Презентация "Проблемы становления современной образовательной парадигмы"
презентация на тему
Парадигма в методологии науки – это совокупность идей, ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Психологически парадигма – это особое состояние ума, сознания ученых и тех, кто реализует научные идеи в той или иной сфере социальной практики общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontekstnoe_obrazovanie_nikishina_s.a.pptx | 61.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТРАДИЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ Крупный американский психолог и педагог Дж. Брунер писал: «Мы знаем три основных способа обучения молодого поколения: выработка составляющих компонент навыка в процессе игры у высших приматов, обучение в контексте у туземных народов и отделенный от непосредственной практики абстрактный метод школы». Такой «абстрактный метод школы», составляющий традиционную образовательную парадигму, сложился XVII веке и доминирует в наше время. Массовое образование потребовало опоры на знание закономерностей познания человеком мира и себя в нем. Я. А. Коменский исходил из принципа природосообразности . На преодоление технократического подхода к обучению, обоснованного великим Я. А. Коменским, направлена философская, психологическая и педагогическая мысль весь последующий длительный период истории.
Проявление детьми инициативы и творчества не находит соответствующей педагогической поддержки. Психологической основой усвоения знаний в этой системе послужили представления об ассоциациях как универсальном механизме формирования содержания психического под влиянием восприятия внешних воздействий. Ассоциативно-рефлекторная теория и лежит в основе объяснительно-иллюстративного или традиционного типа обучения с его известными принципами сознательности, наглядности, от простого к сложному, последовательности и систематичности изложения содержания, прочности усвоения знаний и другими, и не менее известными «максимами»: «повторение – мать учения», «новое – это хорошо забытое старое», «в мышлении нет ничего, чего раньше не было в восприятии» и т. п. В традиционном обучении включаются только внимание, восприятие, память и моторика учащегося. Методика такого обучения не предусматривает работу «обучаемого» на уровне мышления и личности. Несмотря на правильные лозунги о творческом развитии личности и самореализации современного обучающегося, основная цель (миссия) образования формулируется как «передача» ученику, студенту системы практических знаний, умений, навыков, компетенций, приобретение ими полезной для общества профессии, подготовка к жизни и труду.
СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ, ИСТОЧНИКИ И УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ Объяснительно-иллюстративный тип обучения позволяет людям в относительно короткие сроки, усваивать «основы наук» и какие-то практические умения и навыки. Однако этот тип обучения обусловил отрыв обучения от практики, обучения от воспитания и в современную постиндустриальную эпоху исчерпал свои возможности. Назрела необходимость кардинального поворота от «абстрактного метода школы», к практико-ориентированному типу образования на всех его уровнях, но с сохранением основ его фундаментального теоретического содержания. Это и является сущностью становящейся новой образовательной парадигмы. Парадигма в методологии науки – это совокупность идей, ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. Психологически парадигма – это особое состояние ума, сознания ученых и тех, кто реализует научные идеи в той или иной сфере социальной практики общества.
Смена парадигм – термин, введенный историком науки Томасом Куном для описания изменения базовых посылок в рамках признанной ведущей теории – знаменует собой научную революцию. Это не только принятие другой исходной концептуальной основы педагогики, психологии и смежных с ними наук, но и новую модель организации образовательной практики. Это также смена понимания сути происходящих в образовании процессов всеми его субъектами, каждым на своем уровне – родителями и детьми, воспитателями, учителями и преподавателями, учеными и работниками управления образованием на всех уровнях. Переход к новой образовательной парадигме возможен при выполнении целого ряда объективных условий: • существующая образовательная система перестала отвечать вызовам времени, запросам общества, производства и самого человека,поэтому в обществе сложилась ситуация осознания необходимости в новом типе обучения и воспитания и готовности принять его; • в образовательной практике накоплен обширный инновационный эмпирический опыт, служащий вместе с педагогическими моделями, созданными в исследовательских структурах (кафедрах, лабораториях), своего рода строительным материалом для нового типа обучения; • в основе нового типа обучения лежит развитая и достаточно мощная педагогическая (психолого-педагогическая) теория, которая обобщает имеющийся эмпирический опыт, делает его научным фактом и становится концептуальной основой практических раз работок в обновляемой сфере образования;
• эта теория обладает свойством технологичности, в противном случае она не сможет служить основой проектирования и организации образовательного процесса и не будет иметь серьезного прикладного значения; • новая модель обучения преемственно опирается на предшествующие модели, «снимая» их в себе, делая частным случаем и органично сочетаясь с лучшими традиционными образцами, а не «отменяет» их и не лежит совсем в стороне; • инновация затрагивает все звенья педагогической системы, предполагая их определенную «переналадку»: ценности, цели, содержание, формы, методы и средства обучения и контроля, способы деятельности обучающих и обучающихся, всю образовательную среду; • новый тип обучения решает все прежние образовательные задачи и проблемы, причем на более высоком уровне, плюс некоторое множество новых; • создан учебник, отражающий сущность нового типа обучения и логику развертывания его содержания; • определены границы применимости нового типа обучения в системе общего и профессионального образования, поскольку ни один из них не может быть абсолютно универ- сальным; • теория, научно-методические основы и методика нового типа обучения и воспитания понятны массовому педагогу, и, при небольшом обучении, он достаточно легко их осваивает; • имеет место системная поддержка государства процессов перехода к новой образовательной парадигме в масштабах всей страны, основанная на четкой научной основе и при значительных временных, организационных, финансовых, кадровых и материально-технических затратах.
При этом важно следование одному из принципов системного подхода: изменение даже в одном звене педагогической системы, влечет за собой необходимость соответствующих изменений во всех других ее структурно-функциональных звеньях. Смена образовательных парадигм происходит под влиянием целого ряда взаимосвязанных факторов: • перехода на более высокий уровень развития наук, в том числе о человеке, технологий производства и социальной практики общества; • изменения миссии образования, отвечающего новым реалиям – представлений общества, государства и самого человека о том, каким должен быть выпускник образовательного учреждения, – от детского сада до вуза, ФПК и ИПК,– обусловленных идеологией государства, системой социальных ценностей, ожиданий и требований производства (так называемый социальный заказ); • научного понимания того, по каким психологическим, психофизиологическим, педагогическим и иным закономерностям осуществляется развитие человека через образование; • саморазвития образовательной системы, которая в результате накопления педагогических инноваций на всех ее уровнях, противоречащих принятым в существующей парадигме научным представлениям, становится готовой перейти в новое состояние.
Основные отличия традиционной и новой образовательных парадигм Традиционная парадигма 1. Основная миссия образования:подготовка подрастающего поколения к жизни и труду Новая парадигма 2. Человек – простая система 3. Образование – передача ученику известных образцов знаний, умений, навыков (« образцевание ») 4. Знания – из прошлого («школа памяти»), обучаемый «обращен к прошлому», к «кладовым знаний» 5. Ученик, студент – объект педагогического воздействия, обучаемый 6. Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого 7. «Ответная», репродуктивная, деятельность обучаемого
Новая парадигма Основная миссия образования: обеспечение условий самоопределения и самореализации личности 2. Человек – очень сложная система 3. Образование – созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир интеллектуальной предметно-технологической, социальной и духовной культуры 4. Знания – из будущего («школа мышления»), обучающийся «обращен к будущему», к вероятностным проблемным ситуациям 5. Ученик, студент – субъект познавательной и будущей социальной и профессиональной деятельности, обучающийся 6. Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося 7. Активная, творческая деятельность обучающегося
Источники педагогических инноваций: 1) накопленный в течение длительного времени многообразный эмпирический опыт родителей, воспитателей, школьных учителей, преподавателей колледжей, вузов, учреждений дополнительного образования детей и взрослых, не укладывающийся в традиционные теоретические схемы, противоречащий доминирующей образовательной парадигме и являющийся необходимым условием перехода к новой; 2) «лабораторные» педагогические (психолого-педагогические) модели как результаты научных исследований, скажем, теория развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, дидактическая система Л. В. Занкова , теория проблемного обучения, новые информационные технологии, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и многие другие, пытающиеся встроиться в существующую образовательную традицию; 3) развитая психолого-педагогическая теория, интегрирующая «лабораторные модели», обобщающая накопленный эмпирический опыт, делающая его научным фактом и вырабатывающая единый язык общения всех субъектов образовательной деятельности; 4) решения органов государственной власти и управления как формальный источник изменений в образовательной системе.
Инновационный опыт и обобщающая его развитая педагогическая (психолого-педагогическая) теория и являются теми двумя основными органичными, «законными» источниками, которые питают эволюционное развитие сложившейся образовательной системы и подготавливают ее к переходу в другое состояние – новой образовательной парадигмы. Эмпирически рождающийся инновационный педагогический опыт выполняет две внутренне противоречивые функции: -поддерживает жизнеспособность и эволюционное развитие сложившейся образовательной системы, оживляет учебный процесс; -противоречит «нормальной» теории, лежащей в основе педагогической традиции. Все это вызывает сопротивление. И только убедившись в перспективности нового, поняв его теорию и технологии, педагог включится в их реализацию. В этом состоит логика саморазвития образовательной системы. Реальный переход к новой образовательной парадигме, обеспечивающей повышение качества всей системы образования, может произойти при следующих объективных условиях : 1) накопление критической массы эмпирического опыта педагогических инноваций вместе с инновациями как результатами лабораторных исследований; 2) наличие адекватной педагогической (психолого-педагогической) теории, способной осмысливать этот опыт и показывать пути перехода к эффективной образовательной практике, отвечающей вызовам постиндустриального общества и направлениям реформы образования; 3) всемерная экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и организационная поддержка перехода образовательной системы в новое качество со стороны государства (а не «прямое управление» инновациями), самих образовательных структур и всего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - презентация " Смена образовательной парадигмы. Реализация ФГТ в ДОУ "
В помощь воспитателям и педагогам детских садов представлена схема и сводная таблица взаимосвязи четырех основных направлений развития детей, с десятью образовательными областями ФГТ, восемью приорите...
Профессиональное становление современного педагога-воспитателя
В статье рассказывается о главных качествах, которые должны быть присущи настоящему педагогу-воспитателю....
Формирование экологического сознания дошкольников в современной образовательной парадигме
Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества в системе дошкольного образования, поэтому данное направление получило широкое распространение в ...
ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ГРУППЫ И ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ В СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА
Аннотация: данная статья посвящена проблеме влияния предметно – пространственной среде группы на формирование у дошкольника нравственности, патриотизма. Так активное использование музейной технологии ...
Непосредственно образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы "Путешествие по сказкам"
Непосредственно образовательная деятельность с использованием современных образовательных технологий по образовательной области «Развитие речи» с детьми средней группы...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Образовательная область: Познавательно-конструктивная деятельность на тему: «Моя малая Родина»
Данная разработка направлена на обогащение знаний детей о Санкт- Петрбурге через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием современных образовательных здоровьесберегающих технологий по образовательной области: художественно-эстетическое развитие на тему "Семь цветов Радуги"
Конспект занятия по рисованию с использованием современных образовательных здоровьесберегающих технологий...