Чей это выбор и Кому я должен
консультация на тему
Предварительный просмотр:
«Чей это выбор или кому Я должен?»
Сегодня мы с Вами продолжим разговор о важном родительском «НАДО».
Есть и другая сторона принуждения извне в виде «НАДО». Это отсутствие выбора и желания просто задуматься, а для чего мне лично это «надо»? Ни маме, ни папе, ни учителю, ни коллеге, ни начальнику, а мне, лично мне?
Ребенок из песочницы слышит «надо», «должен», «ты же хороший мальчик; девочка». Последнее так вообще замечательная манипуляция – «если не делаешь как мне или другим нужно, значит ты плохой».
Ребенок до подросткового кризиса будет делать так как «надо», только для того, чтобы сообщить – «я же хороший», «я хочу родительского одобрения», «я хочу быть принятым значимыми взрослыми и обществом, поэтому я так делаю». Не потому что «Я так хочу», а потому что «иначе нельзя», чувствуете разницу? Противоположный вариант часто обостряется с наступлением подросткового кризиса: «Хотите видеть меня хорошим? Не выйдет! Смотрите все, какой я на самом деле!», «Разберусь как-нибудь без вашего одобрения! Только не оставляйте без внимания того, какой я плохой!».
Возможны другие варианты в подростковом возрасте. Например, ребенок изо всех сил продолжает завоевывать одобрение родителей, а вместе с ним и признание в глазах других людей.
Получить стопроцентного одобрения родителей не получается. Потребность стать независимым проявляется в силу задач возраста. При этом признание и принятие для подростка чрезвычайно важны, особенно, если за ним закреплена репутация «отличника», «хорошего ребенка». Он стремится найти одобрение и быть принятым другими, ищет себя, экспериментирует, пытается понять, какой он, желая всем угодить и понравиться. Так возрастает вероятность зависимости его самооценки от мнения и отношения окружающих.
Кому-то эти ситуации очень знакомы. Еще вчера ребенок под чутким «НАДО» старательно учил уроки, чтобы получить одобрение, а сегодня демонстративно дергается при малейших намеках с вашей стороны на то, что и как НАДО делать. Правда, и это проходит. И наступает взрослость. А под ней те самые с детства принятые установки и убеждения.
Вот знакомые многим примеры из жизни «повзрослевшего» ребенка:
«Ну надо, так надо», «я должен…» — говорит себе взрослый человек и нехотя собирается на работу. Такой «внутренний приказчик» со временем оставляет на сердце человека неприятный осадок, сопротивление возрастает, увеличивается и степень недовольства собой и жизненной ситуацией. Что становится заметно даже на уровне тела: плечи ссутуливаются, остеохондроз крепчает, взгляд тухнет, энергия падает. На уровне поведения также появляются симптомы: отношения с едой (объедание, неоправданные диеты), недовольство своей внешностью, непринятие себя, леность, озлобленность на других, апатия и так далее.
Рассмотрим примеры из жизни.
В стремлении доказать родителям, на что способен их ребенок, человек может поставить на карту все: семью, отдых, свой духовный рост и отдаться карьере. «Я должен доказать всем-всем, что я могу быть лучшим врачом!» 90% времени и сил у человека отнимает работа и стремление доказать окружающим, на что он способен.
Другой пример: женщина, следуя модели поведения матери-домохозяйки, отдает благоустройству быта и служению своей семье практически всю себя, забывая о своем удовольствии, своей внешности, своем профессиональном и духовном росте. Ведь мама делала так и поощряла во мне эти качества. Тем временем, жизнь подводит к смысловому кризису, вот он полтинник! И, оказывается, хотелось прожить свою историю иначе, так много еще не сделано, многого уже сделать просто не в силах.
На этот счет есть хорошее высказывание: «не стоит бояться смерти, стоит бояться не жить при жизни». К сожалению, такие пустые жизни, прожитые в стремлении доказать что-то кому-то, соответствовать чьему-то «надо» и «должен» явление не редкое.
Так как же быть?
Как говорить с ребенком, чтобы не задавить на корню его творческое начало, его умение отстаивать свою точку зрения, его ответственность за свой выбор?
Как строить диалог, чтобы его энергия не скрылась под маской лени и русского «авось»? Ведь родители действуют из лучших побуждений, в первую очередь: оградить ребенка от ошибок.
А все на самом деле просто. В своей речи, обращенной к ребенку, отслеживать такие фразы как: «ты должен это сделать!», «главное слово — надо!», «если не сделаешь так как я говорю, значит, ты плохой». И заменять их следующим: «ты можешь это сделать, можешь не делать. Однако, если не сделать – последствия будут вот такие. А если сделать – извлечешь следующие выгоды… Выбирай!», «Я принимаю тебя любого, ты для меня очень много значишь! Однако, я сильно расстроюсь, если ты тайком покрасишь волосы в зеленый цвет, и не смогу доверять тебе больше».
Главное – полное «присутствие» родителя в каждом моменте общения с ребенком и осознанный подход.
От вас необходимо понимание того, что Вы говорите, и какое поведение формируется впоследствии у ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклеты "Как правильно выбрать кружок для ребенка", "Какие способности развивают различные кружки, секции, детские объединения", "Темперамент ребенка и выбор кружка", "Особенности поведения ребенка, влияющие на выбор кружка"
4 буклета о том, чем руководствоваться при выборе кружка для ребенка...
Презентация "Коми сказки", презентация "Коми игры", презентация "Быт и культура", презентация "Азбука моей малой Родины", Презентация "Азбука русских и коми загадок" , методические рекомендации по использованию презентаций и др.
МАТЕРИАЛЫ на районный конкурс "Лучший детский сад года - 2021" https://yadi.sk/i/4-1-E0xl078bNA - "Быт и культура"https://yadi.sk/i/erv0GzYIRCmsuA - методические рекомен...
«Доска выбора» для самостоятельного выбора деятельности в детском саду.
Один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей — «Доска выбора». Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети ...
Конспект занятия в подготовительной группе «Выборы президента», ОТЧЁТ «ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ГРУППЫ»
Конспект занятия в подготовительной группе «Выборы президента»,ОТЧЁТ «ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ГРУППЫ»...
Логомассаж - кому нужен, кому поможет в коррекции речи, а кому-нет.
Логопедический массаж нужен для активизации речевого аппарата, для повышения или понижения тонуса мышц лица, для увеличения объема движения языка....
Сценарий концерта на выборах "Наш выбор-Россия"
Сценарий праздничного концерта в день выборов «Наш выбор – РОССИЯ!»Звучит музыка – вступление к словам В.: Добрый день уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в этот з...
Выбор без выбора и кризис взросления (кризис 3 лет)
Выбор без выбора и кризис взросления (кризис 3 лет)Маленький, но уже такой взрослый. Едва ли родитель может узнать своего новорожденного в трехлетке. А в три года ребенок уже становится похож на мален...