"Разбуди в ребенке волшебника" Использование нетрадиционных техник и приемов лепки в развитии творческих способностей дошкольников
статья по аппликации, лепке

Светлана Владимировна Скворцова

«В пальцах теплый пластилин.. В нем плетенье летних листьев, Виноград в янтарных кистях И гуляющий павлин. В нем серебряный цветок И зверек, прижавший ушки, В нем яйцо в гнезде кукушки И любви живой росток. В нем.." 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razbudi_v_rebenke_volshebnika.docx131.18 КБ

Предварительный просмотр:

"Разбуди в ребенке волшебника"

(Использование нетрадиционных техник и приемов лепки  в развитии творческих способностей дошкольников)

                                                                                              «В пальцах теплый пластилин..

                                                                                                В нем плетенье летних листьев,

                                                                                                Виноград в янтарных кистях

                                                                                                И гуляющий павлин.

                                                                                                В нем серебряный цветок

                                                                                                И зверек, прижавший ушки,

                                                                                                В нем яйцо в гнезде кукушки

                                                                                                И любви живой росток.

                                                                                                В нем.."

      Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.).   Именно в этот период начинается процесс социализации, представляющей собой сложный, многоплановый и противоречивый процесс взаимодействия общества и личности. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а предполагает самореализацию и творческое самовыражение в процессе деятельности и взаимодействия человека с окружающими людьми.

  В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Дети всегда фантазируют, экспериментируют и творят, используя при этом разнообразные и обыкновенные вещи. Формирование творческой эстетически развитой Личности - одна из важнейших проблем современной дошкольной педагогики. Вот поэтому психологи и педагоги пришли к выводу, что развитие способности к творчеству в раннем детстве – залог будущих успехов, так как закладываются основы интеллекта человека, формируются разные потребности, взгляды и идеалы.   Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды совместной деятельности педагога с детьми как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.Рисунок5.jpg

              Одним из разделов изобразительной деятельности в детском саду является лепка. Материалом для лепки могут служить глина, солёное тесто, но самым доступным и распространенным является  пластилин.. Что такое пластилин?.. Слово пластилин означает «лепной» - это материал для лепки. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже для маленьких детей. Лепка  – очень увлекательное и интересное занятие, способствующее лучшему развитию осязания, восприятия формы и объема, чувства пластики, ритма, пропорциональности, а также художественного вкуса, наблюдательности и фантазии . Основным инструментом в лепке являются руки, что становится наиболее доступным для освоения. В условиях современной системы образования  к ребенку-дошкольнику предъявляются более высокие требования развития творческого потенциала.  С этой целью, наряду с традиционными способами лепки мы стали использовать нетрадиционные техники работы с пластилином. Термин «нетрадиционный» в переводе с латинского означает" непривычный", что  подразумевает использование материалов, инструментов, способов выполнения, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Нетрадиционные техники и приемы лепки - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать выражать свои мысли в продуктах деятельности. 

 Целью нашей работы -развитие творческих способностей детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные нетрадиционные техники и приемы лепки.

   Задачи: познакомить детей с различными видами нетрадиционной техники в лепке, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки,  формировать устойчивый интерес к художественной деятельности; воспитывать эстетический вкус, прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другуРисунок1.jpg

В обучении лепке нетрадиционными техниками и приемами можно условно выделить три этапа. Работу необходимо начинать с младшего возраста по принципу "от простого к сложному". На первом этапе развиваем положительный эмоциональный интерес к процессу лепки и полученным результатам. На этом этапе воспитатель знакомит с материалом и  демонстрирует приемы нетрадиционной лепки. Дети сначала наблюдают за действиями воспитателя, а затем совместно с воспитателем выполняют работу и радуются полученным выразительным образам, которые проходят как сказочные превращения. На втором этапе, в процессе создания беспредметных изображений, дети вместе с воспитателем, а затем и самостоятельно учатся правильно держать инструменты(стеки, палочки т.д.) изучают техники и приемы. На третьем этапе, дети, в процессе работы над созданием образов  (предметных, сюжетных, декоративных), отрабатывают умения и навыки как в традиционной, так и в нетрадиционной технике лепки или в их сочетании. Все занятия по лепке, в том числе и нетрадиционными методами, строятся по следующим принципам:

-принцип доступности, выражающийся в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей;

-принцип наглядности, в связи с тем, что мышление опирается в первую очередь на восприятие  и представление;

-принцип взаимодействия между воспитателем и ребенком в процессе занятий, взаимодействие детей, как партнеров по творческой деятельности и сенсорное взаимодействие ребенка с материалом;

-принцип  интеграции образовательных областей, который должен обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира;

-принцип индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его психофизических данных.

Наиболее доступные для детей дошкольного возраста,  в условиях детского сада, являются следующие нетрадиционные техники и приемы лепки из пластилина:

 Сграффито - техника  процарапывания на пластилине, при которой открывается нижний слой,   отличающийся по цвету.  На картон наносится слой пластилина, намечается будущий рисунок и  затем  процарапывается. Особенно интересные работы получаются на дисках.

  Модульная лепка –  конструирование из одинаковых по форме  деталей – модулей. (валики, шарики, косички) . Модули объединяются и  насаживаются на каркас или на вылепленную основу.Рисунок6.jpg

  Обратная аппликация— ещё одна разновидность аппликации из пластилина. как правило, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы.  Контур будущего рисунка,  заполняется пластилином. По окончании работы, перевернув изделие гладкой стороной к себе мы видим удивительный рисунок.

 Техника «миллефиоре» (разрезание слоёного пластилина)  - заключается в создании длинного  многослойного   цилиндра  из пластилина с рисунком в поперечном сечении. Созданный цилиндр вытягивается в длину и нарезается дольками из которых составляется картинка или панно.

Торцевание на пластилине - это её интереснейшая разновидность.  Пластилиновая основа торцуется кусочками гофробумаги , салфеток.        В результате получаются объёмные и пушистые поделки.                                                                                                                                                                                                                

Отпечатки на пластилиновой основе- с  помощью пластичных материалов можно получить и сохранить отпечатки любого предмета, формируя какой-либо узор. Техника отпечатывания предполагает работу с штампами, как специально изготовленными печатками, заготовленным природным материалом, так и с подручными пуговицами, трубочками, колпачками.

Мозаика из пластилиновых шариков - заполнение рисунка  пластилиновыми шариками.  Принцип техники заключается скатывании маленьких шариков, желательно одинаковых по размеру и выкладывании ими рисунка. Техника универсальна и может использоваться для работы с детьми любого возраста.Рисунок6.jpg

 Витражная техника -по такому же принципу можно делать рисунки из жгутиков. Можно вылепить полностью детали будущей картины, а можно обвести только контур. Чтобы картина была выразительнее, используйте пластиковый шприц без иглы. Поместите в него колбаску из пластилина, нагрейте шприц в теплой воде, а затем, надавливая на пластилин поршнем, выдавливайте различные замысловатые узоры.Рисунок7.jpg

Рисование пластилиновыми мазками - для основы лучше использовать цветной картон на котором рисуется  рисунок, затем отщипывается небольшой кусочек  пластилина и наносится  на рисунок.

    Смешивание пластилина -при смешивании  пластилина получается мраморный рисунок. «Мрамор» делают из двух, трех и более цветов. Смешиваются цвета  небольшими кусочками до гладкости, чтобы получить красивый ровный цвет. Работы из смешанного пластилина получаются более выразительные.

 Лепка на форме -при лепке на форме используются для основы готовые прочные формы.  Поверхность покрывается тонким слоем пластилина нужного цвета и декорируется. На основе готовой формы создаётся огромное количество образов.

 Использование нетрадиционных техник и приемов лепки дает положительные результаты в развитии творческих способностей детей и способствует раскрытию личностных качеств дошкольников. Такая деятельность увлекательна и разнообразна, позволяет детям ощутить новые положительные эмоции и раскрыть новые возможности использования  хорошо знакомых им предметов, удивляет своей непредсказуемостью. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Работы детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности, а следовательно, разовьет интерес к изобразительной деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПО "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"

Выбор темы исследования возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста,  заметила: дети очень любят рисовать, успешно  овладевают навыками работы с разными инструментами и изобраз...

"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"

…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажд...

Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"

"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства ...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников.

Занятия изобразительным искусством - одни из самых интересных и увлекающих занятий для детей дошкольного возраста. Рисование развивает и формирует интеллектуальные способности детей, мышление, мелкую ...

Проект "Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей дошкольников"

ull;Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный.•Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.•Срок  реализации проекта – ноябрь 2017– март  201...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников.

Занятия изобразительным искусством - одни из самых интересных и увлекающих занятий для детей дошкольного возраста. Рисование развивает и формирует интеллектуальные способности детей, мышление, мелкую ...