Эмоциональное выгорание педагога: причины и пути их решения
консультация на тему
Что такое эмоциональное выгорание, какие бывают причины его возникновения и как его избежать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_dou.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ
Тема: «Эмоциональное выгорание... как этого избежать?!»
Подготовила: воспитатель
МБДОУ Детский сад №119
Глушкова А.Н.
Под «эмоциональным выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. В процессе профессиональной деформации у людей снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.
На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОУ, можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности:
- высокая эмоциональная загруженность, сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
- Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
К внутренним факторам относятся личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
К внешним, объективным условиям педагогического труда относятся:
- характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции;
- загруженность рабочего дня;
- высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;
- большое количество детей в группе;
- нечеткая организация деятельности;
- неблагоприятная психологическая обстановка в учреждении;
- социальные условия.
- Среди субъективных факторов выделяются:
- индивидуальные свойства нервной системы;
- уровень чувствительности к профессиональным трудностям;
- мотивации к профессиональной деятельности и поведению;
- опыт, знания, навыки.
Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, выделяют три фазы формирования выгорания:
- напряжения;
- резистенции (формирование сопротивления и зашиты нарастающему стрессу);
- истощения.
Напряженными для педагога могут быть ситуации:
- взаимодействия с воспитанниками, связанные с нарушением дисциплины;
- взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций, перегруженность общественными делами, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования и новации;
- взаимодействия с родителями воспитанников, вызванные расхождением в оценке ребенка педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей.
- низкий социально-психологический статус профессии педагога, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности.
В какой бы ситуации общения и деятельности ни проявлялась напряженность, она способна вызвать стресс.
Кратковременный стресс может быть полезен человеку, поскольку сопровождается большим выбросом энергии. Хронический же стресс вредит человеку, приводя к снижению сопротивляемости организма, усилению подверженности нарушениям в любых системах организма, обмене веществ, энергетическом балансе. Считается, что самые тяжелые болезни нашего времени связаны с хроническими стрессами.
Внешнее сдерживание эмоций при внутреннем бурном эмоциональном процессе не только не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает психическое напряжение, сказывающееся на состоянии здоровья.
- В фазе резистенции преобладает симптом расширения сферы экономии эмоций - это ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться.
Далее следует симптом эмоционально-нравственной дезориентации. Этот симптом выражается в том, что воспитатель делит детей на "хороших" и "плохих", отдавая предпочтение одним и игнорируя других.
Симптом неадекватного эмоционального реагирования - воспитатель неоправданно "экономит" на эмоциях.
Симптом редукции профессиональных обязанностей - это попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, желание упростить решение профессиональных задач.
- Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Преобладает симптом эмоциональной отстраненности - воспитатель почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности: начинает работать как бездушный автомат.
Другими словами, к симптомам эмоционального выгорания относятся:
- эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
- напряженность в отношении к людям;
- заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, п
- частая раздражительность;
- психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
- снижение активности.
В соответствии с этим, психологическая поддержка воспитателей должна стать одной из приоритетных линий в работе психолога ДОУ. Также как
профессия педагога требует от него больших внутренних резервов. Повышение толерантной культуры педагога способствует снятию эмоционального напряжения и развитию эмоцональной устойчивости.
Тест на профессиональное выгорание.
Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда).
- Меня тяготит педагогическая деятельность.
- У меня нет желания общаться после работы.
- У меня в группе есть "плохие" дети.
- Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым.
- Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.
Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими.
Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко.
Ключ: 5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания; 9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания; 13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания
Упражнение "Продолжи фразу".
Цель: Осознание личностного и профессионального ресурса.
- Я горжусь своей работой, когда я:
- Не хочу хвастаться, но в своей работе:
Упражнение "О ребенке".
Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ребенка.
Предпосылкой позитивной педагогики является умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.
Выбрать и назвать одного из детей группы, которого Вы считаете трудным, затем найти и назвать 5 его хороших качеств.
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Описание: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.
Упражнение "Радуга".
Цель: Стабилизация эмоционального состояния.
Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а, выдыхая - съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторить трижды. Поделиться впечатлениями. Можно выполнять с открытыми глазами.
Не забывайте: вся жизнь - это смена эпизодов неустойчивости и стабильности, работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект по теме «Проблема эмоционального самовыгорания педагогов: сущность и пути решения»
Цель: рассмотрение подходов, описывающих издержки педагогической деятельности, а также пути и способы их преодоления.Задачи: - рассмотреть понятия «саморегуляция», «стресс», «эмоциональное самовы...
Презентация "СЭПВ.Профессиональный стресс и усталость как причины эмоционального выгорания педагогов"
В данной презентации представлены теоретические аспекты профессионального выгорания, а также способы его преодоления....
Семинар-практикум для педагогов "Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Семинар-практикум спедагогами....
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...
«Эмоциональное «выгорание» педагога: причины, пути решения, профилактика.» Круглый стол
Психопросветительское направление для педагогов по предупреждению синдрома эмоционального выгорания...
«Эмоциональное выгорание педагогов: проблема, решение, анализ»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по выявлению признаков эмоционального выгорания...
«Эмоциональное выгорание педагогов. Причины, симптомы и как с этим бороться»
Деловая игра с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания специалистов дошкольных образовательных учрежденийЦель: поиск ресурсных состояний и способов, противодействующих эмоциональн...