Мастер класс «Развитие познавательных способностей и творческого мышления у дошкольников при помощи морфологической таблицы»
методическая разработка на тему

Сысоева Ольга Сергеевна

Мое кредо в том, что - каждый ребенок изначально талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. А для этого необходимо дать малышу полезные инструменты: умение анализировать, сравнивать, обобщать, что в дальнейшем и поможет находить оригинальные пути разрешения различных ситуаций, создавать различные модели и конструкции, и даже изобретать! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_tekst.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Ход мастер - класса

Деятельность ведущего

Коллеги, мне понадобится помощь восьми человек. Пожалуйста, займите свои места за столами.

Деятельность участников

Вводная часть (Мотивация)

Слайд 1.

Передо мной не раз возникала проблема: что мне – современному педагогу необходимо передать малышу, чтобы в дальнейшем он не только сохранил интерес к познанию, но и стал созидателем – ученым, инженером или конструктором.

Ведь сегодня совершенствование системы образования в нашей стране направлено на формирование творческой личности.

Мое кредо в том, что - каждый ребенок изначально талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. А для этого необходимо дать малышу полезные инструменты: умение анализировать, сравнивать, обобщать, что в дальнейшем и поможет находить оригинальные пути разрешения различных ситуаций, создавать различные модели и конструкции, и даже изобретать!

Наши возможности - в нашем воображении и мышлении - мастерской ума.

Слайд 2.

Обратите внимание на высказывание философа и психолога успеха Наполеона Хилла

И попробуйте воспроизвести пробелы.

Пожалуйста, порассуждайте, в чем различия гения и «чудака»

Слайд 3

По мнению Хилла, «…Главное различие между гениальным изобретателем и заурядным «чудаком» в том, что гений пользуется даром творческого воображения, тогда как «чудак» понятия о нем не имеет, хотя и обладает…».

Читают высказывание и предлагают свои варианты.

Основная часть

Слайд 4

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для потенциала. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!»

Слайд 5.

Но какие методы и приемы эффективно формируют у дошкольников мыслительные операции и творческое мышление?

 

Кто-то из вас, может дать ответ на эти вопросы?

Анализ различных методик дошкольного воспитания позволил мне выявить и применить в практике интересный метод развития творческого мышления - морфологический анализ.

Еще в 15 веке монах и философ Раймонд Луллий в своем труде «Великое искусство» писал о том, что путем систематической комбинации имеется возможность разрешить все проблемные ситуации.

В современной дошкольной педагогике используются упрощенные и модернизированные «Круги Луллия» - прототип морфологической таблицы.

Метод морфологического анализа был подробно описан в 30-х годах ХХ века.

Суть метода морфологического анализа в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются необходимые для анализа критерии или показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности.

Слайд 7.

Как вы думаете, чем удобна морфологическая таблица?

Морфологическая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от изучаемого или создаваемого объекта.

Морфологичекая таблица это универсальное средство, направленное на развитие мыслительных операций, приемов логического и творческого  мышления.

И я постараюсь вам это доказать.

Сначала предлагаю вам стать биологами и с помощью морфологической таблицы, рассмотреть простой пример на классификацию животных.

По вертикали заполним место обитания животных: лес, двор, море, степь и жаркие страны.

По горизонтали распределим животных: медведь, корова, дельфин, тушканчик, слон.

Где обитает медведь? – в лесу (ставлю +)

Дельфин где обитает? – в море (ставлю +)

Место обитания коровы? - двор (ставлю +)

Место обитания тушканчика? – степь (ставлю +)

Слайд

Теперь сравним волка и зайца по следующим показателям: окрас, размер, части, место обитания, выполнение действий, питание, жилице, место обитания (показываю заполненную таблицу):

Чем волк отличается от зайца?

Ответы: по размеру, у них разное жилице- у волка логово, а у зайца жилище под кустом.

А чем схожи заяц и волк?

Ответы? У них может быть одинаковый окрас - серый волк и летом заяц тоже серый, по выполнению движений – заяц прыгает, и волк тоже выполняет прыжки.

Скажите, а что можно выделит общего у этих животных?

Ответы: они обитают в лесу или в степи.

Так, мы с вами с помощью таблицы смогли проанализировать, сравнить и обобщить виды животных по месту проживания и характерным признакам.

А теперь предлагаю погрузиться в мир воображения и фантазии.

Далее перейдём к процессу создания новых объектов при помощи выбора и объединения разных параметров.

Членам первой фокус-группы – инженерам - конструкторам предлагается создать при помощи таблицы новый вид автомобиля.

Под цветными карманами расположены части сторонних объектов, которые разделены по показателям: кузов, колеса, руль, двигатель.

По желанию вы выбираете карманы по каждому показателю и из полученных объектов, создаете новый вид автомобиля.

В завершение придумайте ему название и определите, какую функциональную особенность будет выполнять.

Вторая фокус группа будет представлять команду дизайнеров-конструкторов мебели – вам надо создать новый вид дивана.

А поможет в этом волшебная таблица.

Под цветными карманами расположены различные объекты, которые разделены по показателям: ножки, сиденье, спинка, каретка. Вы выбираете любой карман по каждому показателю и из полученных объектов, создаете новый вид дивана.

Желаю творческих успехов.

Первая фокус-группа пожалуйста расскажите о своем изобретении, представьте его и докажите его полезность для человека?

Вторая фокус группа, а теперь вы презентуйте новую модель дивана

Что вы чувствовали, когда создавали новые объект и конструкцию?

Подводя итог можно отметить, что, развивая у детей умение синтезировать, мы развиваем у них инженерное мышление, умение изобретать новое, создавая продукт из разнообразных частей.

А помогает в этом морфологическая таблица - универсальное средство, направленное на развитие мыслительных операций, приемов логического мышления, умения творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

Коллеги, мне хочется, чтобы высказывание Людмилы Евгеньевны Белоусовой «Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему» стало и для вас девизом при организации образовательной деятельности с детьми.

Ответы:

Предлагают свои варианты….

Предлагают свои варианты….

Предлагают свои идеи…..

(Он должен знать какая существует мебель, виды, для кого предназначена…)

Ответы

Желающие проходят за столы

Рассматривают пособие

Выполняют задание

Участники рассказывают о том, что создали

Заключительная часть (Рефлексия)

Слайд 16.

Уважаемые коллеги, выскажите ваше мнение о полученной информации, выберите карточку и продолжите фразу…

 

(выбирают карточки и выражают мнение)

В ходе мастер класса я впервые……..

Среди этапов работы с таблицей мне особенно понравился……

Во время работы я приобрела……………

Работа заставила меня задуматься о……

Неудачным было…………..

Применять на практике не решаетесь, так как……..

Я возьму в свою педагогическую копилку…………

Новым для меня было……….

Спасибо за сотрудничество!

Оценивают мастер класс и высказывают свое мнение

Задают интересующие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста"

-Описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; Определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям....

Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»

Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1.  Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...

Мастер класс. Развитие познавательных способностей дошкольников по средством Лего - конструированию

*: Сегодня современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения .Изменения в  дошкольном образовании предполагают, что целью и результатом образовательной деят...

Мастер - класс "Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы."

Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы....

МАСТЕР - КЛАСС: "Развитие познавательных способностей и творческой активности у дошкольников с помощью дидактических игр «Волшебные камушки Марблс »"

Показ нетрадиционных приемов и методов  в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....


 

Комментарии

Видяпина Светлана Анатольевна

отличная работа, очень полезная информация, желаю творческих успехов.