Мастер -класс "Развитие познавательных способностей посредством дидактических игр"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс в рамках Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке».
Тема мастер – класса «Развитие познавательных способностей, посредством дидактических игр»
Какой должен быть наш выпускник? Прежде всего, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др., имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности. Поэтому, перед нами педагогами становится актуальным поиск таких форм и методов работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе.
Главная задача воспитателя - разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Я считаю, что интерес к учебным ситуациям нужно формировать, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью общения в игре. Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей.
Я применяю в своей работе дидактические игры с развивающим материалом, Например: палочки Кюизенера , и считаю, что они наиболее эффективны для сенсорного развития, формирования элементарных математических представлений и развития познавательной активности детей.
Начинала свою работу с использования палочек Кюизенера как игрового материала, предлагала детям поиграть с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу игр знакомила с цветом, размером, формами. В дальнейшем с малышами выполняли простые упражнения: выбери все красные палочки; покажи красную, синюю, желтую…палочки; выбери самую длинную (короткую) палочку; найди палочку такой же длины; какой палочки не стало? Отбери палочки жёлтого цвета и построй из них забор ,дом для куклы, используя цветные образцы из пособия В.Новиковой «Игры с палочками Кюизенера». Организуя работу в парах, дети строили коврики, лесенки (от самой длинной к самой короткой или наоборот), тем самым учились соблюдать логическую последовательность.
С помощью волшебных палочек мы научились «оживлять» героев любимых сказок, выкладывать картинки и сюжеты по схемам, обыгрывать их и составлять рассказы о своём герое. Большой интерес вызвало конструирование по каталогам образцов и на рабочих листах. С помощью этих заданий дети учились использованию системы координат, умению переносить на схему свои собственные замыслы, умению сотрудничать в команде. Эти игровые задания способствовали развитию детского творчества, фантазии и воображения.
С накоплением игрового опыта познакомила детей с загадочным миром чисел и других математических понятий. В каждой игре закрепляли с детьми цвет палочки и числовое обозначение: возьми самую короткую палочку. Белая палочка – это единица, число «один»; найди розовую палочку, какое число она обозначает? Покажи палочку «три», какого она цвета? Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Проводила упражнения на постройку различных лесенок, а помогло нам в этом стихотворение «Мы по лесенке шагаем». Дети замечали, что «шагая» вверх - числа увеличиваются, а спускаясь – уменьшаются. Так, мои дети начинали понимать порядок следования чисел в двух направлениях и способ получения числа путём увеличения или уменьшения на один.
Я познакомила детей с правилом, что чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.
Для развития аналитических способностей использовала такие упражнения: «Выложи по контуру», «Расколдуй героя сказки». Игры «Выложи по образцу», «Сделай симметрично» развивают умение планировать свою деятельность, выбирая необходимые средства для работы.
В результате использования мной в работе с детьми различных дидактических игр с развивающим материалом «Палочки Кюизинера» у детей расширились математические представления о числе на основе счета и измерения, сенсорных эталонах (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов. Всё это способствовало развитию познавательной активности детей, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления.
Мастер- класс
Задания для детей :
- числа из двух меньших.
- отремонтировать часть забора с помощью цветных льдинок (палочек Кюизенера).
Каждая команда ремонтировала свою часть забора:1 команда – число 7; 2 команда – число 8; 3 команда – число 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада.
Материал по сенсомоторике....
« Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр»
Презентация проекта по данной теме....
Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:· Дубининой О.В., ...
Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры"
Сенсорное развитие в детском саду...
Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, котора...
Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада.
Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада....
Из опыта работы "Развитие познавательных способностей посредством дидактических игр"
Игра занимает главное место в жизни ребенка. Игра дошкольника не просто способ интересно провести досуг, это образ жизни, сфера развития и проявления личных качеств....