Программа по формированию творческих способностей «Цветик - семицветик».
рабочая программа на тему

Шашкова Светлана Сергеевна

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по формированию творческих способностей «Цветик - семицветик».

Актуальность.

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Рисуя, дети развивают и тело, и душу, и ум.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они способствуют улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.

Главный принцип в работе – не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Очень важно, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его веру в собственные силы. Нетрадиционная изобразительная деятельность позволяет раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.  Детям очень нравится рисовать, они с большим интересом постигают тонкости искусства. Различных техник нетрадиционного рисования очень много. Это оттиск, монотипия, кляксография, ниткография, граттаж, тычковое рисование, набрызг, рисование ладошками, рисование жидким мылом и многие другие. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные и непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

         Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Задачи:

- познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками,

- научить использовать при создании работ различные виды материалов, в том числе и нетрадиционные,

- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;

- побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;

- помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия;

- способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков;

- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада);

- способствовать развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

 Техники и приемы: техника обрывной аппликации, восковые мелки в сочетании с акварелью, граттаж, акварель «по сырому», набрызг, пластилиновая мозаика, бумагопластика, оттиск, рисование поролоном, ниткография, кляксография, монотопия, рисование манкой, мыльными пузырями и др.

Предполагаемый положительный результат:

- инициативность, творческая активность детей;

- освоение и использование детьми различных техник;

- развитие фантазии, воображения.

- умение украшать изделия различными способами.

- развитие цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.

- умение комбинировать различные техники изобразительной деятельности.

Тематическое планирование

В средней группе.

Месяц

Тема ООД

Цели ООД

Сентябрь

Подсолнух (аппликация из семечек и кукурузы)

Вызвать интерес к новым техникам изобразительной деятельности. Научить делать аппликацию из натуральных продуктов (семечки, кукуруза)

Ветка рябины (рисование кистью и комкание бумаги)

 Воспитывать бережное отношение к природе. Вызывать положительные эмоции от красоты в природе. Учить сочетать разные техники изобразительной деятельности

Октябрь

Осеннее дерево (кляксография)

Учить детей рисовать осеннее дерево при помощи трубочки из-под сока, вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание

Листопад (отпнчаток листьями)

Учить детей делать отпечатки листьями. Учить различать и называть деревья, узнавать листья

Ноябрь

Чашка (рисование ватными палочками)

Учить детей крупно рисовать предмет простым карандашом с натуры. Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный контур, украшать изделие

Котенок (рисование поролоновым тампоном)

Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя поролоновый тампон. Закреплять умение самостоятельно подбирать цвет

Декабрь

Зимний свитер (Рисование свечой и кистью)

Создать атмосферу волшебства на занятии, создавая узор свечой, который проявится после того, как его покроют краской. Учить аккуратно закрашивать контур красками, развивать фантазию

Нарядная елка (использование разной крупы, обрывание и комкание бумаги)

Познакомить с некоторыми новогодними традициями, показать разнообразие елочных игрушек, продолжать учить комбинировать разнообразные техники изобразительной деятельности

Январь

Зимний пейзаж (рисование манкой)

Познакомить с новой техникой изобразительной деятельности. Учить создавать пейзаж

Снежная баба (оттиск скомканной бумагой)

Учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумагой. Учить детей доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки

Февраль

.

Любимая рыбка (мозаичная аппликация)

Познакомить детей с новой техникой изобразительной деятельности. Учить детей создавать картинку способом обрывания цветной бумаги и выкладывания из нее рисунка. Напомнить правила ухода за рыбками

Кораблик (рисование восковыми мелками и кистью)

Учить детей рисовать по представлению предметы, состоящие из двух частей и закрашивать их восковыми мелками. Учить тонировать лист акварельными красками

Март

Тюльпаны (обрывание бумаги)

Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике; учить обрывать бумагу разной жесткости.

Конфетка (пластилиновая аппликация)

Познакомить детей с новой техникой изобразительной деятельности, развивать  фантазию.

Апрель

Рыбки в море (рисование ладошкой)

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умение учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки

Солнце и облака (рисование пальчиком и ладошкой)

Продолжать закреплять технику рисования ладошкой и пальчиками

Май

Салют (рисование кистью на мокром листе)

Познакомить с новой техникой. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа

Бабочка (мозаичная аппликация)

Закреплять умение пользоваться данной техникой. Развивать творчество и фантазию

Тематическое планирование

 в старшей группе

Месяц

Тема ООД

Цели ООД

Сентябрь

Бабочки, которых я видел летом (печать ладонью, монотопия)

Совершенствовать умения детей в различных техниках; развивать пространственное мышление; знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.

Осеннее настроение (набрызг)

Познакомить детей с новой техникой, развивать воображение

Октябрь

Ёжик (оттиск смятой бумагой)

Учить завершать образ с помощью данной техники

Осеннее дерево (оттиск осенними листьями)

Учить завершать образ, используя данную технику; совершенствовать чувство ритма, учить работать в коллективе

Ноябрь

Мы фантазеры (рисование воском)

Закреплять умение детей работать в данной технике. развивать фантазию, воображение

Я в подводном мире (ниткография и пластилинография )

Воспитывать эстетическое отношение к подводному миру и его изображению в различных художественных техниках; развивать чувство композиции и фантазию

Декабрь

Животные, которых я сам придумал (кляксография, обведение ступни, кисти руки)

Развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками

Ёлочная игрушка (изображение пластилином и крупой)

Создать праздничную атмосферу; развивать моторику. Развивать фантазию, воображение, чувство композиции

Январь

Зимний пейзаж (граттаж)

 Развивать фантазию и творчество, развивать чувство композиции

Моя любимая погода зимой (печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками)

Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках; упражнять в отображении состояния погоды в рисунках, развивать чувство композиции, колорита

Февраль

.

Звездное небо (печатание по трафарету, набрызг)

Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображения образа неба; упражнять в комбинировании различных техник изображения; развивать чувство композиции и колорита

Снеговик (оттиск скомканной бумагой)

Создавать образ, используя данную технику, добиваться точного изображения объекта, используя комки разного размера

Март

Цветы для мамы (Ниткография)

Закреплять умение работать в данной технике, учить создавать красивую композицию, развивать чувство колорита

Салфетка в подарок (оттиск различными предметами: пуговица, пробка)

Развивать фантазию и творчество, учить аккуратно работать с материалами, доделывать работу до конца

Апрель

Лебединое озеро (изображение пластилином)

Развивать моторику, чувство композиции. Формировать бережное отношение к природе

Отражение деревьев в реке (монотопия)

Развивать пространственное мышление, знакомить с симметрией

Май

Яркая полянка (использование шариков из салфетки)

Развивать самостоятельность, фантазию, воображение, мелкую моторику, чувство цвета.

Скоро лето (рисование по сырой бумаге)

Развивать чувство колорита и композиции


Тематическое планирование

в подготовительной группе

Месяц

Тема ООД

Цели ООД

Сентябрь

1. «Овощи и фрукты» (рисование цветной манкой)

 Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Развивать мелкую моторику.

2. «Золотая осень» (кляксография)

Закреплять умение работать в данной технике. Развивать оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику, самостоятельность

Октябрь

1 «Ежик» (тычок полусухой кистью)

Учить работать жесткой, полусухой кистью, наносить тычки ритмичными движениями. Воспитывать аккуратность.

2. «Деревья смотрят в озеро» (Монотипия)

 Познакомить детей с техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки). Расширить возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Ноябрь

1. «Рыбки» (рисование мыльными пузырями)

продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (мыльными пузырями).

Задачи: развивать фантазию, творчество, самостоятельность;

2. «Поздняя осень» (кляксография)

Формировать умение создавать деревья поздней осени в данной технике. Развивать фантазию, воображение, творчество.

Декабрь

1. «Заяц» тычок полусухой кистью

Закреплять умение работать полусухой кистью. Воспитывать аккуратность.

2. «Елочка- красавица» (пластилинография с использованием крупы)

Закреплять умение работать в данной технике. Развивать воображение, мышление, умение ориентироваться на листе, развивать чувство композиции, самостоятельность.

Январь

1. «Зимний вечер в лесу» (черно-белый граттаж)

Познакомить детей с   техникой «граттаж», закрепить умение детей владеть различными приемами графического изображения, дать понятие о контрастных цветах.

Продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение.

Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы.

2. «Перчатки» (ниткография)

Познакомить детей с данной техникой. Учить выкладывать узор и контур нитками. Развивать фантазию, воображение,внимание.

Февраль

.

1. «Волшебный кораблик» ( акварель + мелки)

Продолжать развивать умение работать в этой технике. Развивать воображение, цветовидение, закреплять умение тонировать лист

2. «Веселые снеговики» (рисование мыльными пузырями)

Учить создавать образ снеговика мыльными пузырями. Развивать пространственное воображение, творчество.

Март

1. «Любимой мамочке цветы» (акварель + мелки)

Продолжать развивать умение работать в этой технике. Развивать воображение, цветовидение, закреплять умение тонировать лист

2. «Приятное чаепитие» (мозаичная аппликация салфетками)

Учить детей мастерить, работать с подручным материалом, развивать фантазию, внимательность, доводить начатое дело до конца

Апрель

1. «Просторы космоса» (аппликация нарезанными шерстяными нитками)

продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение.

Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности

2. «Лягушка» (пластилин и нарезанные коктейльные трубочки)

 Познакомить детей с новой техникой изобразительной деятельности. Развивать аккуратность, внимательность, усидчивость.

Май

  1. «Салют» (ниткография)

Учить рисовать композицию нитками. воспитывать чувство композиции

2. «В мире цветов.  Ромашка» (рисование ластиком)

 уточнить представления детей о жанрах живописи «натюрморт». Познакомить детей с нетрадиционными способами изобразительной деятельности – рисование ластиком. Формировать способность. Закреплять умение заштриховывать лист .



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологических занятий с детьми " Цветик семицветик"

Программа психологиских занятий с детьми дошкольного возраста...

НОД по развитию интеллектуальных способностей "Цветик - семицветик"

Программное содержание.   Уточнять знания детей о составе числа семь, активизировать умения составлять изображения предметов из геометрических фигур, распределять блоки Дьенеша по трем свойс...

Рабочая программа подготовительной к школе группы "Цветики-семицветики"

Рабочая программа подготовительной к школе группы "Цветики-семицветики"...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Цветик-семицветик» для детей 5–7 лет

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовала...

Творческая мастерская «Цветик-семицветик»

Занятия с детьми "Песок", "Тестопластика"....

Продолжает работу наша творческая мастерская «Цветик-семицветик»

С большой радостью и вдохновением дети делали для родителей новогодние подарки из солёного теста. В нашей творческой мастерской «Цветик-семицветик» дети расписывали акриловыми красками нов...

Рабочая программа кружка социально-гуманитарной направленности "Цветик-семицветик" во второй младшей группе

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувст...