Модель центра познавательного развития. Центр речевого развития.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Новикова Любовь Михайловна

Для активизациии деятельности педагогов ДОУ по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в возрастных группах по речевому развитию в условиях введения ФГОС ДО разработана модель центра речевого развития,состоящая из центра речевого развития,книжного уголока и уголока театрализованной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_tsentra_poznavatelnogo_razvitiya.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Новикова Л.М.

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Солнышко» г. Тамбов

Модель центра познавательного развития.

Центр речевого развития.

        Цель:

        Активизация деятельности педагогов ДОУ по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в возрастных группах по речевому развитию в условиях введения ФГОС ДО.

        Задачи:

- Улучшить условия по организации РППС, способствующей созданию у детей дошкольного возраста потребности в речи, стимуляции речевого развития.

- Повысить уровень и качество работы с детьми по речевому развитию.

- Выявить творческих талантливых педагогов, создающих условия для развивающего дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО при организации центров по речевому развитию.

- Привлечение родителей воспитанников к созданию условий для становления и развития речевой деятельности детей.

Наличие условий для речевого развития детей обеспечивается комплексом:

  1. Центр речевого развития
  2. Книжный уголок
  3. Уголок театрализованной деятельности

Наполняемость центра речевого развития (младший дошкольный возраст по разделам)

  1. Наличие игр на развития фонематического слуха и восприятия (шумовые инструменты, звуковые коробочки, бубенцы, киндер-контейнеры, детские музыкальные инструменты и т.п.)
  2. Игры на развитие артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)
  3. Материал по звукоподражанию (карточки по звукоподражанию)
  4. Наличие игр на развития речевого дыхания (шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, мыльные пузыри, игра «Прожорливые фрукты», «Загони мяч в ворота» и т.п.).
  5. Игры на развития мелкой моторики (сухой бассейн (крупы, семена, буквы, мелкие игрушки, камешки марблс и т.д.), массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры (картотека), шнуровки, штриховка, обводки, массажные мячики).
  6. Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи                       (предметные картинки по лексическим тема), игры «Чей хвост?», «Большой маленький», «Наоборот», «Какой предмет», «Скажи по-другому», «Назови ласково», «Закончи фразу» и т.д.)
  7. Игры на обогащение словарного запаса (предметные картинки, мелкие игрушки, «Кто, где живет», пособие «Копилка новых слов», «Назови части предмета», «Назови одним словом», «Сад-огород», « «Кто это? Что это?» и т.д.)
  8. Развитие связной речи (серия предметных и сюжетных картинок, опорные схемы для составления описательных и сравнительных рассказов).
  9. Наличие картотек:
  10.  Картотека игр на развитие артикуляционной моторики.
  11.  Картотека дыхательных упражнений.
  12.  Картотека игр на развитие мелкой моторики.
  13.  Картотека пальчиковых игр.
  14.  Картотека речевых игр.
  15.  Наличие индивидуальных акриловых зеркал.
  16.  Трафареты, шаблоны штриховок, дорисовываем фигуру для подготовки руки к письму.
  17.  Видеоматериалы, фонотека.
  18.  Атрибут речевого уголка (игрушка (картинка)-«одушевленный персонаж»).

Наполняемость центра «Театральный уголок»

(младший дошкольный возраст)

Играем в театр

- Пальчиковый театр

- Настольный

- Би-ба-бо

- Теневой

- Кукольный

- Театр для фланелеграфа

- Игры-драматизации

- Уголок ряженья

Наполняемость центра художественного слова

 (младший дошкольный возраст)

Наша библиотека

- сказки и рассказы по лексическим темам;

- иллюстративный материал;

- фото детских писателей;

- кроссворды, ребусы;

- пословицы и поговорки;

- загадки;

- стихи;

- книжки-малышки.

Наполняемость центра речевого развития

 (старший дошкольный возраст)

  1. Наличие игр на развитие фонематического слуха и восприятия: шумовые инструменты, звуковые коробочки, бубенцы, киндер-контейнеры, детские музыкальные инструменты и т.п.
  2. Игры на развитие артикуляционной моторики: (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)
  3. Наличие игр на развитие речевого дыхания: (шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, картотека дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика, мыльные пузыри и т.п.).
  4. Игры на развития мелкой моторики (сухой бассейн (крупы, семена, буквы, мелкие игрушки, камешки марблс и т.д.), массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры (картотека), шнуровки, штриховка, прописи, обводки, массажные мячики и картотека упражнений с ними)
  5. Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи.  (предметные картинки по лексическим темам (с изображением явлений природы, овощи, фрукты, деревья, кустарники, домашние животные и птицы, зимующие и перелётные птицы, дикие животные, животные жарких стран, животные Севера, мой город, моя страна, День Защитника Отечества, ПДД, времена года, насекомые, бытовая техника, транспорт, посуда, цветы, профессии, ягоды, грибы, космос, обитатели водоёмов.                      Игры «Из чего сделано», «Кто внимательный», «Чего не стало», «Если бы» и т.п.)
  6. Игры, способствующие расширению объёма словаря.  Дорисовывание недостающих частей предметов, их называние (у машины - кабина, у птицы - клюв, у мотоцикла - руль, у пиджак - рукав и т.д.), игра «Чудесный мешочек», «Сравни и разложи», «Лексическое лото»,«Назови одним словом» (предметные картинки) и т.п. 
  7. Развитие связной речи (предметные, сюжетные картинки, опорные схемы для составления описательных и сравнительных рассказов, серии сюжетных картинок)
  8. Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
  9. Игры на развитие высших психических процессов(разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и т.п.)
  10. Материал по грамоте  (н-р, магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики», кубики-азбука в картинках, учись читать, умные кубики, слоговые кубики, звуковички гласных и согласных, домики (твердость и мягкость звуков), пособия для звукобуквенного анализа, схемы-слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре и т.п.)
  11. Наличие картотек:
  • Картотека игр на развитие общих речевых навыков (артикуляционной моторики).
  • Картотека дыхательных упражнений.
  • Картотека игр на развитие мелкой моторики.
  • Картотека пальчиковых игр.
  • Картотека речевых игр.

12. Наличие индивидуальных акриловых зеркал.

13. Трафареты, шаблоны штриховок, дорисовываем фигуру для подготовки руки к письму.

14. Видеоматериалы, фонотека.

15. Картотека нетрадиционных методов обучения (биоэнергопластика, кинеозиологические упражнения и т.п.)

16.  Атрибут речевого уголка (игрушка (картинка)-«одушевленный персонаж»).

Наполняемость центра «Театральный уголок»

(старший дошкольный возраст)

Играем в театр

- Пальчиковый театр

- Настольный

- Би-ба-бо

- Теневой

- Кукольный

- Театр для фланелеграфа

- Игры-драматизации

- Уголок ряженья

Наполняемость центра художественного слова

(старший дошкольный возраст)

Наша библиотека

  1. Портреты писателей.
  2. Книги, рекомендованные программой.
  3. Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми; альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы. 
  4. Энциклопедии («умные» книжки), словари.
  5. Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;

наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов.

  1. Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин).
  2. Сказки и рассказы по лексическим темам.
  3. Иллюстративный материал по краеведению (фото, открытки и т.п. Тамбовского края).
  4. Кроссворды, ребусы
  5.  Пословицы и поговорки
  6. Загадки, стихи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность в средней группе по познавательному развитию (математика), речевому развитию и художественно-эстетическому развитию (аппликация). Тема: «Свойства предметов по мотивам русской народной потешки «Огуречик».

Цели: продолжать знакомить детей  с фольклорным текстом.  Способствовать развитию у детей представлений о цвете и форме, величине и свойстве предметов через призму фольклорного  материа...

Модель центра познавательной деятельности. Центр математики

Данная модель описывает примерное содержание методического материала, содержащегося в центре математики....

Модель центра познавательного развития в дошкольном учреждении «Конструирование в подготовительной группе»

Этот материал поможет педагогам правильно организовать Центр по конструированию в подготовительной группе....

Модель центра познавательного развития для детей подготовительной группы

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых - от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она сос...

Конспект открытой совместной деятельности по ОО «Познавательному развитию» ОО «Речевому развитию» ОО «Художественно - эстетическому развитию» в дошкольной группе 4-5 лет на тему: «Откуда пришёл хлеб»

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба; профессиями, благодаря которым хлеб оказывается на нашем столе.Обучение детей рисованию колоска нетрадиционной техникой «примакивание»...

Модель центра познавательного развития для детей подготовительной группы "Уголок природы"

Уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении....