Программа психологических занятий с детьми " Цветик семицветик"
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Программа психологиских занятий с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_programma_tsvetik-semitsvetik_2015.doc | 390 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 2 СТ. ДОЛЖАНСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕЙСКИЙ РАЙОН
«Рассмотрено» на заседании педагогического Совета ___________/О.А.Иваненко / Протокол № 3 от «31» Марта 2015г. | «Согласовано» Старший воспитатель МДОУ _____________/Н.В.Шуляк / ФИО «31 » марта 2015 г. | «Утверждено» Руководитель МДОУ _____________/О.А.Иваненко / ФИО Приказ № 130/ОД от «31»марта 2015г. |
Программа
психологического развития детей дошкольного возраста «Цветик- семицветик»
Составитель: Иваненко Наталья Сергеевна – воспитатель
МДОУ ДСКВ №12 ст. Должанская МО Ейский район
2014-2015 год
Пояснительная записка
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик- Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой и «Давайте поиграем» тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4, 4-5, 5-6 лет, «Давайте познакомимся» тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4- 6 лет под редакцией И.А. Пазухиной.
Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.
Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.
Цель программы: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
Формы работы с детьми в рамках программы:
Групповые занятия
Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Группа | Время занятия |
Вторая младшая группа | 20 мин |
Средняя группа | 20 мин |
Старшая группа | 25 мин |
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности:
Вторая младшая группа - восприятие;
Средняя группа – восприятие, эмоциональная сфера;
Старшая группа - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, личностно-волевая сфера.
Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий:
- Фонотека.
- Настольно-печатные игры.
- Предметные игрушки.
- Доска.
- Цветные мелки.
- Краски, карандаши, фломастеры.
- Писчая и цветная бумага.
- Строительный материал.
Принципы проведения занятий:
- Системность подачи материала.
- Наглядность обучения.
- Цикличность построения занятий.
- Доступность.
- Проблемность.
- Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
- Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа.
Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (В середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями.
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
Особенности психологического курса
Вторая младшая группа
Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей.
В данном возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. У детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности детей является игра.
Все эти особенности развития и определяют основные задачи курса:
- Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.
- Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
- Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.
- Развивать способность подчинять свои действия правилам.
- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости.
- Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.
- Способствовать формированию позитивной самооценки.
Возрастные особенности детей
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. |
Ведущая функция | Восприятие |
Игровая деятельность | Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. |
Отношение со взрослыми | Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. |
Эмоции | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. |
Способ познания | Экспериментирование. Конструирование. |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет. Форма, размер) |
Внимание | Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. |
Мышление | Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению(переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми. |
Новообразования возраста | Самопознание, усвоение первичных нравственных норм. |
Тематическое планирование психологических занятий
Вторая младшая группа
Сентябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Знакомство | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 13 | Познакомить детей друг с другом. Создать благоприятную атмосферу на занятии. | Игрушка Зайчик, обруч, зонт, диск с детской веселой музыкой, мяч, бумажные цветы, клей, зеленый маркер, мыльные пузыри. |
2 | Давайте дружить | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 17 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. | Игрушка заяц, мяч, цветные карандаши, обруч, сердечки разного размера. |
3 | Правила поведения на занятиях. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 20 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. Развитие навыков культурного общения. Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.) | Игрушка Свинка, фигурки парных животных, мяч. Музыкальное сопровождение. |
4 | Я и моя группа | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 25 | Продолжать знакомство детей друг с другом, сплотить группу. Включить детей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала. | Игрушка заяц, фигурки животных, мяч, волшебная палочка, цветные карандаши. |
Октябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Радость | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 28 | Знакомство с эмоцией «радость». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. | Гномик настроение, радостные рожицы по количеству детей, фонограмма песни «Облака» В. Шаинского, веселая и грустная музыкальное произведения, клей фломастеры, картинки с изображением веселых, грустных, сердитых героев, заготовка солнышко с лучиками. |
2 | Грусть | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 32 | Знакомство с эмоцией «грусть». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. | Герои сказки «Курочка Ряба», гномик настроение, цветные карандаши, грустные рожицы по количеству детей, музыкальное сопровождение. |
3 | Гнев | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 36 | Знакомство с эмоцией «гнев». Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. | Гномик –настроение, игра «Угадай эмоцию», яркая коробка, газеты, «Мешочек Гнева», подушка – колотушка, сердитые рожицы, клей картинки для задания «Найди хозяйку». |
4 | Словарик эмоций | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 40 | Привлечь к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражении. Эмоций: радость, грусть, гнев. Закрепление мимических навыков. | Картинки с изображением сказочных героев, игра «Угадай эмоцию», игра «Найди пару облачку» |
Ноябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Разноцветный паровозик | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 46 | Развитие восприятие цвета. Развитие умения различать цвета, развитие навыка цветового соотнесения. Развитие мыслительной операции «обобщение» (фрукты, овощи) | Игрушки дедушка, бабушка, внучка «Аленка», конверт с письмом, муляжи фруктов и овощей, разноцветные билеты. Корзины синяя и красная. |
2 | Пригласительный билет | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 49 | Развитие восприятия формы: круг квадрат, треугольник. Развитие умения различать геометрические фигуры по цвету, размеру и форме. | Игрушки заяц, белка, лягушка, конверт с набором геометрических фигур на каждого ребенка, тазик с водой, Резиновые рыбки, большая ложка с длинной ручкой (вместо удочки), аудиозапись с лесными звуками. |
3 | Восприятие величины | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 53 | Развитие восприятия величины: большой – маленький. Развитие мыслительной операции «сравнение» | Игрушки – мама Мышь, мышата, бабочка, ежик, ворона, карточки с изображением предметов разных по величине. Карточки с изображением животных и их детенышей. |
4 | «Мое настроение» | Пазухина «Давайте поиграем!» стр. 35 | Учить детей изображать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств. Помочь детям осознать некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций. | Изображение веселого и грустного гномика. Аудиозапись веселой музыки. Мяч. Письмо в конверте, волшебный мешочек, большое зеркало. |
Декабрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | «Здравствуй, зима!» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 57 | Развитие познавательных психических процессов. Обобщение пройденного материала. | Игрушка заяц. Предметы: снежинки, снеговик, санки, мешок, рисунок с домиками снеговика, картинки с двумя разными снеговиками, снежинки на каждого ребенка по 2 шт. музыкальное сопровождение. |
2 | «Я хочу» | Пазухина «Давайте поиграем!» стр. 28 | Развивать у детей способность оценивать свои желания, направлять детей на осознание и сравнение собственных мышечных и эмоциональных ощущений. Учить детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности. | Игрушка собака, яркий сундучок, образные игрушки (кукла, самолетик, машинка, уточка, лягушка, солдатик). |
3 | «Я могу» | Пазухина «Давайте поиграем!» стр. 31 | Развивать познавательную активность детей. Приучать детей к самостоятельности, к соблюдению правил. Учить детей управлять своим поведением и способствовать формированию волевых качеств личности. | Кукла- девочка и кукла – мальчик, набор игрушек средних размеров и контрастной формы, нарядный мешочек для хранения игрушек, колпачок Петрушки |
4 | Восприятие длины (длинный – короткий) | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 68 | Развитие восприятия длины: длинный – короткий. Развитие умения соотносить предметы по величине. | Игрушка зайчик, котенок, карандаши, кружочки красного и желтого цвета. Парные картинки на которых изображены предметы разной длины. |
Январь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Восприятие величины (широкий – узкий) | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 73 | Развитие восприятия длины: широкий – узкий. Развитие умения соотносить предметы по величине. | Игрушки лягушонок, ежик, утка. Карандаши, предметные картинки разные по величине 9широкий – узкий), карточки с заданием «Найди пару». |
2 | Сказка «Сбежавшие игрушки» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 78 | Развитие навыков общения. Воспитание бережного отношения к своим вещам, игрушкам. Развитие познавательных психических процессов. | Текст сказки М. Морозовой «Сбежавшие игрушки», игрушки для сказки. Материал для задания «Положи мячик», цветик -семицветик, Д/И «Найди лишнее» |
3 | Сказка «Теремок» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 84 | Развитие навыков общения. Развитие познавательных психических процессов. | Игрушки – домашние и дикие животные, теремок для сказки. д/И «Большой – маленький», загадки, игрушки для отгадок. |
4 | К.И. Чуковский «Федорино горе». | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 90 | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Развитие познавательных психических процессов. | Бумажные тарелки с начатым узором по краю, текст сказки «Федорино горе», карточки с изображением посуды, цветок сказок, детская посудка. |
Февраль
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Л.Ф Воронкова «Маша – растеряша» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 98 | Воспитание бережного отношения к своим вещам. Развитие познавательных психических процессов. | Д/И «Сороконожка», предметные картинки с изображением парной обуви, кукла Маша. Мяч, музыкальное сопровождение. Текст сказки «Маша – растеряша» |
2 | Мальчики - одуванчики | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 104 | Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка). Развивать невербальное и вербальное общение. Развивать навыки самоконтроля. | Дарц, черно-белые заготовки открыток на каждого ребенка, цветные карандаши, карточки с изображением транспорта, музыкальное сопровождение. Две куклы (девочка и мальчик) |
3 | Девочки – припевочки. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 108 | Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка). Развивать невербальное и вербальное общение. Развивать чувство потребности у детей радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним. | Две куклы (девочка и мальчик), музыкальное сопровождение. Карточки для игры «Уборка» , муляжи фруктов и овощей. Две корзинки и кастрюли, магниты, бусы, цветы, сумочка. |
4 | Сказка «Три медведя» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 113 | Развитие эмпатии. Развитие познавательных психических процессов. | Игрушка медвежонок. Д/И «Найди лишнее», текст сказки «Три медведя» |
Март
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Здравствуй, весна. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 134 | Развитие познавательных психических процессов. | Карточки с изображением разных частей насекомых, платок, загадки про насекомых. |
2 | Сказка «Репка» дружба, взаимопомощь. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 117 | Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи. Создавать нравственные основы личности ребенка. Развитие познавательных психических процессов. | Волшебный цветок, разрезная картинка к сказке «репка», герои сказки для показа. |
3 | Страна Вообразилия. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 121 | Развивать фантазию и воображение. Формировать интерес к творческим играм. | Конверт с приглашением, рисунки к сказкам, «Чудо-дерево», карточки |
4 | День смеха | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 130 | Развивать воображение. Развивать интерес детей к окружающему миру. Развивать творческое мышление. | Лист с изображением контура петуха с цветным хвостом. |
Апрель
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | «Плохо быть одному» | И.А. Пазухина «Давайте поиграем!» стр. 38 | Учить детей устанавливать и поддерживать социальные контакты. Учить детей поддерживать короткий диалог. | Платок для завязывания глаз. Меховой комочек, набор игрушек, аудиозапись веселой музыки. |
2 | «Мы разные» | И.А. Пазухина «Давайте поиграем!» стр. 41 | Развивать умение узнавать отличительные черты друг друга. Развитие эмпатии, тактильного восприятия. Снятие эмоционального напряжения. Создание положительного эмоционального климата в группе. | Большая мягкая игрушка мишка, платок для завязывания глаз, аудиозапись спокойной музыки. |
3 | «Мы веселимся, смеемся и играем» | И.А. Пазухина «Давайте поиграем!» стр. 38 | Развивать у детей умение взаимодействовать со сверстниками в процессе игрового общения. Расширять диапазон эмоций у детей через пони | Клоун притворщик, мяч, маленькие комочки ваты. |
4 | «Говорим руками и телом» | И.А. Пазухина «Давайте поиграем!» стр. 38 | Дать детям начальные знания о культуре жеста, учить воспроизводить выразительные движения и позы, учить изображать с помощью движений различные предметы, развивать творческое воображение. | Большая кукла – Молчунья, картинки к игре «живая картина», аудиозапись плясовой мелодии. |
Май
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | «Помогаем друг другу» | И.А. Пазухина «Давайте поиграем!» стр. 38 | Воспитывать у детей навыки партнерского общения, формировать умения согласовывать свои действия с действиями других детей. Развивать у детей желание помогать друг другу в игровой, трудовой и учебной деятельности. | Игрушка – птенчик, макет гнезда, большое ведерко и набор мелких игрушек, 3- 4 мяча. |
2 | «Дружная семья» | И.А. Пазухина «Давайте поиграем!» стр. 58 | Учить детей проявлять чуткое, ласковое отношение к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Формировать у детей интерес к своей семье и учить делиться с ними своими впечатлениями. Развивать стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливыми отношениями. | Сюжетная картинка «Семья», пальчиковый театр «Семья», игра «Притворщик» |
3 | «Маленький помощник» | И.А. Пазухина «Давайте поиграем!» стр. 61 | Учить детей радовать своих близких и родных добрыми делами и хорошими поступками. Воспитывать желание оказывать окружающим людям посильную помощь, способствовать продуктивному общению в процессе совместной деятельности. | Кукла-мальчик «Знайка», различные наборы предметов, веревка (красного. Зеленого, желтого и белого цвета) размером 0,3 см до 1 метра. |
4 | «Урок общения» | И.А. Пазухина «Давайте поиграем!» стр. 87 | Развивать эмпатию детей. Продолжать учить взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Развивать навык общения. Расширить поведенческий репертуар и словарный запас детей. | Игрушки, небольшой камень. Коробочка, яркие бантики, цветочки. Старый резиновый мяч с прикрепленными на него липучкой. Аудиозапись спокойной музыки. |
Особенности психологического курса
Средняя группа
Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту.
- Повышение познавательной активности. В занятие включены темы посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности детей.
- Совершенствование сенсорной функции. К этому возрасту ребенок:
- Правильно дифференцирует цвета и оттенки
- Называет названия шести основных цветов
- Различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал
- Различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед
- Умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте
- Узнает бытовые предметы на ощупь
- Улучшается слуховое внимание и восприятие
Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками. Носиком, ротиком, ушками, ножками и ручками.
- Активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, коммуникации, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать название).
- Занятие дополняются активными совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.
Задачи курса:
- Создавать условия для проявления познавательной активности.
- Способствовать самопознанию ребенка.
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
- Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.
- продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увлечение количества правил.
- создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
- Формировать умение подчинять свое поведение нравственным нормам.
Возрастные особенности детей среднего возраста
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразование возраста |
|
Тематическое планирование психологических занятий
Средняя группа
Сентябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Знакомство | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 13 | Познакомить детей друг с другом. Создать благоприятную атмосферу на занятии. | Игрушка Зайчик, диск с детской веселой музыкой, мяч, бумажные цветы, клей, зеленый маркер. |
2 | Давайте дружить | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 17 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия. | Игрушка заяц, мяч, цветные карандаши, колокольчик. |
3 | Волшебные слова. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 20 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие навыков культурного общения. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала. | Мяч, резиновые или мягкие игрушки: белочка, зайчик, кошка, послание от зверей. |
4 | Правила поведения на занятиях. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 25 | Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. Развитие навыков культурного общения. Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.) | Игрушка заяц, карточки с изображением разных поведенческих ситуаций «что хорошо, что плохо». |
Октябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Радость и грусть | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 30 | Создание благоприятной атмосферы на занятии. Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию. | Карандашики настроения, грустные и веселые пиктограммы, картинки с веселыми и грустными персонажами, пейзажи разной цветовой гамме, радостное и грустное облачка, музыкальное сопровождение. |
2 | Гнев | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 35 | Развитие коммуникативных умений и навыков. Знакомство с эмоцией «гнев». Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. | Сердитое облако, сердитый карандаш, цветные карандаши, игрушка Притворщик, пособие «Угадай эмоцию» музыкальное сопровождение (пьеса П.И. Чайковского «Баба Яга»), «подушка-колотушка», «мешочек для крика», «коробочка гнева». |
3 | Удивление | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 39 | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление. | Удивлённое облако, удивительный карандашик, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик, музыкальное сопровождение. |
4 | Испуг | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 42 | Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности. Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления. Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей. | Испуганное облако, «испуганный» карандаш, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик, музыкальное сопровождение. |
Ноябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Спокойствие | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 46 | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. | «Спокойное» облако, «спокойный» карандаш, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик, музыкальное сопровождение, задание «Логический квадрат» формата А3. |
2 | «Горе» | И.А. Пазухина «давайте познакомимся!» стр. 66 | Познакомить с эмоцией горя, учить передавать это эмоциональное состояние, использовать различные выразительные средства. Учить эмоционально воспринимать грустное настроение | Пиктограмма «горе», «радость», картинка с изображением грустной девочки, зеркало, лист бумаги и цветные карандаши. |
3 | «Интерес» | И.А. Пазухина «давайте познакомимся!» стр. 69 | Познакомить детей с эмоцией интерес, учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. | Пиктограмма «интерес», картинка с изображением заинтересованного мальчика, лист бумаги и цветные карандаши. |
4 | Словарик эмоций | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 49 | Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознавании и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. | Бланки с заданиями, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, облака с разными эмоциями, сказочные герои с разными настроениями. |
Декабрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Мои помощники глазки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 67 | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка зрительных ощущений. Развитие зрительного внимания. Развитие зрительной памяти. Активизация творческой активности. | Нарисованная фигурка человечка с большими глазами, корзинка с игрушками, бланки с заданиями, цветные карандаши, картинки с контурным изображением, ножниц, утюга, ёлки, гриба, зайца, рыбы. |
2 | Мой помощник носик | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 73 | Совершенствования восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка обоняния. Активизация творческой активности. | Фигурка человечка с большим носом, коробочка с запахами, цветные карандаши, бланки с заданиями, пособие «Ароматический набор». |
3 | Мой помощник ротик | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 77 | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка вкусовых ощущений. Активизация творческой активности. | Фигурка человечка с длинным языком, тарелка с кусочкам разных по вкусу продуктов, зубочистки, карточки с продуктами на тарелке, карточки с надписью (горький, сладкий, солёный, кислый), бланки с заданиями, цветные карандаши. |
4 | Мои помощники ушки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 82 | Совершенствование восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. Тренировка слуховых ощущений. Развитие слухового внимания. Развитие слуховой памяти. Активизация творческой активности. | Аудиозаписи «Голоса птиц и зверей»,набор картинок «Домашние животные», цветные карандаши, синий, жёлтый, коричневый , бланки с заданиями, нарисованная фигурка человечка с большими ушами, шкатулка, корзина с музыкальными инструментами. |
Январь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Мои помощники ручки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 87 | Совершенствования восприятия. Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания. Тренировка тактильных ощущений. Формирование позитивной мотивации общения. | Фигурка человечка с большими руками, дощечки 15х10 см., на них наклеены: мех, фотобумага, спички, верёвка в виде змейки, капли воска, бархатная бумага, схема кабинета, мешочек, бланки с заданиями, цветные карандаши. |
2 | Мои помощники ножки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 91 | Совершенствование восприятия. Развитие двигательной активности. Формирование позитивной мотивации общения. | Фигурка человечка с большими ногами, бланки с заданиями, цветные карандаши. |
3 | Из чего же сделаны наши мальчишки? | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 95 | Развитие коммуникативных навыков. Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков. Работа по развитию самоконтроля. | Бланки с заданиями, цветные карандаши, карточки для игры «Изобрази», мяч, карточки для задания «Спортсмены». |
4 | Из чего же сделаны наши девчонки? | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 99 | Развитие коммуникативных навыков. Закрепление об особенностях поведения девочек. Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тёте. | Бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка цветок, игра «клумба», музыкальное сопровождение, карточки с отгадками. |
Февраль
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | «Мальчики и девочки» | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 48 | Учить детей понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении, развивать навык общения мальчиков с девочками. | Сюжетные картинки с изображением мальчиков и девочек. Аудиозапись легкой музыки, принадлежности для ухода за волосами. Несколько игрушек. |
2 | «Язык жестов и движений» | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 40 | Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы. | Карточки к игре «Покажи руками», театральные маски к сказке «Курочка Ряба» |
3 | Страна Вообразилия | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 103 | Развивать воображение. Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать. Развивать восприятие, внимание, память, наглдяно-образное мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать самосознания. | Игрушка гномик, сказка Путаница», изображение животных с перепутанными частями тела, бланки с заданиями, цветные карандаши. |
4 | Прогулка по городу | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 110 | Развитие мыслительной операции обобщение, классификация, рассуждение. Развитие коммуникативной, эмоциональной сферы. | «Инопланетянин», разрезанная картинка «Летающая тарелка», карточки с изображением различных продуктов, карточки с заданием «назови одним словом». |
Март
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Здравствуй, Весна! | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 114 | Развить воображение. На основе знаний детей о весенних явлениях в природе развивать познавательные психические процессы. Развивать умение выразительно передавать разнообразие весенней природы в пластике движений, слов. | Сюжетные картинки «Зима», «Весна», карточки с изображением перелётных птиц, бланки с заданиями, карандаши. |
2 | День Смеха | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 118 | Развить воображение. Развить творческое мышление. | Игрушка Клоун, магнитофон, песня «Цирк», карточки с изображением геометрических фигур, задания на бланках, карандаши. |
3 | В гостях у сказки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 122 | Развить воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. Закрепить знание содержание сказок. Развить творческое мышление. | Игрушки сказочных персонажей, сундучок, лабиринт, карточки из игры « Логический поезд», разрезанная картинка «Царевна- лягушка», карандаши, бланки с заданиями. |
4 | «Мой внутренний мир» | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 29 | Учить детей понимать себя, свои желания, чувства, видеть в себе положительные качества. | Клубок ниток, альбом и цветные карандаши. |
Апрель
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | «Мы так похожи» | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 35 | Обеспечивать профилактику социальной дезадаптации детей, формировать чувство принадлежности к группе, помогать детям почувствовать себя более уверенно. | Клубок ниток, карточки с изображениями различных движений зарядки к игре «Волшебник» |
2 | «Мы такие разные» | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 38 | Учить различать индивидуальные особенности детей в группе, определить свои вкусы в еде, предпочтения по отношению к животным, играм и занятиям, сравнивать свой вкус со вкусами других. | Клубок ниток, бумажная тарелка и изображения различных продуктов. |
3 | «Давайте жить дружно» | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 45 | Формировать чувство принадлежности к группе, помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении. | Мяч, пара рукавичек из бумаги, аудиозапись песни «Улыбка», |
4 | «С кем я живу» | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 85 | Вызвать у детей интерес с собственной личности, воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям. | Сюжетная картинка «Семья», веселая музыка, кукла Маши, лист бумаги и цветные карандаши. |
Май
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 53 | Развитие восприятия сенсорных признаков предметов. Развитие мыслительных процессов. | Знаки, обозначающие сенсорные признаки предметов, пособие «Поле Чудес», карточки «Найди пару», бланки с заданиями, цветные карандаши, кукла Незнайка. |
2 | Восприятие свойств предметов. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 57 | Развитие восприятия свойств предметов. Развитее мышления (сравнение, исключение, анализ). Развитие внимания (зрительное, слуховое). Развитие воображения и логического мышления. | Игрушка «филин», схема «свойств предметов», бланки с заданиями, цветные карандаши, карточки с изображением мяча, жабы, бабочки, карточки «Найди лишний», коврики-фигуры, музыкальное сопровождение. |
3 | «Правила домашнего этикета» | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 89 | Учить детей ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, создавать положительное эмоциональное настроение у детей. | Аудиозапись звуков леса. лист бумаги и цветные карандаши. |
4 | «Я знаю, я умею, я могу!» | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 98 | Повторить пройденный материал и закрепить знания и умения детей, развивать представление детей о себе и своем отличии от других, формировать у детей адекватную самооценку, продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками. | Игрушка Лесовичок, маски зайца и лисы, аудиозапись веселой музыки, мяч, лист бумаги и цветные карандаши. |
Особенности психологического курса
Старшая группа
В этом возрасте у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Проявляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.
При общение ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, занятия насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, также общению.
Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.
В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.
Коллективные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления ( разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость. Грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.
Задачи психологического курса:
- Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
- Способствовать самопознанию ребенка.
- Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.
- Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.
- организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.
Возрастные особенности детей:
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении |
Ведущая функция | Воображение |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения. |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник. |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении. |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения. |
Способ познания | Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы. |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности. |
Внимание | Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов. |
Память | Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия. |
Мышление | Наглядно-образное, начало формирования логического мышления. |
Воображение | Развитие творческого воображения. |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста |
|
Тематическое планирование психологических занятий
Старшая группа
Сентябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Знакомство | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 14 | Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение. | Игрушка Петрушка, клубок ниток, «волшебная» палочка», карандаши, бумага, изображение поляны, музыкальное сопровождение. |
2 | Наша группа. Что мы умеем. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 18 | Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге. Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Развивать внимание, память, мышление, воображение. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать навыки самосознания. | Игрушка Петрушка, магнитофон, разрезанные картинки, 2 картинки для игры 2Найди 10 отличий»,указка, игрушка (кегли), карандаши, бумага, платок. |
3 | Правила поведения на занятиях. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 22 | Познакомить детей с правилами поведения группе. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Снятие эмоционального и телесного напряжения. | Игрушка Петрушка, шкатулка, нарисованные ключи, письмо от Феи, магнитофон, карандаши, рабочие тетради, мяч, картинки со схематическими изображением правил. |
4 | Страна «ПСИХОЛОГИЯ» | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 27 | Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение. | Игрушка Петрушка, карта страны «ПСИХОЛОГиЯ», смайлики, рабочие тетради, цветные карандаши, демонстрационный материал к заданию «Раскрась коврик», настольно-печатная игра «Театр настроения», 3 пары следов. |
Октябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Радость. Грусть | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 31 | Познакомить детей с чувством радости, грусти. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.(Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) учить детей выражать чувство радости в рисунке. | Магнитофон, аудиозаписи К. Орф «Осень. Гномы», Д. Христов «Золотые капельки», сюжетные картины «Радость», «Грусть», муляжи и карточки с изображением разных ягод, радостных и грустных сказочных персонажей и животных цветные карандаши |
2 | Гнев | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 38 | Познакомить детей с чувством гнева. Обучение различению эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Учить детей выражать чувство гнева в рисунке. | аудиозаписи музыки Е. Ботлярова «Драчун» и В. Гаврилина «Крот и червяк», сюжетная картина «Гнев», персонажи Веселинка, Грустинка. Злинка, игрушки бибабо, белочка и зайчик, мишень, большая картонная труба наполненная поролоном для погашения звука, два воздушных шарика, мыльные пузыри, мешочек с фасолью или горохом (для каждого ребёнка), набор цветных карандашей |
3 | Удивление | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 42 | Познакомить детей с чувством удивления. Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Учить детей выражать чувство удивления на рисунке. | аудиозапись музыки из серии «наедине с природой», сюжетная картина «Удивление», коробочки с веществами и предметами, обладающими выраженным запахом, цветные карандаши персонаж Удивлинка. |
4 | Испуг | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 48 | Познакомить детей с эмоцией испуг. Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. Развивать умение справляться с чувством страха. Учить детей выражать чувство страха в рисунке. | Магнитофон, аудиозапись музыки Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля» и музыки Ф. Бургмюллера «Баллада», аудиокассеты из серии «Звуки. Глосса. Шумы окружающего мира», «Транспорт. Боевые действия.», картина «страх», набор цветных карандашей и рабочие тетради, персонаж Пуглинка. |
Ноябрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Спокойствие | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 46 | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. | «Спокойное» облако, «спокойный» карандаш, бланки с заданиями, цветные карандаши, игрушка Притворщик, музыкальное сопровождение, задание «Логический квадрат» формата А3. |
2 | «Страх» | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 138 | Расширять представления детей об эмоции «страх», учить понимать свои чувства и чувства других, продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, способствовать снятию страхов у детей, повышать уверенность в себе. | Пиктограмма страх, аудиозапись веселой музыки. Кукла, платок для завязывания глаз, лист бумаги, цветные карандаши. |
3 | Горе | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 144 | Расширять представления детей об эмоции горе, учить их понимать свои чувства и чувства других. Учить передавать это эмоциональное состояние. Используя различные эмоциональные средства. Помогать преодолевать негативное настроение. | Пиктограмма горе, аудиозапись грустной мелодии, лист бумаги, цветные карандаши. |
4 | Интерес | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 147 | Расширять представления детей об эмоции интерес учить их понимать свои чувства и чувства других людей, учить передавать эмоциональное состояние интерес, используя различные эмоциональные средства. | Пиктограмма интерес, альбом и цветные карандаши. |
Декабрь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Спокойствие | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 52 | Познакомить детей с чувством спокойствия. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Снятие эмоционального напряжения. | Магнитофон, аудиозапись музыки П. Чайковского «Сладкая греза №21», сюжетная картина отдых, пиктограмма «Спокойствие», цветные карандаши, игрушки из кукольного театра или из «киндер-сюрпризов». |
Словарик эмоции | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 56 | Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. Обогащение и активизация словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки. | сюжетная картина «Беспорядок», карточки с изображением пиктограмм, «Радость», «Грусть», «гнев», «Удивление», «Спокойствие» для каждого участника, «кубик настроения», цветные карандаши, пиктограммы эмоциональных состояний, диск «Сказки для самых маленьких. Чижик-пыжик». | |
3 | Страна Вообразилия | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 60 | Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений. Развивать невербальное и вербальное общение. Формировать интерес к творческим играм. | Зашифрованное послание, игрушка-кукла жителя Вообразилкина, камешки различной формы и цвета, карандаши, мелки, фломастеры, пьесы П.И. Чайковского «Сладкая греза» и А. Лядова «Баба Яга», карточки с изображением «несуществующих» животных, |
4 | В гостях у сказки | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 65 | Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. Закрепить знание содержания сказок. Развивать творческое мышление. | Иллюстрации сказочных персонажей: Элли, Страшила, Дровосек, Лев, Буратино, Дед из сказки «Репка», карандаши, мячик, магнитофон. |
Январь
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Этикет. Внешний вид | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 76 | Познакомить детей с правилами личной гигиены. Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека и желание выполнять правила личной гигиены. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения: внимание (концентрацию, переключение), память. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. | Игрушка кот, картонные ботинки для шнуровки, раздаточный материал для каждого ребёнка, наложенные контуры одежды, тени одежды и обуви, магнитофон, цветные карандаши, рабочие тетради. |
2 | Общественный этикет | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 82 | Познакомить детей с общественным этикетом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное внимание(устойчивость, распределение), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развитие самосознания и навыков саморегуляции. | Игрушки для сценок, лото «Пассажирский транспорт», простые и цветные карандаши, рабочие тетради, памятки. |
3 | Столовый этикет | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 87 | Познакомить детей со столовым этикетом. Сформировать представления о культуре поведения за столом и желание следовать столовому этикету. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения:. Развивать внимание (концентрацию, переключение), память. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. | Сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом, картинки с изображением съедобного и несъедобного, набор пластиковой посуды для каждого ребёнка, цветные карандаши, рабочие тетради, музыкальное сопровождение. |
4 | Подарочный этикет | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 99 | Познакомить детей с подарочным этикетом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), зрительную память, мышление (умозаключения, обобщения), воображение, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции. | Сюжетные картинки с изображением правил подарочного этикета, музыка с разными настроениями, рабочие тетради, цветные карандаши, задание «Разложи подарки». |
Февраль
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Гостевой этикет | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 98 | Познакомить детей с гостевым этикетом. Закрепить представления о культуре внешнего вида и навыки правильного поведения за столом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого общения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции. | Сюжетные картинки с изображением правил гостевого этикета, картинки с изображением времени дня, цветные карандаши, рабочие тетради, памятки с правилами. |
2 | Правила домашнего этикета | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 170 | Продолжать учить детей ценить хорошее отношение близких и отвечать им виманием, заботой, добротой; учить детей оценивать свои поступки других, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений; учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. | Две маски – белого и чёрного барашков; различные игрушки в большой сумке; альбомы и цветные карандаши. |
3 | Защитники отечества | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 108 | Воспитывать любовь и уважение к отцу, дедушке, дяде. Продолжать знакомить детей с праздником 23 февраля. Расширить и уточнить словарь детей по теме «Мужские профессии». | Фотографии пап, картинки с изображением транспорта, геометрические фигуры, цветные карточки, обруч, мяч, музыкальное сопровождение, цветные карандаши, рабочие тетради. |
4 | С кем я живу | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 167 | Помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи. | Сюжетная картинка «Семья»; раздаточные карточки с изображением отдельных членов семьи; мяч; альбомы, цветные карандаши. |
Март
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Я и моя семья | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 117 | Воспитывать любовь и уважение к семье. Расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развить слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь, воображение, общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию. Развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам. | Альбомы с семейными фотографиями, музыкальное сопровождение, картинка с изображением членов семьи, мяч, цветные карандаши, рабочие тетради, рисунки с изображением заячьей семьи, заготовки бланков для родителей, «строительный» материал. |
2 | Я и мои друзья | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 122 | Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу. | Музыкальное сопровождение, цветные карандаши, рабочие тетради, наборы пиктограмм в двух экземплярах, картинка-схема и к ней набор геометрических фигур, повязка на глаза. |
3 | Волшебные средства понимания | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 105 | Сплотить группу. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. | Магнитофон, разрезанные картинки с изображением животных, мяч, мел, доска, пустой тканевый мешочек, карандаши, графическое задание «Волшебная страна». |
4 | Язык жестов и движений | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 120 | Расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими; дать детям дополнительные сведения о значении жестов, движений в процессе общения. | Магнитофон и кассета с записью музыки; маски героев из сказки «Колобок»; карточки к игре «Говорящая рука». |
Апрель
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 53 | Развитие восприятия сенсорных признаков предметов. Развитие мыслительных процессов. | Знаки, обозначающие сенсорные признаки предметов, пособие «Поле Чудес», карточки «Найди пару», бланки с заданиями, цветные карандаши, кукла Незнайка. |
2 | Восприятие свойств предметов. | Н.Ю. Куражева «Цветик - Семицветик» стр. 57 | Развитие восприятия свойств предметов. Развитее мышления (сравнение, исключение, анализ). Развитие внимания (зрительное, слуховое). Развитие воображения и логического мышления. | Игрушка «филин», схема «свойств предметов», бланки с заданиями, цветные карандаши, карточки с изображением мяча, жабы, бабочки, карточки «Найди лишний», коврики-фигуры, музыкальное сопровождение. |
3 | Мой внутренний мир | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 108 | Учить детей описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; развивать внимание детей к себе, своим переживаниям. | Магнитофон и кассета со спокойной музыкой; альбомы и цветные карандаши на каждого ребёнка. |
4 | Мы так похожи | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 114 | Формировать у каждого ребенка чувство принадлежности к группе; расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими. | Магнитофон и кассета с записью спокойной музыки. |
Май
№ | Название занятия | Источник | Цель | Материалы |
1 | Мы такие разные | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 117 | Учить различать индивидуальные особенности детей в группе; учить определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других людей. | Набор изображений разных игрушек (например, машинка, кукла, мяч. Мишка, паровозик, кубики, самолёт, домик, шарик, зайчик и.т.д.) и макет башенки с пятью окошками. |
2 | Мальчики и девочки | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 128 | Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения; развивать навыки общения мальчиков с девочками. | Любой предмет, проходящий для «распиливания» (например, стул); магнитофон и кассета с записью польки; альбомы и цветные карандаши. |
3 | Давайте жить дружно | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 125 | Развивать групповую сплочённость; преодолевать трудности в общении; формировать позитивное отношение к сверстникам; учить детей взаимопомощи, взаимовыручке. | Магнитофон и кассета с записью лёгкой, весёлой музыки; 6 дощечек для игры «Не намочи ноги». |
4 | Я знаю, я умею, я могу | И.А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 184 | Закреплять приобретённые ранее знания и умения детей; развивать представления детей о себе и своих отличиях от других; формировать у детей адекватную самооценку; продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками и развивать навыки совместной деятельности. | Мяч, большой лист бумаги и цветные карандаши. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологических занятий с детьми первой младшей группы
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста.Цель данной программы — способствовать созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка, создавать условия для все...
Занятия с детьми. «Цветик - семицветик».
Цель: 1) Закрепить умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1—7 с количеством, находить место числа в числовом ряду; 2) Закрепить представления о сохранении количест...
Дополнительная общеразвивающая программа ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЦВЕТИК»
Цель программы: Развитие межличностных отношений у детей дошкольного возраста.Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на раз...
Программа подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с тревожными детьми; ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 лет) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими. Ребенок, который мало о...
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «Цветик – Семицветик» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.) для детей 4-5 лет.
Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»Цель:Создание условий для естественного психологического развития ребенка. Задачи: 1. Развитие эмоциональной сферы. ...
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «Цветик – Семицветик» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.) для детей 5-6 лет.
Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»Цель:Создание условий для естественного психологического развития ребенка. Задачи: 1. Развитие эмоциональной сферы. ...
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «Цветик – Семицветик» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.) для детей 6-7 лет.
Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) «Цветик – Семицветик» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.) для детей 6-7 лет....