Мастер класс «Развитие познавательных способностей и творческого мышления у дошкольников при помощи морфологической таблицы»
методическая разработка на тему
Мое кредо в том, что - каждый ребенок изначально талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. А для этого необходимо дать малышу полезные инструменты: умение анализировать, сравнивать, обобщать, что в дальнейшем и поможет находить оригинальные пути разрешения различных ситуаций, создавать различные модели и конструкции, и даже изобретать!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_tekst.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход мастер - класса
Деятельность ведущего Коллеги, мне понадобится помощь восьми человек. Пожалуйста, займите свои места за столами. | Деятельность участников |
Вводная часть (Мотивация) | |
Слайд 1. Передо мной не раз возникала проблема: что мне – современному педагогу необходимо передать малышу, чтобы в дальнейшем он не только сохранил интерес к познанию, но и стал созидателем – ученым, инженером или конструктором. Ведь сегодня совершенствование системы образования в нашей стране направлено на формирование творческой личности. Мое кредо в том, что - каждый ребенок изначально талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. А для этого необходимо дать малышу полезные инструменты: умение анализировать, сравнивать, обобщать, что в дальнейшем и поможет находить оригинальные пути разрешения различных ситуаций, создавать различные модели и конструкции, и даже изобретать! Наши возможности - в нашем воображении и мышлении - мастерской ума. Слайд 2. Обратите внимание на высказывание философа и психолога успеха Наполеона Хилла И попробуйте воспроизвести пробелы. Пожалуйста, порассуждайте, в чем различия гения и «чудака» Слайд 3 По мнению Хилла, «…Главное различие между гениальным изобретателем и заурядным «чудаком» в том, что гений пользуется даром творческого воображения, тогда как «чудак» понятия о нем не имеет, хотя и обладает…». | Читают высказывание и предлагают свои варианты. |
Основная часть | |
Слайд 4 Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для потенциала. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!» Слайд 5. Но какие методы и приемы эффективно формируют у дошкольников мыслительные операции и творческое мышление?
Кто-то из вас, может дать ответ на эти вопросы? Анализ различных методик дошкольного воспитания позволил мне выявить и применить в практике интересный метод развития творческого мышления - морфологический анализ. Еще в 15 веке монах и философ Раймонд Луллий в своем труде «Великое искусство» писал о том, что путем систематической комбинации имеется возможность разрешить все проблемные ситуации. В современной дошкольной педагогике используются упрощенные и модернизированные «Круги Луллия» - прототип морфологической таблицы. Метод морфологического анализа был подробно описан в 30-х годах ХХ века. Суть метода морфологического анализа в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются необходимые для анализа критерии или показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Слайд 7. Как вы думаете, чем удобна морфологическая таблица? Морфологическая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от изучаемого или создаваемого объекта. Морфологичекая таблица это универсальное средство, направленное на развитие мыслительных операций, приемов логического и творческого мышления. И я постараюсь вам это доказать. Сначала предлагаю вам стать биологами и с помощью морфологической таблицы, рассмотреть простой пример на классификацию животных. По вертикали заполним место обитания животных: лес, двор, море, степь и жаркие страны. По горизонтали распределим животных: медведь, корова, дельфин, тушканчик, слон. Где обитает медведь? – в лесу (ставлю +) Дельфин где обитает? – в море (ставлю +) Место обитания коровы? - двор (ставлю +) Место обитания тушканчика? – степь (ставлю +) Слайд Теперь сравним волка и зайца по следующим показателям: окрас, размер, части, место обитания, выполнение действий, питание, жилице, место обитания (показываю заполненную таблицу): Чем волк отличается от зайца? Ответы: по размеру, у них разное жилице- у волка логово, а у зайца жилище под кустом. А чем схожи заяц и волк? Ответы? У них может быть одинаковый окрас - серый волк и летом заяц тоже серый, по выполнению движений – заяц прыгает, и волк тоже выполняет прыжки. Скажите, а что можно выделит общего у этих животных? Ответы: они обитают в лесу или в степи. Так, мы с вами с помощью таблицы смогли проанализировать, сравнить и обобщить виды животных по месту проживания и характерным признакам. А теперь предлагаю погрузиться в мир воображения и фантазии. Далее перейдём к процессу создания новых объектов при помощи выбора и объединения разных параметров. Членам первой фокус-группы – инженерам - конструкторам предлагается создать при помощи таблицы новый вид автомобиля. Под цветными карманами расположены части сторонних объектов, которые разделены по показателям: кузов, колеса, руль, двигатель. По желанию вы выбираете карманы по каждому показателю и из полученных объектов, создаете новый вид автомобиля. В завершение придумайте ему название и определите, какую функциональную особенность будет выполнять. Вторая фокус группа будет представлять команду дизайнеров-конструкторов мебели – вам надо создать новый вид дивана. А поможет в этом волшебная таблица. Под цветными карманами расположены различные объекты, которые разделены по показателям: ножки, сиденье, спинка, каретка. Вы выбираете любой карман по каждому показателю и из полученных объектов, создаете новый вид дивана. Желаю творческих успехов. Первая фокус-группа пожалуйста расскажите о своем изобретении, представьте его и докажите его полезность для человека? Вторая фокус группа, а теперь вы презентуйте новую модель дивана Что вы чувствовали, когда создавали новые объект и конструкцию? Подводя итог можно отметить, что, развивая у детей умение синтезировать, мы развиваем у них инженерное мышление, умение изобретать новое, создавая продукт из разнообразных частей. А помогает в этом морфологическая таблица - универсальное средство, направленное на развитие мыслительных операций, приемов логического мышления, умения творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. Коллеги, мне хочется, чтобы высказывание Людмилы Евгеньевны Белоусовой «Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему» стало и для вас девизом при организации образовательной деятельности с детьми. | Ответы: Предлагают свои варианты…. Предлагают свои варианты…. Предлагают свои идеи….. (Он должен знать какая существует мебель, виды, для кого предназначена…) Ответы Желающие проходят за столы Рассматривают пособие Выполняют задание Участники рассказывают о том, что создали |
Заключительная часть (Рефлексия) | |
Слайд 16. Уважаемые коллеги, выскажите ваше мнение о полученной информации, выберите карточку и продолжите фразу…
(выбирают карточки и выражают мнение) В ходе мастер класса я впервые…….. Среди этапов работы с таблицей мне особенно понравился…… Во время работы я приобрела…………… Работа заставила меня задуматься о…… Неудачным было………….. Применять на практике не решаетесь, так как…….. Я возьму в свою педагогическую копилку………… Новым для меня было………. Спасибо за сотрудничество! | Оценивают мастер класс и высказывают свое мнение Задают интересующие вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста"
-Описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; Определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям....
Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»
Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1. Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...
Мастер-класс «Развитие познавательной активности и творческих способностей детей посредством конструирования из коктейльных трубочек»
Мастер-класс...
Мастер класс. Развитие познавательных способностей дошкольников по средством Лего - конструированию
*: Сегодня современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения .Изменения в дошкольном образовании предполагают, что целью и результатом образовательной деят...
Мастер - класс "Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы."
Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность с объектами живой природы....
МАСТЕР - КЛАСС: "Развитие познавательных способностей и творческой активности у дошкольников с помощью дидактических игр «Волшебные камушки Марблс »"
Показ нетрадиционных приемов и методов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....
- Мне нравится (1)
Комментарии
отличная работа, очень
отличная работа, очень полезная информация, желаю творческих успехов.