«Рисование нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей дошкольников».
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
по теме:
«Рисование
нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей дошкольников».
Выполнила:
Соломатина Вероника Геннадьевна
Содержание 1 Автор проекта 2 Тема проекта 3 Творческое название проекта 4 Участники 5 Актуальность темы 6 Научно-методические обоснования актуальности темы 7 Цели проекта 8 Задачи проекта 9 Объект исследования 10 Продолжительность проекта 12 Формы представления результатов исследования 14 Техническое обеспечение проекта |
Автор проекта
Петрова Елена Ивановна - воспитатель
Тема проекта
«Рисование нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей дошкольников».
Участники
Воспитанники старшей группы, родители, воспитатель
Актуальность темы
«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В.А. Сухомлинский
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.
Поэтому творчество, развитие творческих способностей - одна из главных задач воспитания.
Н.П. Сакулина, автор программ дошкольного воспитания, говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльная пена, свеча и т.д, ).
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой, разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Поэтому эту работу можно сделать целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.
Сколько дома ненужных интересных вещей! (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь: сколько тут интересных предметов! Палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений. Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
Научно-методические обоснования актуальности темы
- Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
- К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
- Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.
- Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Цели
Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.
Для достижения этой цели я разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (приложение 1). В работе с детьми используется метод, который не требует от детей профессионального изображения.
Задачи
- Обобщать опыт детей, используя нетрадиционное рисование в воспитательно-образовательной работе, обеспечивающей детское развитие в целом и художественно – творческих способностей в частности.
- Выявить эффективность работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Объект исследования
обучение дошкольников нетрадиционным техникам изобразительного искусства
Продолжительность проекта
Краткосрочный проект
Этап и ход работы
(приложение 1)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по ИЗО
(старшая группа)
Сентябрь
1.КАРТИНКА ПРО ЛЕТО. "БАБОЧКА" (монотипия)
познакомить с новым способом изображения - монотипией (ТРИЗ), формировать навыки рисования по нетрадиционной технике, развивать творчество, фантазию.
Программные задачи: познакомить с новым способом изображения - монотипией (ТРИЗ), формировать навыки рисования по нетрадиционной технике, развивать творчество, фантазию;
учить детей отображать в рисунках элементарные представления о насекомых (бабочке). Развивать у детей воображение, умение придумывать содержание своей работы, умение по-разному держать карандаш и кисть при различных приёмах рисования. Воспитывать интерес к процессу рисования, аккуратность, бережному отношению к окружающей среде
- ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО И КУСТЫ. (печатание листьев по бумаге)
Программные задачи: вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать деревья, кусты. Развивать творческую активность, воображение, образное мышление. Закрепить навыки рисования разнообразных округлых форм. Создавать сказочные образы, рисовать различного вида кроны деревьев, располагать изображение на листе. Обратить внимание на многоцветие окружающего мира.
- ЗНАКОМСТВО С АКВАРЕЛЬЮ
Программные задачи: познакомить с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить наиболее яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д.
Учить способам работы акварелью.
- «ПАВЛИН» (рисование ладошкой)
Программные задачи: учить придумывать сюжет рисунка, составлять композицию, передавать характер образа. В работе использовать нетрадиционную технику рисования «рисование ладошкой». Развивать творчество детей, образное представление, воображение, наблюдательность.
Закреплять умение дорисовать акварельными красками задуманный образ.
- «БОЖЬЯ КОРОВКА» (рисование пальчиками)
Программные задачи: продолжать учить рисовать выразительный образ насекомого. Усовершенствовать технику рисования акварельными красками, умение рисовать пальчиками. Развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым.
- ЧТО ТЫ БОЛЬШЕ ВСЕГО ЛЮБИШЬ РИСОВАТЬ
Программные задачи: задумывать содержание своего рисунка; вспоминать необходимые способы изображения; анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.
- УКРАСЬ ПЛАТОЧЕК РОМАШКАМИ (тычкование)
Программные задачи: составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки);
Развивать эстетическое восприятие.
- ОСЕННИЙ ЛЕС (рисование по сырой бумаге)
Программные задачи: вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с личным опытом восприятия осенних явлений, интерес к ним. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие цвета. Продолжать осваивать технику рисования по сырой бумаге. Учить смешивать краски, получать новые цвета и оттенки.
Октябрь
- ИДЁТ ДОЖДЬ (рисование по сырой бумаге)
Программные задачи: образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни; пользоваться приобретёнными приёмами для передачи явления в рисунке.
Закреплять умение строить композицию рисунка.
- ЗНАКОМСТВО С ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСЬЮ
Программные задачи: выделять яркий, народный колорит, композицию узора, мазки-точки; рисовать элементы кистью.
Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного
- ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ.
Программные задачи: развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи.
- «ВЕЧЕРНЕЕ СЕЛО» (Рисование свечой «пушистый» рисунок)
Программные задачи: продолжать знакомить детей с родным селом. Учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, создавать несложную композицию на тему современной городской улицы, находить отличительные признаки одного здания от другого (форма, цвет, материал); устанавливать зависимость между внешним видом, формой и назначением сооружения. Развивать изобразительные умения детей в рисовании зданий, их творческое воображение, активность. Закрепить приёмы рисования (наносят изображение мылом, свечой, сверху покрывают краской)
- «ПАВЛИН» (рисование ладошкой)
Программные задачи: учить придумывать сюжет рисунка, составлять композицию, передавать характер образа. В работе использовать нетрадиционную технику рисования «рисование ладошкой». Развивать творчество детей, образное представление, воображение, наблюдательность.
Закреплять умение дорисовать акварельными красками задуманный образ.
- ДЫМКОВСКАЯ СЛОБОДА (деревня)
Программные задачи: развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания о дымковских игрушках, о дымковской росписи; эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Продолжать навыки коллективной работы.
- «КТО ЖИВЁТ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» (тампонирование)
Программные задачи: учить передавать фактуру шерсти животных. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки (делаем тампон из марли или кусочка поролона или бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и легкими движениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое)
- «ЗДРАВСТВУЙ, ЭТО – Я!»
Программные задачи: учить рисовать фигуру человека, передавать форму одежды, форму и расположения частей, соотношение их по величине более точно; рисовать крупно, во весь лист.
Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей
(приложение 2)
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?" (9)
Уважаемый родитель!
Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?". Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!
1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?
- да
- очень умеренные способности
- у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя
2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?
- краски
- наборы цветных карандашей
- фломастеры
3. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?
- берет, когда сам пожелает
- по разрешению взрослых
4. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
- часто
- иногда
- никогда
5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?
- предлагаете самому порисовать
- обещаете порисовать в другой раз
- включаетесь в творческий процесс по его просьбе
6. Используете ли Вы в оформлении своей квартиры и комнаты ребенка
произведения изобразительного искусства?
- картины (пейзаж, натюрморт и др.)
- не использую
7. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:
- да
- нет
Результаты анкетирования:
1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству? да - 4
очень умеренные способности - 3
у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя – 2
2.Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?
- Краски - 2
- наборы цветных карандашей - 5
- фломастеры - 2
3. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?
- берет, когда сам пожелает - 8
- по разрешению взрослых – 1
4.Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
- часто - 4
- иногда- 2
- никогда- 3
5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?
- предлагаете самому порисовать - 5
- обещаете порисовать в другой раз - 2
- включаетесь в творческий процесс по его просьбе – 2
6. Используете ли Вы в оформлении своей квартиры и комнаты ребенка
произведения изобразительного искусства?
- картины (пейзаж, натюрморт и др.) - 6
- не использую – 3
7. Имеются ли в Вашем доме альбомы с репродукциями музейных коллекций:
- да - 0
- нет - 9
Результаты:
Анализируя результаты анкетирования можно сделать следующие выводы:
- Большинство детей по опросу родителей проявляют интерес к рисованию с использованием фломастеров;
- Родители считают, что у их детей есть творческие способности в области художественного творчества;
- В семьях имеются материалы для творчества и дети имеют к ним в большинстве случаев свободный доступ, что свидетельствует о желании развивать креативные способности детей;
- Активность детей по вовлечению родителей в своё творчество проявляется слабо, родители, к сожалению, стараются избежать совместной деятельности, ссылаясь на занятость;
- В оформлении квартиры родители часто используют картины, но лишь как элемент декора, не акцентируя внимание ребенка на их эстетической ценности. Альбомов с репродукциями музейных коллекций в семьях нет.
Рекомендации:
- Обратить внимание родителей на использование детьми орудия рисования, а именно: ограничить использование фломастеров, заменив их красками, что позволит детям при обучении в школе иметь первичные навыки работы с красками, более развитую моторику, сенсорный опыт и эстетическое восприятие художественных образов;
- Родителям принимать более активное участие в совместной деятельности с ребёнком, не игнорировать его просьбы о помощи. Помнить о том, что коллективное творчество способствует взаимопониманию и взаимовыручке в семье, придает ребенку уверенности в себе, в своих способностях, дает положительный психо-имоциональный настрой;
- Посещать ( по возможности) художественные выставки, музеи, галереи для художественно-эстетического развития дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...
Эмоциональное развитие дошкольников на рисовании нетрадиционными техниками
рисование нетрадиционными техниками это особый процесс детской деятельности, связанный с изменениями в эмоциональной сфере ребенка и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, тр...
Эмоциональное развитие дошкольников на рисовании нетрадиционными техниками.
Статья об эмоциональном развитии детей на занятиях рисования...
Проект «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами»
Проект «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами» Ежедневно ребенок открывает для с...
Презентация проекта «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами»
Проект «Формирование познавательной активности у старших дошкольников с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами»...
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован
Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )
Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...