Чей это выбор и Кому я должен
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Чей это выбор или кому Я должен?»
Сегодня мы с Вами продолжим разговор о важном родительском «НАДО».
Есть и другая сторона принуждения извне в виде «НАДО». Это отсутствие выбора и желания просто задуматься, а для чего мне лично это «надо»? Ни маме, ни папе, ни учителю, ни коллеге, ни начальнику, а мне, лично мне?
Ребенок из песочницы слышит «надо», «должен», «ты же хороший мальчик; девочка». Последнее так вообще замечательная манипуляция – «если не делаешь как мне или другим нужно, значит ты плохой».
Ребенок до подросткового кризиса будет делать так как «надо», только для того, чтобы сообщить – «я же хороший», «я хочу родительского одобрения», «я хочу быть принятым значимыми взрослыми и обществом, поэтому я так делаю». Не потому что «Я так хочу», а потому что «иначе нельзя», чувствуете разницу? Противоположный вариант часто обостряется с наступлением подросткового кризиса: «Хотите видеть меня хорошим? Не выйдет! Смотрите все, какой я на самом деле!», «Разберусь как-нибудь без вашего одобрения! Только не оставляйте без внимания того, какой я плохой!».
Возможны другие варианты в подростковом возрасте. Например, ребенок изо всех сил продолжает завоевывать одобрение родителей, а вместе с ним и признание в глазах других людей.
Получить стопроцентного одобрения родителей не получается. Потребность стать независимым проявляется в силу задач возраста. При этом признание и принятие для подростка чрезвычайно важны, особенно, если за ним закреплена репутация «отличника», «хорошего ребенка». Он стремится найти одобрение и быть принятым другими, ищет себя, экспериментирует, пытается понять, какой он, желая всем угодить и понравиться. Так возрастает вероятность зависимости его самооценки от мнения и отношения окружающих.
Кому-то эти ситуации очень знакомы. Еще вчера ребенок под чутким «НАДО» старательно учил уроки, чтобы получить одобрение, а сегодня демонстративно дергается при малейших намеках с вашей стороны на то, что и как НАДО делать. Правда, и это проходит. И наступает взрослость. А под ней те самые с детства принятые установки и убеждения.
Вот знакомые многим примеры из жизни «повзрослевшего» ребенка:
«Ну надо, так надо», «я должен…» — говорит себе взрослый человек и нехотя собирается на работу. Такой «внутренний приказчик» со временем оставляет на сердце человека неприятный осадок, сопротивление возрастает, увеличивается и степень недовольства собой и жизненной ситуацией. Что становится заметно даже на уровне тела: плечи ссутуливаются, остеохондроз крепчает, взгляд тухнет, энергия падает. На уровне поведения также появляются симптомы: отношения с едой (объедание, неоправданные диеты), недовольство своей внешностью, непринятие себя, леность, озлобленность на других, апатия и так далее.
Рассмотрим примеры из жизни.
В стремлении доказать родителям, на что способен их ребенок, человек может поставить на карту все: семью, отдых, свой духовный рост и отдаться карьере. «Я должен доказать всем-всем, что я могу быть лучшим врачом!» 90% времени и сил у человека отнимает работа и стремление доказать окружающим, на что он способен.
Другой пример: женщина, следуя модели поведения матери-домохозяйки, отдает благоустройству быта и служению своей семье практически всю себя, забывая о своем удовольствии, своей внешности, своем профессиональном и духовном росте. Ведь мама делала так и поощряла во мне эти качества. Тем временем, жизнь подводит к смысловому кризису, вот он полтинник! И, оказывается, хотелось прожить свою историю иначе, так много еще не сделано, многого уже сделать просто не в силах.
На этот счет есть хорошее высказывание: «не стоит бояться смерти, стоит бояться не жить при жизни». К сожалению, такие пустые жизни, прожитые в стремлении доказать что-то кому-то, соответствовать чьему-то «надо» и «должен» явление не редкое.
Так как же быть?
Как говорить с ребенком, чтобы не задавить на корню его творческое начало, его умение отстаивать свою точку зрения, его ответственность за свой выбор?
Как строить диалог, чтобы его энергия не скрылась под маской лени и русского «авось»? Ведь родители действуют из лучших побуждений, в первую очередь: оградить ребенка от ошибок.
А все на самом деле просто. В своей речи, обращенной к ребенку, отслеживать такие фразы как: «ты должен это сделать!», «главное слово — надо!», «если не сделаешь так как я говорю, значит, ты плохой». И заменять их следующим: «ты можешь это сделать, можешь не делать. Однако, если не сделать – последствия будут вот такие. А если сделать – извлечешь следующие выгоды… Выбирай!», «Я принимаю тебя любого, ты для меня очень много значишь! Однако, я сильно расстроюсь, если ты тайком покрасишь волосы в зеленый цвет, и не смогу доверять тебе больше».
Главное – полное «присутствие» родителя в каждом моменте общения с ребенком и осознанный подход.
От вас необходимо понимание того, что Вы говорите, и какое поведение формируется впоследствии у ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе по теме "Республика Коми - моя малая Родина" в образовательной области "Коммуникация" "В гостях у коми сказок Соломонии Пылаевой" (Литературная викторина)
Приобщение детей к коми национальной культуре посредством использования сказок коми писательницы С. Пылаевой. Продемонстрировать знания, умения и навыки детей в работе со сказками коми писательницы С....
«Творческие инновации в обучении дошкольников коми языку и приобщение к коми культуре» Номинация: «Музей в детском саду»
создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре коми народа, традициям родного края через организацию мини-музеев Коми культуры в ДОУ....
Буклеты "Как правильно выбрать кружок для ребенка", "Какие способности развивают различные кружки, секции, детские объединения", "Темперамент ребенка и выбор кружка", "Особенности поведения ребенка, влияющие на выбор кружка"
4 буклета о том, чем руководствоваться при выборе кружка для ребенка...
Сценарий коми праздника по мотивам коми легенд для детей подготовительной группы
Сценарий коми праздника по мотивам коми легенд для детей подготовительной группы...
Сценарий беседы с применением презентации для старших дошкольников, посвящённой 95 –летию Республики Коми «Известные спортсмены Коми республики».
Данный материал можно использовать по тематической неделе "Я живу в Коми Республике", знакомя детей с известными людьми (спортсменами) республики для старших дошкольников....
Презентация "Коми сказки", презентация "Коми игры", презентация "Быт и культура", презентация "Азбука моей малой Родины", Презентация "Азбука русских и коми загадок" , методические рекомендации по использованию презентаций и др.
МАТЕРИАЛЫ на районный конкурс "Лучший детский сад года - 2021" https://yadi.sk/i/4-1-E0xl078bNA - "Быт и культура"https://yadi.sk/i/erv0GzYIRCmsuA - методические рекомен...
Логомассаж - кому нужен, кому поможет в коррекции речи, а кому-нет.
Логопедический массаж нужен для активизации речевого аппарата, для повышения или понижения тонуса мышц лица, для увеличения объема движения языка....