нетрадиционные приемы и средства развития творческих способностей дошкольников
материал (подготовительная группа) на тему

Мастер-класс для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»  

Сафина Ирина Рафисовна

МБДОУ «Детский сад №48 «Золотая рыбка»

           

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев…» Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Я обратилась к творческой деятельности детей не случайно, ведь для детей создавать что-то новое так же необходимо, как дышать, это гарантия того, что ребёнок усвоит новые знания, умения, навыки и сможет их использовать при обучении в школе. С помощью разнообразных техник и материалов ребенок учится отражать свои впечатления от окружающей действительности, воплощать образы воображения в реальные формы.

Вспомните, какое значение придаёт ребёнок своим драгоценностям (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). По мнению взрослого, это ненужные вещи и предметы, а для ребёнка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Работа с крупой, с опилками, с карандашными стружками, с макаронами, флористическим материалом развивают у детей не только эмоциональную чувствительность, но и логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения детей. При такой работе происходит интенсивный массаж рук и кончиков пальцев, что способствует развитию мелкой моторики.

Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество?  Я организовала в своей группе (у меня был старший возраст) кружок «Мастерилкины друзья», цель которого заключалась в развитии творческих  способностей детей через использование нетрадиционных изобразительных техник. Элементы этой деятельности можно также использовать как часть непосредственно образовательной деятельности.

В организации такой работы я придерживаюсь следующей последовательности:

  1. Работа  начинается с проблемной ситуации, требующей разрешения.
  2. Игры, направленные на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, массажи. Массаж выполняем с тем материалом, из которого будем  создавать «рисунок»: макароны, бусы, верёвочка, пуговицы и т.д.
  3. Работа над «рисунком».

«Рисунки» из бросового материала можно каждый раз выполнять в разных вариациях, выкладывая их на картоне (приклеивая, например, верёвочку и раскрашивая рисунок), на ковролине, на бархатной бумаге.

Процесс создания рисунка можно разделить на следующие этапы:

Беседа – подготовка к работе.

Перенос образца на картон.

Наклеивание исходного материала на картон.

Раскрашивание получившегося рисунка.

4. Выставка работ.

Картины, коллажи, рамки для фотографий – все это мои воспитанники с большим удовольствием делают из различных подручных материалов. В основном дети выполняют работы на картоне или на бросовом материале (баночках, коробочках, бумажных тарелочках).

Сегодня я хочу рассказать о наиболее интересных, на мой взгляд, нетрадиционных изобразительных техниках, которые можно использовать в работе с детьми  старшего дошкольного возраста.

В своей работе я использую такие нетрадиционные  техники как «Флористика» и «Макаронопластика».

«Флористика»  – это создание флористических композиций (букетов, картин, панно и пр.) из разнообразных природных материалов. В процессе творческой работы с природным материалом формируется основа эстетического отношения к природе. Искусство флористики доступно практически каждому. Важно научить детей ассоциативно воспринимать природный материал, видеть скрытые в нем художественные образы.

Я подготовила для вас небольшие памятки, из которых вы узнаете о том, как подготовить  растения для композиций.

«Макаронопластика» -  создание композиций с использованием макарон. Макароны - не только вкусная еда, но и прекрасный материал для творчества. Макаронные изделия имеют множество различных форм и даже цветов, хотя любые макароны  можно покрасить краской-аэрозолем. Чем разнообразнее макароны, тем интереснее получаются работы.  Дети могут сначала выложить работу, а затем её раскрасить, или, сначала раскрашивают макаронные изделия в разные цвета, а потом из них выкладывают  композицию.

Краска на макароны ложится легко и быстро. Высохшие бусы можно украсить разноцветными точками с блестками с помощью декор-клея, или цветными точками с помощью ватных палочек и густой гуаши. Готовые работы: бусы, аппликации и другие поделки можно при желании покрыть лаком. Готовые изделия, покрытые краской из баллона (такая краска ложится ровнее, особенно золотая или серебренная), не знакомых с подобным видом творчества людей, вводит в заблуждение. Достаточно трудно понять, из какого материала сделаны эти работы.

Не менее интересны работы из цветных опилок.

В основе создания работ из цветных опилок лежит посыпная техника. Она достаточно проста и интересна детям. Древесные опилки можно покрасить во все цвета радуги и сделать из них очень красивые панно или оформить стены групповой комнаты, приемной. Работы получаются красочными и выигрышно смотрятся в интерьере группы, что вселяет в детей уверенность в своих силах, демонстрирует значимость художественной деятельности, позволяет создать положительный настрой на создание новых работ.

Для изготовления композиции из опилок нужны, конечно, в первую очередь опилки, желательно светлые, а также краски: гуашь или темпера на поливиниловой основе или акварель. Смешивая их в разных пропорциях с белой водоэмульсионной краской  и водой, вы получите по несколько оттенков любого цвета.

Чтоб покрасить опилки, понадобятся: резиновые перчатки, красящий раствор, таз и старые газеты.

Насыпаем опилки в таз, добавляем в них подготовленный краситель и хорошо перемешаем содержимое таза руками.

Работаем только в резиновых перчатках!

После покраски выкладываем опилки на бумаге тонким слоем до полного высыхания. Хранить крашеные опилки лучше всего в прозрачных пластиковых бутылках.

Практическая часть:

Участникам  «Педагогической мастерской» предлагается выполнить картину из опилок.

Для выполнения работы необходимы: картон (для фона), трафареты, копировальная бумага, карандаш, клей и опилки.

Последовательность работы:

  1. Всем участникам предлагается выбрать рисунок - трафарет, перевести его на картон с помощью копирки.
  2. Нанести клей на часть рисунка и засыпать эту часть опилками нужного цвета. Чтобы лучше приклеились опилки, прижать их салфеточкой.
  3.  Лишние опилки аккуратно высыпать обратно в тарелочки.
  4. Ту же самую работу проделать с другими частями рисунка (другими цветами опилок).
  5. Декорирование готовых работ бисером, пайетками, кусочками ткани, бросовым материалом.

Выставочный материал:

Работа  «Педагогической мастерской»  сопровождается показом  детских работ по называемым техникам:

  • Макаронопластика: «Яблонька», «Зимний вечер», «Подводное царство»…
  • Цветные опилки:  «Ёлочка», «Абстракция»…
  • Карандашная стружка:  «Букет цветов»…
  • Нитки: «В лесу родилась ёлочка», «Зайка – попрыгай-ка»…
  • Из бисера: «Рыбки», «Стрекозы»…
  • Флористика:  «Горный пейзаж», коллаж в технике «Patchwork» и др.

Всем участникам «Педагогической мастерской» раздается памятка «Флористика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПО "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"

Выбор темы исследования возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста,  заметила: дети очень любят рисовать, успешно  овладевают навыками работы с разными инструментами и изобраз...

"Разбуди в ребенке волшебника" Использование нетрадиционных техник и приемов лепки в развитии творческих способностей дошкольников

laquo;В пальцах теплый пластилин.. В нем плетенье летних листьев, Виноград в янтарных кистях И гуляющий павлин. В нем серебряный цветок И зверек, прижавший ушки, В нем яйцо в гнезде кукушки И любви ж...

Художественно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей дошкольников «Необычное в обычном»

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к зан...

Рисование нетрадиционными материалами как средство развития творческих способностей дошкольников

Использование нетрадиционных техник для формирования изобразительных навыков и художественного творчества у детей....