"Активизация словаря младших дошкольников" Презентация опыта
презентация к уроку (младшая группа) на тему
Данная презентация является актуальной в работе по развитию речи младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_opyta_raboty.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Если в мире есть вещи
Достойные названия «чудо»,
То слово, бесспорно,первая,
И самая чудесная из них.
Лев Успенский
Расширяя кругозор детей,педагог общается с ребенком посредством слова.В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей.Это обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
-ухудшение состояния здоровья детей;
-существенное сужениеобъема «живого» общения родителей и детей;
-недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.
Маленькие дети рождаются с жаждой познания и это их жизненно важная потребность. Знания приобретаются посредством органов чувств: чем более они развиты, тем активнее идет процесс познания и развития активного словаря детей. Органы чувств развиваются только в процессе их использования. Сохранить эту детскую особенность и развить ее в полноценную мыслительную и творческую деятельность – основная задача современного педагога. Все выше сказанное обусловило выбор темы.
Цель данной работы: Формировать полноценный лексический запас, соответствующий возрастным особенностям детей. Побуждать использовать в своей речи накопленные лексические средства, стимулировать к использованию развернутой речи.
Свою работу я начала,приняв группу детей в возрасте до двух лет.
Играя и общаясь с малышами,я увидела,что многие дети затрудняются называть окружающие предметы,их признаки,у некоторых детей речь практически отсутствовала.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования в своей работе я придерживаласьосновных направлений развития ребенка:социально-коммуникативного,познавательного,речевого,художественно-эстетического.Использовала определенные формы работы,соответсвующие каждому виду деятельности.
Первоначально особое внимание уделялось формированию словарного запаса у детей.
Наиболее доступной понятной,яркой,эмоциональной для детей раннего возраста стал малый фольклор.Фольклор издавна хранит в себе всю прелесть русских традиций.Его используем во всех режимных моментах (во время умывания «Водичка,водичка,умой мое личико).Перед сном(«баю-баю-баиньки прилетели заиньки»). На прогулке, музыкальной,физической деятельности (пестушки,хороводные, подвижные игры)
Приобщение детей к фольклору,используя его в повседневной жизни, позволяет реализоватьтворческую индивидуальность,формирует словарный запас ребенка,вводит его в мир чувств и эмоциональных открытий.
С детьми младшего дошкольного возраста продолжаю работу по активизации,закреплению и обогащению словаря.Свою деятельность с детьми я реализовывала в форме игры,познавательной и исследовательской деятельности,творческой активности,обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.Учитывала возрастные ,индивидуальные особенности детей.
Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок.Во время утреннего приема обращаю внимание какое настроение у детей,используя словесные эмоциональные игры «Солнышко», «Улыбнись».Закрепляем слова по темам«Семья», «Дом»при помощи дидактических игр. Дети здороваются друг с другом,играя в пальчиковые игры«Друзья», «Пальчики встретились».
Подготовка к прогулке дает возможность закрепить лексику,связанную с сезоном,предметные и обобщающие понятия одежды и обуви,умение вежливо обращаться за помощью друг к другу и взрослым(«Помоги другому», «Что сначала, что потом»).
На прогулке в процессе наблюдения за природой по возможности активизируем разные анализаторы,обозначаем словом отдельные ощущения детей(снегбелый,холодный,мокрый).Использование подвижных игр «Догони и повтори», «Кто какой?»способствовало активному употреблению детьми в своей речи глаголов и прилагательных.
Во время подготовки к обеду вместе с детьми расставляем и рассматриваем посуду,называем ее форму,окраску,рисунок,материал из которого она сделана.Читаем стихи,загадки о посуде, сказку К.И.Чуковского « Федорино горе».Узнаем посуду по форме, изображенной на слайдах.
Огромное значение для активизации и обогащения словаря младших дошкольников имеет предметно-пространственная развивающая среда.Как заметила в свое время Е.И.Тихеева «В пустых стенах ребенок не заговорит».Насыщая групповое пространство, я предусматривала,чтобы дети могли удовлетворять свои жизненные потребности в познании,общении и движении.Познавательно-речевой центр «Словечко»,где подобран речевой материал.Дидактические игры,мозаика, пазлы непринужденно развивают и активизируют словарь ребенка.Центр книги-особо выделенное место,где ребенок,самостоятельно может выбрать книгу и рассмотреть ее в спокойной обстановке,а в центре изобразительной деятельности выразить свои впечатления от общения с книгой.Разноцветные мячики для физического развития закрепляют понятие цвет, способствуют веселому общению детей в подвижной игре.
Огромную роль в активизации и обогащении словаря детей играет семья.Для родителей создан раздел на моем персональном сайте,проводились родительские собрания,викторины,беседы.Вместе с родителями дети выполняли творческие задания:изготовление поделок,выполнение поручений(например,нарисовать предметы,сходные по значению (стул,табурет,скамейка)).Дети создавали свои первые словари,которые включали в себя иллюстрации знакомых слов по лексическим категориям.
После проведенной работы в процессе наблюдения за детьми я увидела положительный результат.Речь детей стала активной.В общении друг с другом дети используют вежливые слова.Часто употребляют глаголы, прилагательные, наречия.
Развитие словаря ребенка должно идти в тесной связи с развитием мышления. Живые наблюдения, игры, прогулка дают детям обширный круг наглядных представлений. Богатство слов должно находиться в тесной связи с богатством представлений. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей». (М.Горький) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:"Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. "
Актуальностьсоздания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деяте...
План самообразования воспитателя первой младшей группы на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"
План самообразования воспитателя первой младшей группы №2 «Василёк» на тему "Активизация словаря детей 3-4 лет"...
Из опыта работы обогащение и активизации словаря дошкольников 4-5 лет.
Методы и дидактические приемы, направленные на обогащение словарного запаса воспитанников....
сообщение из опыта работы на тему: " Активизация словаря детей 2-3 лет"
План по самообразованию воспитателя 1 младшей группы на тему "Активизация словаря детей 2-3 лет"Санталиевой Заримы КалельевныСведения об образовании и категории: высшееТема: Активизация сло...
Сообщение из опыта работы : «Активизация словаря детей младшего возраста"
Из опыта работы...
Консультация для педагогов " Активизация словаря младших дошкольников посредством дидактической игры"
Консультация для педагогов " Активизация словаря младших дошкольников посредством дидактической игры"...