Особенности применения личностно-ориентированной технологии в приобщении дошкольника к труду .
статья по теме
В статье раскрыты особенности личностно-ориентированной технологии в приобщении дошкольников к труду
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности применения личностно-ориентированной технологии в приобщении дошкольника к труду .
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы,
способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества .
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду: Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых.
Признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства.
Обогащения (амплификация) детского развития .
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности .
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принцип развивающего образования (системности и последовательности); Принцип новизны (использование новейших информационных технологий); Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий ) .
Виды труда в ДОУ :
Самообслуживание -это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.).
Хозяйственно-бытовой труд-направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
Труд в природе-уход за растениями, обитателями аквариума , выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике участка.
Ручной труд-направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.
Цель личностно-ориентированной модели – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психологической защищенности;
развитие индивидуальности ребенка;
формирование начал личности.
Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.
Чтобы ребенок захотел трудиться, должны быть созданы необходимые условия:
- создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;
- подбор материалов и оборудования для труда;
- создание мотивации трудовой деятельности;
- систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;
- создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам;
- учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;
- поощрения в процессе и по результатам труда.
Формирование у детей дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания.
Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневно выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют определенные трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива и осознают себя как часть этого коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких и родственниках. Поэтому труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом. Педагог же стремится поощрять самостоятельность детей.
Труд в природе имеет свои особенности. Одно из условий – правильная организация труда. Широко распространённая форма работы с детьми – игра-занятие. Дети поливают, рыхлят землю, протирают листья , опрыскивают растения. Формы работы :индивидуальные и групповые . Выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы), сближает детский труд с производительным трудом взрослых, способствует проявлению инициативы, ценностного отношения к собственному труду.
Ручной труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного и бросового материала, бумаги, картона, ткани, крупы. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.
При организации деятельности по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия:
1) возрастные и индивидуальные особенности детей;
2) гендерное воспитание;
3) практическое применение поделки;
4) демонстрация поделок, выставка детских работ.
Хозяйственно — бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, чем в младшем, становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности, понимание необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитание положительности, организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей, уважение к нему, воспитание положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности
Труд детей в детском саду организуется в формах: поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности, игровых формах.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка ребёнка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В процессе труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Считаю, что мои дети научились трудиться, с уважением относится к любому виду трудовой деятельности, познакомились с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобрели трудовые навыки, которые будут развиты в школе и помогут им в дальнейшей жизни.
В трудовом воспитании дошкольников применяют как современные формы работы, так и традиционные, усовершенствованные. Они отвечают требованиям современности, модернизации дошкольного образования, направлены на развитие личностно-ориентированной технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект НОД "Краски осени" для детей подготовительной группы с применением личностно-ориентированных технологий
Дети взаимодействуют со сказочным персонажем, проявляют активность в решении поисковой ситуации: самостоятельно определяют настроение музыкального произведения, находят соответствующую карт...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ «ПУТЬ К УСПЕХУ». С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дума...
Применение личностно-ориентированой технологии в работе с детьми
Реализация личностно-ориентированной технологии в работе с детьми...
Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми.
Основная и очень ответственная задача ДОУ, школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям...
«Применение личностно-ориентированных технологий в работе со слепыми и слабовидящими детьми в ДОУ III-IV вида»
Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы дошкольников, имеющих отклонения в развитии. Основная задача специального коррекц...
Методическая разработка «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Личностно – ориентировочная технология является – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, откр...
Конспект досуга «Мой город» для старших дошкольников (с применением личностно-ориентированной технологии)
Вязьма - город мой родной,Вязьма - город мой любимый,Небом бережно хранимый,Я тебе верна душой... Переулки, двор мой старый,С виду вроде бы усталый,Вклад внесли совсем не малыйВ мой почти уж взро...