Использование дидактических игр в ДОУ
статья на тему

Ольга Петровна Ивахина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_didakticheskih_igr_v_dou.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в ДОУ

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка отличается большой познавательной активностью, любознательностью, подражательностью, пластичностью нервной системы, большой эмоциональностью и впечатлительностью, большой ранимостью организма. При таких особенностях дошкольного возраста необходим правильный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

А.М. Горький считал желание детей играть «биологически законным» и утверждал, что игра - основной путь познания мира.

Л.С Выготский, который понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребенка и как основу для преобразования игровых действий в умственные, назвал её «девятым валом развития дошкольного возраста», ведущим средством обучения и воспитания. Игра, обостряя течение психических процессов, реализует цель значительно быстрее и прочнее, чем какое-либо другое педагогическое средство. В игре воспитатель ненавязчиво развивает интеллект ребенка, осуществляет нравственно - волевую, физическую подготовку. В детском саду широко применяются дидактические игры и познавательные задания.

Дидактические игры отличаются наличием присущих игре структурных элементов - правил, игровых действий. В них ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация. Играя, он незаметно для себя решает познавательную задачу. Дидактическая задача, содержание и игровые действия – обязательные элементы дидактической игры. Дидактические задачи могут быть разнообразны: развитие умение сравнивать, определять главное, развитие внимательности наблюдательности, развитие фонематического слуха, закрепление правильного произношения. развитие навыков гигиены. формирование умений выделять признаки и явлений, устанавливать причинно - следственные связи т.п.

Включая игру в занятие, воспитатель должен заботится о том, чтобы основная дидактическая задача, составляющая содержание игры, соответствовала целям занятия, была для детей посильной. способствовала максимальной активизации их умственной деятельности. Важно придерживаться определенной последовательности при подборе игр: играм. содержащим сложные задачи. должны предшествовать наиболее легкие. Они подготавливают детей к преодолению трудностей. обуславливает успех в играх большей сложности.

В подготовку дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и другое;

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

-объяснение хода и правил игры. При этом, воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятия о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через использование дидактических игр.

Сенсорное   развитие – это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и  представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего...

Методическая разработка "Использование дидактических игр для развития звуковой культуры речи"

Цель данной работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.- подготовка детей к усвоению чтения; - обучение детей умению подбирать слова с за...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической

Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...