Консультация - презентация " Смена образовательной парадигмы. Реализация ФГТ в ДОУ "
методическая разработка на тему

В помощь воспитателям и педагогам детских садов представлена схема и сводная таблица взаимосвязи четырех основных направлений развития детей, с десятью образовательными областями ФГТ, восемью приоритетными видами детской деятельности и тридцатью одной формой конкретной работы с детьми. Акцентировано внимание на двух  вариантах  комплексно - тематического принципа  организации образовательного процесса: проектной деятельности и комплексно - тематического планирования. Связь смены образовательной парадигмы и необходимости  нового образовательного контента в соответствии с ФГТ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация: Смена образовательной парадигмы. Реализация ФГТ в ДОУ. Подготовлена Савченко В. И . зам. зав. по ВМР МБДОУ № 8, Краснодарский край , Ст. Старощербиновская . Высшая квалификационная категория 04.04. 2012г.

Слайд 2

Значение терминов: Парадигма -  от д р.- греч . Пример, модель, образец. -  Система идей взглядов, понятий, различных моделей решения множества проблем. -  Универсальный метод принятия эволюционных решений . -  Исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения , методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе . -  Совокупность ценностей , методов, подходов. * Смена парадигм представляет собой научную революцию . Контент –  содержимое, информационное наполнение.

Слайд 3

Проблемы вхождения России в европейское образовательное пространство связаны с приоритетами национальной стратегии успешного развития . Высшее образование, несмотря на кризисные процессы и значительные трудности их преодоления, развивается высокими темпами, имеет много позитивных результатов, однако далеко не всегда измеряемых и измеримых по критериям качества, соответствующим современной образовательной парадигме . В центре образовательного процесса веками стояли знания : давали знания и спрашивали знания . Об умениях заговорили намного позже, годах в 60-70-х ХХ в., когда стало все отчетливее проявляться противоречие - можно знать, да не уметь. Заметим, что при всей абсурдности количественного разрастания показателей и подмены ими качества, они были относительно адекватными существовавшей в то время образовательной парадигме, центрировавшей на знаниях ( когнитивно - ориентированная образовательная модель , ЗУНовская, Знания, Умения, Навыки), которая все больше приходила в противоречие с жизнью.

Слайд 4

Выяснилось , что знать и уметь мало . Жизнь востребует творческий опыт , которым можно овладеть только в условиях креативного образования . Именно этим объясняется застой в системе, явное отставание образования от жизни, которая динамичнее, чем педагогика и образование. В данном контексте встает проблема об опережающей функции образования. Оно должно предвидеть жизненные тенденции и своевременно реагировать, компетентно, в соответствии со временем и даже опережая его, решать великие вопросы педагогики - зачем? чему? как? человек обучается, образовывается и воспитывается . Ответы на них требуют: пересмотра: ценностей, целей , содержания , технологий деятельности и общения в педагогическом процессе - это парадигмальные основы.

Слайд 5

«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями . «Четыре основных направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования : социально-личностное, познавательно-речевое, физическое , художественно-эстетическое развитие.

Слайд 6

«Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей. Образовательные области, выделенные в ФГТ : 10 образовательных областей здоровье, физическая культура, социализация , труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация , познание, музыка, художественное творчество.

Слайд 7

Наряду с традиционными областями, в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна. Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах . «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

Слайд 8

В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей . ( их 8) Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности .( их 10) В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы . ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. ( основополагающий принцип – интеграции образовательных областей ) В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.

Слайд 9

Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ ? 1. Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования , а не Федеральный государственный стандарт. 2.В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей. ( Образовательный контент) 3. Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий , а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ( их насчитывается 31)

Слайд 10

Игровой деятельности , как форме организации детской деятельности, отводится особая роль . Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Слайд 11

Акцент: на совместную деятельность воспитателя и детей , на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности , учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

Слайд 12

Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться 1. и в ходе режимных моментов, 2. в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), 3. в самостоятельной деятельности детей, 4. в совместной деятельности с семьей . Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования .

Слайд 13

Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ. Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием .( Образовательный контент ) В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста (их 8): 1.игровая, 2. коммуникативная , 3. трудовая, 4. двигательная , 5. познавательно-исследовательская , 6. музыкально-художественная, 7. восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности 8. и продуктивная.

Слайд 14

Схема развития любого вида деятельности такова: 1. сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым , 2. затем в совместной деятельности со сверстниками 3. и становится самодеятельностью. ФГТ требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе: Совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности , осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

Слайд 15

В ФГТ выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей: 1. наличие партнерской позиции взрослого 2. и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей): * возможность свободного размещения детей, * возможность перемещения , * возможность общения детей.

Слайд 16

Одно из требований программы - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми . (31) В тексте ФГТ не употребляется слово занятие . Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности , основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие . Конечно, занятие в детском саду не отменяется , но в него следует вкладывать иной смысл : занятие как занимательное дело.

Слайд 17

Основные направления развития дошкольника. (4) Образовательные области ФГТ . (10) Приоритетный вид детской деятельности. (8) Формы работы с детьми.(31) и 1.Физическое. 2.Познавательно – речевое. 3.Социально – личностное . 4.Художественно – эстетическое. 1.Двигательная. 2.Познавательно – исследовательская. 3.Коммуникативная. 4.Чтение ( восприятие ) художественной литературы. 5.Игровая. 6.Трудовая. 7.Продуктивная. 8.Музыкально – художественная .

Слайд 18

Реализация основных направлений развития дошкольников. Основные направления развития дошкольника Образовательные области в соответствии с ФГТ. Приоритетный вид детской деятельности. 1.Физическое. 1.« Физическая культура». 2.« Здоровье». 1.Двигательная. 2.Познавательно – речевое. 3.« Познание». 4.« Коммуникация». 5.«Чтение художественной литературы». 2.Познавательно – исследовательская. 3.Коммуникативная. 4.Чтение ( восприятие ) художественной литературы. 3.Социально – личностное. 6.« Социализация». 7.« Труд». 8.« Безопасность». 5.Игровая. 6.Трудовая. 4.Художественно – эстетическое. 9.« Художественное творчество». 10.« Музыка». 7.Продуктивная. 8.Музыкально – художественная.

Слайд 19

Скоролупова и Федина, разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми , соответствующие условно каждому виду деятельности : 1.Двигательная · 1. Подвижные дидактические игры. · 2. Подвижные игры с правилами. · 3. Игровые упражнения. · 4. Соревнования. 2.Игровая · 5. Сюжетные игры. · 6. Игры с правилами. 3.Продуктивная · 7. Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. · 8. Реализация проектов. Вид деятельности. Формы работы с детьми.

Слайд 20

4.Коммуникативная · 9. Беседа ситуативный разговор. · 10. Речевая ситуация. · 11. Составление отгадывание загадок. · 12. Сюжетные игры. · 13. Игры с правилами. 5.Трудовая · 14. Совместные действия. · 15. Дежурство. · 16. Поручение. · 8. Реализация проекта.

Слайд 21

6. Познавательно- исследовательская. · 17. Наблюдение. · 18. Экскурсии. · 19. Решение проблемных ситуаций. · 20. Экспериментирование. · 21. Коллекционирование. · 22. Моделирование. · 8. Реализация проекта. · 23. Игры с правилами.

Слайд 22

7. Музыкально-художественная · 24. Слушание. · 25. Исполнение. · 26. Импровизация. · 27. Экспериментирование. · 28. Музыкально-дидактические игры. 8.Чтение художественной литературы · 29. Чтение. · 30. Обсуждение. · 31. Разучивание Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично.

Слайд 23

Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста : 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды , обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально ; 2 ) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Слайд 24

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается: наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает: индивидуальную , подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Слайд 25

Различают: непосредственно образовательную деятельность , реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; совместную деятельность взрослого и детей , осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач; совместную деятельность взрослого и детей , осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода . Становлении новой образовательной парадигмы в личностно ориентированном образовательном процессе , его гуманитаризации и гуманизации . Новая парадигма – Личностно - ориентированная образовательная модель. Введение детей в мир общечеловеческой культуры. Развивающее обучение. Внедрение инновационных и ИКТ технологий. Информационная предметно-развивающая среда. Образовательный контент - Содержание, информационное наполнение.

Слайд 26

Введение в действие ФГТ (Приказ МО РФ от 23.11. 2009г № 655) предполагает внесение корректив в планирование воспитательно – образовательной работы с детьми. В календарных и перспективных планах каждого Доу должны реализоваться : Принцип интеграции образовательных областей; Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса; Современные подходы к организации совместной деятельности педагога с детьми и связанный с этим перенос «центра тяжести» с занятий на другие формы организации образовательной деятельности. Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах. Вот 2 из них: Проектная деятельность. Комплексно-тематическое планирование.

Слайд 27

Комплексно-тематический. Основой данного принципа является тематическое планирование – это особая форма организации психолого-педагогической деятельности в детском саду, объединяющие все виды детской деятельности в течение определённого промежутка времени. В практической работе воспитателя используется несколько видов планирования : 1.Перспективное планирование– составляется на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). В перспективном плане планируются: 1. Цели и задачи (на год); 2. Все виды детской деятельности 3. Работа с семьей.

Слайд 28

2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Оно предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. Календарно-тематический план может быть составлен на один, два, три дня, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре, поочередно составляют план на 1-2 недели . СУЩЕСТВУЕТ МНОГО МОДЕЛЕЙ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ . различные варианты : 1.В журнале «Дошкольное воспитание»№8\2010 г. 2.Предложенные Голицыной Н.С . «Перспективное планирование в детском саду. 2-я младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ». 3. На Образовательных Интернет сайтах . Интеграция образовательных областей Деятельность Индивидуальная работа. Предметно-развивающая среда:

Слайд 29

Комплексно - тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ . В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса: * темы , в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи, государства , кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности.

Слайд 30

Благодарю за внимание К консультации . Уважаемые педагоги ДОУ № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - презентация для воспитателей " Детское экспериментирование как метод обучения". Образовательная область "Познание".

Консультация "Детское экспериментироване как метод обучения". Образовательная область "Познание"....

Консультация для педагогов на тему: «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе»

Консультация для педагогов на тему: «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе» Современная наука не стоит на месте, и дошкольная педагогика в этом плане не является иск...

Консультация -презентация "Игра как средство совершенствования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ",

 В дошкольном возрасте  игра становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра вызывает качествен...

Консультация для педагогов на тему: «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе»

Консультация для педагогов на тему: «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2019

Воспитатель Конова Т. В.1Формы взаимодействия в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей2Форма взаимодействия в образовательной де...

Консультация для педагогов ДОУ: «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает ...