«Мобильное обучение с элементами дополненной реальности»
учебно-методическое пособие
Актуальность
Нашу жизнь, благодаря научно-техническому прогрессу, уже не представить без современных технологий, таких как компьютер, планшет, смартфон, ноутбук и.т.д. И как следствие - наши дети – это "дети технического века"! Во всем мире на поток поставлено развитие разнообразных электронных технологий и мы не в силах это остановить! От использования этих новых технологий нам не уйти.
Мы, воспитатели детского сада, часто наблюдаем картину, как четырех - пятилетние дети (и старше) при виде телефона, планшета и ноутбука, готовы прекратить любую игровую, познавательную и прочую деятельность и подолгу проводить время за мобильным устройством, не осознавая, пользу или вред получают от информации. Проанализировав всю глубину проблемы, наша творческая группа считает актуальной проблему обучения детей правильно, дозировано и с умом, использовать эти “подарки” современности, а также, внедрение и организации “мобильного обучения” в процесс непрерывной образовательной деятельности в ДОУ.
Уникальная технология дополненной реальности дает возможность для создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, послужит стимулом для развития способностей и творческого потенциала в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka-_igry_s_dopolnennoy_realnostyu.doc | 539.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 68
Красносельского района Санкт-Петербурга «Росток»
Методическая разработка
«Мобильное обучение с элементами дополненной реальности»
Творческая группа:
Никитина Ирина Николаевна, воспитатель
Чулий Ирина Анатольевна, воспитатель
Санкт-Петербург
2018
Актуальность
Нашу жизнь, благодаря научно-техническому прогрессу, уже не представить без современных технологий, таких как компьютер, планшет, смартфон, ноутбук и.т.д. И как следствие - наши дети – это "дети технического века"! Во всем мире на поток поставлено развитие разнообразных электронных технологий и мы не в силах это остановить! От использования этих новых технологий нам не уйти.
Мы, воспитатели детского сада, часто наблюдаем картину, как четырех - пятилетние дети (и старше) при виде телефона, планшета и ноутбука, готовы прекратить любую игровую, познавательную и прочую деятельность и подолгу проводить время за мобильным устройством, не осознавая, пользу или вред получают от информации. Проанализировав всю глубину проблемы, наша творческая группа считает актуальной проблему обучения детей правильно, дозировано и с умом, использовать эти “подарки” современности, а также, внедрение и организации “мобильного обучения” в процесс непрерывной образовательной деятельности в ДОУ.
Уникальная технология дополненной реальности дает возможность для создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, послужит стимулом для развития способностей и творческого потенциала в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Полученный нами опыт, может быть полезен не только для нашего учреждения, но и для системы образования в целом.
Целью работы нашей творческой группы является организация игровой деятельности дошкольников с использованием технологии «дополненная реальность», а также внедрение технологии в непрерывную образовательную деятельность.
Задачи:
- Изучение теоретических аспектов по теме - технология «дополненной реальности”.
- Изучение и апробация специальных программ для создания “дополненной реальности”.
- Разработка конспектов занятий и дидактических игр с элементами “дополненная реальность”
- Проведение разработанных НОД с использованием технологии “дополненная реальность”.
- Изучение результативности внедрения разработанных НОД с использованием технологии “дополненная реальность” в образовательный процесс экспериментальных групп (средняя группа №8 и подготовительная группа №7).
Содержание
С января 2017 по настоящее время ГБДОУ ЦРР - детский сад № 68 Красносельского района Санкт-Петербурга «Росток» является организацией-партнером ГБОУ СОШ №548 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга в рамках региональной экспериментальной площадки.
Тема сотрудничества «Организация игровой деятельности дошкольников и младших школьников с использованием технологии «дополненной реальности».
Технология “дополненная реальность”, представляющая собой синтез двух миров - реального и виртуального, имеет огромные перспективы в системе образования нового поколения.
Дополненная реальность уже постепенно начинает входить в нашу повседневную жизнь. Не так стремительно, как хотелось бы, но кое-что уже можно попробовать буквально в домашних условиях и без покупки различных дорогих устройств
В образовании дошкольников и младших школьников дополненная реальность может использоваться (на основе игровой деятельности) как:
-источники информации с технологией дополненной реальности;
-обучающие приложения;
-модели объектов и процессов;
-приложения для тренировки навыков;
-инструмент формирующего оценивания;
- мотивирующий фактор.
Мы изучили и опробовали специальные программы, предназначенные для создания дополненной реальности, такие как:
- 3D MAGIC ZOO ,
- Animal 4D ,
- QuiverVision ,
- AURASMA ,
- Blipp Builder.
На занятиях мы пользовались мобильным устройством и планшетом с заранее установленными программами, необходимыми для работы с дополненной реальностью. Хочется отметить, что данные приложения не требуют никаких затрат, просты в установке и использовании.
Нашей творческой группой было разработано:
- дидактические игры с использованием технологии «дополненной реальности», которые в последующем включили в конспекты занятий.
- конспекты непрерывной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений с детьми 4-5 лет;
- конспекты по развитию художественно-эстетической деятельности с детьми 6-7 лет;
Все игры и НОД были включены в образовательный процесс нашего учреждения и проведены в соответствии с календарно-тематическим планированием средней группы №8 и подготовительной группы №7 (см. ссылки на Рабочую Программу средней и подготовительной группы). В календарно-тематическом планировании символом звездочка (*) помечены темы занятий, в ходе которых предполагается применение дидактических игр с дополненной реальностью
Описание
- Игры с использованием технологии - ТРИЗ.
ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г. С. Альтшуллера.
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
В процессе игр используются различные виды мышления: системного, диалектического, функционального, понятийного, а так же другие психические процессы: внимание, воображение, речь.
Опираясь на использование вышеуказанной технологии, было разработаны и проведены следующие игры и занятия:
- Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений с детьми 4-5 лет «В гости к Тетушке Сове” (с элементами ТРИЗ) (ссылка)
- Дидактическая игры «Догадай-ка» (ссылка)
- Паспорт игры (ссылка)
-Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с детьми 6-7 лет (с элементами ТРИЗ) (ссылка)
- Дидактическая игра с элементом ТРИЗ «Угадай-ка» (ссылка)
В данных играх дополненная реальность использовалась как:
- сюрпризный момент
- поощрение за правильное выполнение заданий.
Используемое приложение на мобильном устройстве для работы с дополненной реальностью- QuiverVision и 3D MAGIC ZOO.
2. Игра “Морской бой”.
Необходимые ресурсы: мобильные устройства, напечатанные карта и карточки,
Форма прохождения игры: подгрупповая
Правила игры:
Игроки - это команда. Воспитатель выдает карту. Она состоит из основного поля (рис.1), на котором участники определяют месторасположение кораблей”.
А Б
Рис 1. –
А- Поле для игры “Морской бой” в средней группе
Б- Поле для игры “Морской бой” в подготовительной группе
Корабли, так же как и в классической игре, делятся по уровням. В игре они представлены в виде шлюпки, драккара, каравеллы, фрегата, галиона (название кораблей озвучивает воспитатель) и занимают на поле 1 клетку. Каждый корабль - это задание, которое выполняют ученики в течение игры. Чем больше мощь корабля, тем сложнее уровень задания. Ценность корабельного флота представлена в баллах (определяет воспитатель)
Команда начинает игру, называя координаты. Если команда угадывает месторасположение, то сбитый корабль оживляется и высвечивается дополненная реальность. Воспитатель предлагает всем детям выполнить задание на карточке с условным изображением дополненной реальности сбитого корабля. Задание может содержать видео, аудио, текстовый материал по данной теме с последующим вопросом. Если команда, определившая месторасположение корабля, правильно отвечает на вопрос, она зарабатывает баллы, приведенные в таблице, и продолжает ход. Если не отвечает - бал сгорает.
Месторасположение кораблей предопределяет воспитатель. У него находится основная карта с намеченными кораблями. Он же является арбитром игры.
Для внедрения этой игры - разработаны следующие конспекты игр занятий:
-Конспект Непрерывной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе. «Считаем до 5» (ссылка)
-Содержание игры “Морской бой” (ссылка)
-Паспорт игры (ссылка)
-Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности в подготовительной группе «Перекресток» (ссылка)
-Содержание игры “Морской бой” (ссылка)
-Паспорт игры (ссылка)
В данных играх дополненная реальность использовалась как:
- источник получения задания,
- сюрпризный момент,
-приложение, тренирующее имеющиеся у детей навыки,
-поощрения, за правильное выполнение заданий.
Используемое приложение на мобильном устройстве для работы с дополненной реальностью - AURASMA
3. “Волшебное домино”
Необходимые ресурсы: мобильные устройства, напечатанные карточки, возможно использование презентации
Форма прохождения игры: подгрупповая
Дети - одна команда. Воспитатель раздает карточки, на которых зашифрованы задания. Оживить карточки возможно при помощи мобильного устройства и приложения “AURASMA” Первая карточка – стартовая одинарная, остальные - двойные, разрезанные пополам. Дети сканируют изображения на карточках, выполняют задания, находят закономерность и устанавливают последовательность картинок.
Воспитатель проверяет правильность составленной последовательности. В случае неточности, указывает на место, где дети еще раз сканируют и находят ошибку.
Для внедрения этой игры разработаны следующие конспекты игр и занятий:
-Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет «Путешествие в страну Фигурунию» (ссылка)
-Паспорт игры “Домино» (ссылка)
-Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «Пожарная машина» (ссылка)
-Паспорт игры “Домино» (ссылка)
В этой игре дополненная реальность служит для получения задания.
Используемое приложение на мобильном устройстве для работы с дополненной реальностью - AURASMA
4. Игра “Угадай картину”.
Необходимые ресурсы: карточка с дополненной реальностью, электронное считывающее устройство, рабочие листы.
Форма прохождения игры подгрупповая.
Участники игры - одна команда. Они получают карточку с дополненной реальностью (Рис.2) и рабочий лист для вклеивания ответов (Рис.3).
Цель игры: установить правильную последовательность карточек, и при помощи сайта Learningapps назвать картину по открывшимся фрагментам.
Задания на карточке пронумерованы, и участники команды начинают выполнять задания по порядку, фиксируя ответы на рабочем листе.
Рис.2 - Карточка с дополненной реальностью
Рис.3 - Маршрутный лист игры «Угадай картину»
По окончанию выполнения пронумерованных заданий участники игры приступают к итоговому заданию на сайте Learningapps, воспитатель помогает в решении технических вопросов (Рис. 4).
Рис. 4 - Пример итогового задания
6 закладок - это номера заданий.
Если игроки правильно выполнят предложенное задание, то смогут по открывшимся фрагментам увидеть (угадать) картину.
Для внедрения этой игры - разработаны следующие конспекты занятий:
-Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет по развитию элементарных математических представлений «Ориентировка во времени» (ссылка)
-Паспорт игры “Угадай картину” (ссылка)
-Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по художественно-эстетическому развитию "Осенний пейзаж" (ссылка)
-Паспорт игры “Угадай картину” (ссылка)
В данных играх дополненная реальность используется как:
- источник получения задания,
- сюрпризный момент,
-приложение, тренирующее имеющиеся навыки,
-поощрения, за правильное выполнение заданий.
Используемое приложение на мобильном устройстве для работы с дополненной реальностью - AURASMA и ресурсы сайта Learningapps
5. Игра “Город на ладони”
Необходимые ресурсы: карта центра города Санкт-Петербург в распечатанном виде, карточки с дополненной реальностью, электронное считывающее устройство, цветы на магнитах
Форма прохождения игры - групповая
Предварительно проведена работа по ознакомлению детей достопримечательностями Санкт - Петербурга (беседы, чтение книг, рассматривание фотоальбомов, видеофильмов, обучающие мультимедийные презентации, прогулки и экскурсии с родителями)
Участники игры - 1 команда. Команда получает карту города Санкт-Петербурга.
Команды продвигаются согласно предложенному маршруту:
Средняя группа (4-5 лет)
- Дворцовая площадь
- Адмиралтейство
- Исаакиевская площадь
Подготовительная группа (6-7 лет)-
- Заячий остров
- Летний сад
- Дворцовая площадь
В ходе игры за правильные ответы команда будет получать картинки с изображением цветка. Цель игры - украсить город наибольшим количеством цветов. Команда побеждает, если прошла весь заданный маршрут и справились со всеми заданиями. При правильном ответе команда получает цветок. В случае ошибки задание повторяется еще раз, и воспитатель дает подсказку или наводящий вопрос. По окончании маршрута команда составляет свою клумбу на карте, тем самым украшая город цветами.
Для внедрения этой игры - разработаны следующие конспекты занятий:
-Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 4-5 лет по развитию элементарных математических представлений «Путешествие по Санкт- Петербургу (ссылка)
-Паспорт игры “Город на ладони” (ссылка)
-Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по художественно-эстетическому развитию "Терем" (ссылка)
-Паспорт игры “Город на ладони” (ссылка)
В данных играх дополненная реальность используется как:
- источник получения задания,
- сюрпризный момент,
-источники информации с технологией дополненной реальности,
-модели объектов и процессов,
-приложения для тренировки навыков.
Используемое приложение на мобильном устройстве для работы с дополненной реальностью – AURASMA
С фотографиями основных моментов проведения занятий и игр, можно ознакомиться по ссылке (фотофиксация игр)
В процессе работы мы учитывали мнение всех участников образовательного процесса.
На Установочном Педагогическом совете ДОУ было получено одобрение на внедрение проекта экспериментальной работы, а на Итоговом Педагогическом совете представленный нами опыт получил высокую оценку коллег.
В течение всего периода экспериментальной работы мы знакомили родителей наших воспитанников с технологией «дополненной реальности», а также методами, формами и результатами ее использования в образовательном процессе ДОУ.
На диаграммах представлено изменение отношения родителей к использованию технологии «дополненной реальности» в образовательном процессе:
Диаграмма 1.Отношение родителей в начале экспериментальной работы
Диаграмма 2.Отношение родителей по окончании экспериментальной работы
Результативность проведенной работы
Диагностика проводилась в контрольных (средняя группа №2, подготовительная группа №12) и экспериментальных группах (средняя группа №8 и подготовительная группа №7) до начала и по окончании экспериментальной работы по следующим критериям:
Критерии результативности:
- уровень познавательной активности ребенка;
- уровень мотивации к обучению;
- эффективность освоения программного материала.
С результатами диагностики можно ознакомиться по ссылке
ВЫВОДЫ:
Игровая форма «дополненной реальности» позволяет активизировать познавательную деятельность детей, сделать освоение материала более эффективным, процесс обучения становится более увлекательным и интересным. Дополненная реальность для ребенка – это один из наиболее результативных способов познания окружающей нас предметной и пространственной среды, инструмент повышения мотивации обучающихся и развития пространственного представления, воображения, навыков объемного проектирования,
Перспективы развития в ДОУ:
Мы предполагаем дальнейшее использование технологии «дополненной реальности» в образовательном процессе ДОУ:
- внедрение разработанных игр и занятий в образовательный процесс других групп нашего ДОУ;
- разработка игр и занятий по освоению других разделов образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Перспективы развития в ДОУ Красносельского района:
Представленный опыт может быть востребованным педагогами ДОУ, так как для его использования не требуется каких либо затрат, игры разработаны и адаптированы, ссылки на необходимые ресурсы приведены в паспорте каждой игры.
Разработанные нами материалы размещены на официальном сайте ГБДОУ ЦРР - детский сад №68 «Росток» в разделе «Инновационная деятельность». Ознакомиться с ними можно, перейдя по ссылке (ссылка) .
Соединение возможностей технологии дополненной реальности с идеями геймификации (включения игр в образовательный процесс) позволяет сделать обучение еще более живым, интерактивным и эффективным, а весь образовательный процесс ДОУ современным, отвечающим интересам и запросам ребенка XXI века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...
Психологический квест. Путешествие в сафари-парке. Подгрупповое развивающее занятие с детьми подготовительной к школе группе по теме «Животные жарких стран» с использованием планшетных компьютеров и элемента дополненной реальности.
Психологический квест. Путешествие в сафари-парке.Подгрупповое развивающее занятие с детьми подготовительной к школе группе по теме «Животные жарких стран» с испол...
Конспект НОД по ПДД в средней группе «Зеленый, Желтый, Красный» с использованием элементов дополненной реальности
Обучение детей среднего возраста Правилам Дорожного движения....
Проект квест игры с элементами дополненной реальности
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года, которые направлены на обеспечение доступности общего, дошкольного обра...
Проект «Внедрение квест-игры с элементами дополненной реальности как современную образовательную технологию в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Долгосрочный проект«...
ТЕХНОЛОГИЯ КВЕСТ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года, которые направлены на обеспечение доступности общего, дошкольного обра...
«Организация семейной образовательной прогулки дошкольников по Заячьему острову Санкт-Петербурга с использованием элементов дополненной реальности»
Как объединить современную семью? Как сделать так, чтобы совместно проведённый досуг был интересен и взрослым и детям, чтобы время, проведённое вместе, стало одним из главных ценностей семьи и перерос...