аппликация с элементами рисования | Колобок на окошке | Создание образа колобка: наклеивание готовой формы и дорисовывание деталей фломастерами. Оформление окошка – рисование занавесок, наклеивание декоративных элементов на ставенки. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. | |
Апрель | 28 | Рисование по замыслу | В некотором царстве | Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев и средств художественно-образной выразительности. Развитие воображения. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. |
30 | Аппликация с элементами рисования | Ручеёк и кораблик | Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. | |
Май | 32 | Рисование | Солнышко, солнышко, раскидай колечки! | Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. |
35 | Аппликация обрывная | «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…» | Создание выразительных образов луговых цветов – жёлтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук. | Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2013. – с. |
«Программа развития речи дошкольников» О.С. Ушакова
Речевое развитие дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и в интеграции со всеми образовательными областями, а также в игровой совместной и самостоятельной деятельности и в повседневной жизни. Однако на специально организованных занятиях по образовательной области «Речевое развитие», развитие речи детей становиться главной задачей. Программа О. С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников» дополняет основную образовательную программу «Детство» в разделах по совершенствованию коммуникативных способностей у детей через формирование грамматического строя речи и развития образной речи дошкольников.
Главная цель речевого развития ребёнка – овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.
Основные задачи развития речи детей:
1. Развитие связной речи, умения строить простые и сложные синтаксические конструкции и использовать их в речи.
2. Развитие лексической стороны речи
3. Формирование грамматического строя речи, умения использовать в речи все грамматические формы.
4. Развитие звуковой стороны речи
5. Развитие образной речи.
Месяц | Учебная неделя | Тема НОД | Задачи НОД | Литература |
Сентябрь | 2 | Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом». | Учить рассматривать картину, формировать умение отвечать на вопросы (по картине) и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ. Учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов. | Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – с.23 |
Октябрь | 8 | Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке. | Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке. Учить образовывать форму повелительного наклонения глаголов, использовать предлоги в, на, под, около, перед. Учить различать на слух звучание музыкальных инструментов. | Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – с.43 |
Ноябрь | 11 | Описание внешнего вида куклы Оли. | Учить рассматривать предметы, сформировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий описательный рассказ. Учить определять цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков. | Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – с.25 |
Декабрь | 14 | Называние предметов мебели. Употребление пространственных предлогов. | Учить составлять вместе с воспитателем короткий рассказ. Учить называть отдельные предметы мебели. Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, около. Учить правильному употреблению формы родительного падежа существительных. | Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – с.81 |
Январь | 17 | Составление рассказа по картине «Катаемся на санках». | Учить отвечать на впросы по содержанию картинки. Составлять рассказ вместе с воспитателем. Закреплять в активном словаре названия предметов одежды, качеств. Учить использовать слова с противоположным значением. | Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – с.47 |
Февраль | 20 | Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки». | Учить составлять рассказ по картине, ориентируясь на образец, предложенный воспитателем. Учить правильно называть предметы, изображенные на картине. Давать описания игрушек, называя их цвет. | Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – с.59 |
Март | 26 | Описание предметов посуды. | Учить составлять совместно со взрослым короткий рассказ. Учить правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представление об их функции. Знакомить с производными словами. | Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – с.78 |
Апрель | 28 | Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок» | Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки «Цыпленок» К. Чуковского по вопросам. | Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – с.57 |
Май | 36 | Составление описания по предметной картине | Учить составлять короткие рассказы по картинке. Учить четко и ясно произносить звуки, учить выделять этот звук на слух, закреплять правильное произношение. Учить регулировать темп речи. | Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – с.91 |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация образовательной деятельности
В организационном разделе отображена структура реализации образовательного процесса через:
непосредственно образовательную деятельность (НОД);
совместную деятельность в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьей, социальными партнерами;
оценка динамики формирования уровня развития интегративных качеств обучающихся.
Объем нагрузки и продолжительность НОД в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 от 13.05.2013 г.
Возраст детей | 3-4 года |
Длительность | 15 минут |
Общее количество в неделю | 10 |
Общее количество в часах | 2 часа 30 минут |
Система НОД
Направленность группы | Образовательные области ООП ДО | Количество НОД в неделю | Длительность НОД |
общеразвивающей направленности | Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие (музыка) Художественно-эстетическое развитие (рисование/лепка/аппликация) Речевое развитие (развитие речи) Познавательное развитие (математическое и сенсорное развитие/ознакомление с миром живой и неживой природы, экспериментирование) | 3 2 2 1 2 Итого: 10 | 15 |
Формы планирования образовательного процесса в группе представлены в виде комплексно-тематического планирования, распределения основных видов НОД на неделю, планирования совместной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьей на неделю, прогулок на неделю.
Распределение основных видов непосредственно образовательной деятельности
День недели | Образовательная область | Непосредственно образовательная деятельность | Время |
Понедельник | Познавательное развитие Физическое развитие | Познание Физическая культура | 9.00 – 9.15 9.25 - 9.40 |
Вторник | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевое развитие Музыка | 9.00 – 9.15 9.25 – 9.40 |
Среда | Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие | Художественное творчество (рисование) Активные игры на прогулке | 9.00 – 9.15 1 половина дня |
Четверг | Художественно-эстетическое развитие Художественно-эстетическое развитие | Музыка Художественное творчество | 9.00 – 9.15 9.25 – 9.40 |
Пятница | Познавательное развитие Физическое развитие | Познание Физическая культура | 9.00 – 9.15 9.25 – 9.40 |
Речевое развитие (чтение художественной литературы) осуществляется ежедневно в течение 15 минут.
Социально-коммуникативное развитие предполагает организацию данной деятельности за рамками непосредственно образовательной деятельности.
Планирование совместной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьей
- Совместная деятельность взрослого и детей в ходе режимных моментов;
- Индивидуальная работа;
- Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;
- Взаимодействие с семьей.
Планирование прогулок на неделю:
- Объект наблюдения, познавательно - исследовательская деятельность, дидактические игры и упражнения, речевая деятельность;
- Подвижные игры;
- Трудовая деятельность;
- Индивидуальная работа.
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Педагогическая диагностика (мониторинг) проводится в ходе наблюдений за активностью детей в самостоятельной и специально организованной деятельности. Используется инструментарий для педагогической диагностики к программе «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. (динамика формирования уровня развития интегративных качеств обучающихся).
3.2 Организация режима дня пребывания детей в группе
Образовательный процесс в ДОУ реализуется в режиме пятидневной недели.
Режим дня составлен с расчетом на 12- часовое пребывание ребенка в детском саду с 7.00 -19.00.
Структура образовательного года:
1 сентября – начало образовательного года;
1 сентября - 26 декабря – образовательный период;
4 - 17 сентября – первичный мониторинг;
25 декабря – 14 января – каникулярный период;
15 января - 31мая – образовательный период;
14 мая - 27 мая – итоговый мониторинг;
1июня – 31 августа – летний оздоровительный период.
Режим дня в холодный период с сентября по май
Возраст | 3-4 года |
Режимные моменты | |
Прием детей, утренний фильтр, игры, дежурство | 07.00-08.20 |
Утренняя гимнастика | 08.20-08.25 |
Поготовка к завтраку, завтрак | 08.25-08.55 |
Утренний сбор | 08.55-09.00 |
Непосредственно-образовательная деятельность, работа в центарх автивности по выбору детей | 09.00-09.40 |
Второй завтрак, подготовка к прогулке, прогулка | 09.40-11.50 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед | 11.50-12.20 |
Гигиенические процедуры, дневной сон | 12.20-15.00 |
Постепенный подъем, закаливающие и профилактические процедуры | 15.00-15.15 |
Подготовка к полджнику, полдник | 15.15-15.30 |
ДОД, игры, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, труд | 15.30-16.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.10-17.10 |
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин | 17.10-17.40 |
Прогулка, игры, уход детей домой | 17.40-19.00 |
Примечание: В режиме дня указана общая продолжительность работы в ДОО по выбору детей, включая перерывы между видами деятельности. Педагог дозирует образовательную нагрузку на детей в зависимости от наличной ситуации в группе (интересов, актуального состояния детей, их настроения и т.п.). |
3.3 Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе
Своеобразие организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в групповом помещении младшей группы детского связано с особенностями развития этого возраста дошкольников. Развивающая среда для детей четвертого года жизни сохраняет некоторые черты среды для малышей и в то же время имеет свои, только ей присущие особенности, что прежде всего связано с ярким проявлением разных темпов развития детей четвертого года жизни. Дети младшего возраста испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. Поэтому пространственная организация среды в младшей группе предоставляет возможности для передвижений ребенка и для разнообразной двигательной деятельности, профилактики плоскостопия, обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности детей (уголок двигательной активности).
Игрушки и предметы в группе отражают все многообразие окружающего мира и соответствуют реальным объектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка идет активное накопление словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон.
Четвертый год жизни - время расцвета сюжетно-ролевых игр, сюжеты которых связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. В связи с этим, в игровых наборах присутствуют фигурки животных разных размеров, куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления (уголок сюжетно-ролевых игр).
В младшей группе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, которое непосредственным образом связано с развитием речи (игровой уголок). Для этого в среде группы достаточное количество мозаик среднего размера, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, настольно-печатные игры, разнообразные лото и домино.
Перечень оборудования развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении
Художественно-творческий уголок (восковые и акварельные мелки, гуашевые краски, фломастеры, цветные карандаши, пластилин, клей-карандаш, кисти, палочки, стеки, поролон, трафареты, цветная и белая бумага, картотека дидактических игр по художественно-эстетическому развитию).
Книжный уголок
Стеллаж для книг.
Детские книги по программе и любимые книги детей.
Книжки-малышки с произведениями фольклора малых форм.
Книжки-раскраски по изучаемым темам.
Аудиозаписи русских народных сказок.
Театральный уголок:
Маленькая ширма для настольного театра.
Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.
Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (кукольный, настольный, перчаточный).
Уголок конструирования:
Строительный конструктор с крупными блоками.
Строительный конструктор с мелкими блоками.
Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, растений и т.п.).
Транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов.
Экологический уголок.
Фрукты –овощи: огурец, помидор, морковь, капуста, свекла, лук, яблоко, груша, слива
Книги с иллюстрациями животных
Альбомы и картины «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и др.
Музыкальный уголок:
Детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистки, барабан, пианино.
Магнитофон, аудиозаписи детских песенок (по совету музыкального руководителя).
Уголок двигательной активности
Мячи большие надувные, мячи средние, малые.
Обручи.
Кегли.
Цветные скакалки.
Игрушки на развитие мелкой моторики.
Флажки.
Массажные коврики.
3.4 Перечень методической литературы
- Маханёва М.Д. –«Воспитание здорового ребёнка» - М.: АРКТИ, 2004
- Маханёва М.Д.- С физкультурой дружить - здоровым быть– М.: ТЦ «Сфера», 2009
- Синкевич В - «Физкультура для малышей» М, Детство – пресс. 2002
- О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» М Сфера 2009.
- Ушакова О.С. «Знакомство с литературой детей 3 -5 лет» - Москва: Сфера, 2009
- «Хрестоматия по детской литературе» / под ред. Е.Е.Зуборевой - Москва: Просвещение 1979
- Бабаева Т.И., Березина Т.А., Римашевская Л.С., Образовательная область «Социализация» .Как работать по программе «Детство»: Учебно – методическое пособие /науч.ред. Гогоберидзе. – СПб.: ООО Издательство «Детство –ПРЕСС», 2012
- Киреева Л.Г. «Играем в экономику» - Волгоград : Учитель, 2008
- Недоспасова В.А. «Растём, играя» - Москва: Просвещение,2004
- Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду» - Москва : Творческий центр , 2008
- «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»/ сост. Ю. В. Щербакова, С.Г. Зубанова – Москва: Глобус, 2007
- Деркунская В.А. «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре» - Москва : Педагогическое сообщество России, 2005
- Эйтон Д «Творческая игра», Москва : Педагогика –Пресс, 1995
- Бабаева Т.И , Михайлова З.А. «Игра и дошкольник. Развитие детей в игровой деятельности» - СПб.: «Детство – Пресс», 2007
- Вакуленко Ю.А , Власенко О.П. «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду» - Волгоград: Учитель, 2008
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду». М., Мозайка – Синтез, 2010
- Пахомова О.Н. «Добрые сказки: этика для малышей» - Москва : Прометей Книголюб, 2003
- Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» - Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2011
- Деркунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А. , Римашевская Л.С. Образовательная область « Безопасность». Как работать по программе «Детсво» : Учебно – методическое пособие/ науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»; М.: ТЦ «СФЕРА», 2012
- Авдеева Н.Н., Князева О.О. «Безопасность» - СПб.: «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2002
- Сосновская Н. «Правила дорожного движения» - Москва. Стрекоза, 2010
- Шорыгина Т.А. «Основы безопасности» - Москва : Сфера, 2007
- Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности» - Москва :Сфера, 2007
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л.: «Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы»: Методическое пособие / Под ред.Г.М.Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. – М.: ТЦ «Сфера», 2011
- Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию + CD / О. А. Воронкевич. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- И.Н.Чеплакшина «Математика-это интересно.»
- В.Н.Волчкова «Конспекты занятий во второй младшей группе» Воронеж 2009.
- Л.Н.Коротовский «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. С-П Детство- Пресс 2013.
- З.А.Михайлова «Математика от 3 до 7» С-П Детство-Пресс 2007.
- Альбом заданий «Чудо кубики от 2 до 5лет» для игры «Сложи узор» С-П 2012.
- Дыбина О.В. «Рукотворный мир» - Москва: Творческий центр, 2001
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации» - Москва.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2007
- Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью» - Москва: Педагогическое общество России», 2004
- Доронова Т.Н. «Я учусь рисовать». – Москва : Просвещение, 2007
- «Музыкально – дидактические игры для дошкольников» Н.Г.Кононова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа дошкольного образования группы «Колобок» на 2012-2013 учебный год
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельностигруппы «Колобок» на 2012-2013 учебный год...
рабочая образовательная программа в младшей группе
образовательная программа по ФГОС...
Рабочая образовательная программа второй младшей группы
Рабочая образовательная программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и Комплексной программы воспитания, образования и развития д...
Рабочая программа по реализации Основной Образовательной программы для младшей группы с детьми ОНР.
Рабочая программа базируется на основе Адаптированной образовательной программы учреждения....
Рабочая образовательная программа в младшей группе на 2017-2018 учебный год
Образовательная программа младшей группы МБДОУ «Детский сад №13 комбинированного вида» разрабатывалась в соответствии с:- Федеральным законом от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об обр...
Рабочая образовательная программа 1 младшей группы (2-3 года) на 2017-2018 учебный год.
Рабочая образовательнная программа для первой младшей группы составленая на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»...
Рабочая образовательная программа воспитателя младшей группы (14.02.2020)
Рабочая образовательная программа воспитателя младшей группы (14.02.2020)...