Использование дидактических игр в ДОУ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр в ДОУ
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка отличается большой познавательной активностью, любознательностью, подражательностью, пластичностью нервной системы, большой эмоциональностью и впечатлительностью, большой ранимостью организма. При таких особенностях дошкольного возраста необходим правильный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
А.М. Горький считал желание детей играть «биологически законным» и утверждал, что игра - основной путь познания мира.
Л.С Выготский, который понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребенка и как основу для преобразования игровых действий в умственные, назвал её «девятым валом развития дошкольного возраста», ведущим средством обучения и воспитания. Игра, обостряя течение психических процессов, реализует цель значительно быстрее и прочнее, чем какое-либо другое педагогическое средство. В игре воспитатель ненавязчиво развивает интеллект ребенка, осуществляет нравственно - волевую, физическую подготовку. В детском саду широко применяются дидактические игры и познавательные задания.
Дидактические игры отличаются наличием присущих игре структурных элементов - правил, игровых действий. В них ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация. Играя, он незаметно для себя решает познавательную задачу. Дидактическая задача, содержание и игровые действия – обязательные элементы дидактической игры. Дидактические задачи могут быть разнообразны: развитие умение сравнивать, определять главное, развитие внимательности наблюдательности, развитие фонематического слуха, закрепление правильного произношения. развитие навыков гигиены. формирование умений выделять признаки и явлений, устанавливать причинно - следственные связи т.п.
Включая игру в занятие, воспитатель должен заботится о том, чтобы основная дидактическая задача, составляющая содержание игры, соответствовала целям занятия, была для детей посильной. способствовала максимальной активизации их умственной деятельности. Важно придерживаться определенной последовательности при подборе игр: играм. содержащим сложные задачи. должны предшествовать наиболее легкие. Они подготавливают детей к преодолению трудностей. обуславливает успех в играх большей сложности.
В подготовку дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и другое;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
-объяснение хода и правил игры. При этом, воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование понятия о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через использование дидактических игр.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего...

Опыт работы по использованию дидактических игр и занимательного дидактического материала для интеллектуального развития дошкольников
Подборка игр для интеллектуального развития дошкольников (Воскобович, Никитин и т.д.)...
Формирование элементарных математических представлений дошкольников средствами дидактических и развивающих игр на тему: "Использование дидактического материала на ОД по ФЭМП"
Использование дидактических игр в ОД....

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Публичное выступление с мультимедийной презентацией "Использование дидактического пособия на практике - Дидактическая игра "Звуковые домики"
Педагогическая площадка дошкольных отделений ГБОУ школы № 777 г. Москва...

Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической
Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...

Сборник дидактического материала для занятий по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с использованием Дидактической настенной панели «Радуга национальностей»
Целью приобретения настенной дидактической панели «Радуга национальностей» было разнообразить процесс изучения народов нашей страны, прививать любовь к родине, уважение к другим народом в ...