кружок в средней группе "Познавательный этикет"
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 комбинированного вида Колпинского района Санкт- Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Познавательный этикет»
Тепляковой Е.В.
Средней группы «Лягушата»
срок реализации: 1 ГОД
Колпино, 2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел ………………………………………………………………...3
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………….3
1.2 Планируемые результаты…………………………………………………… 7
2. Содержательный раздел……………………………………………………...8
2.1 Содержание программы ………………………………………………...........8
2.2 Формы и методы работы с детьми …………………………………...…....11
2.3 Комплексно - тематическое планирование …………………………..........13
3. 3 Организационный раздел …………………………………………….......18
3.1 Информационно-методическое обеспечение ……………………………..18
4.Список литературы ………………………………………………………….19
1.Целевой раздел
1.2 Пояснительная записка
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.
В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.
Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога огромных душевных сил.
Общая цель детского сада и семьи – воспитание хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.
Программа кружка «Познавательный этикет» представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 4-5 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом, принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников).
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра.
Рабочая программа кружка «Познавательный этикет» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26).
- Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 40 комбинированного вида Колпинского района Санкт- Петербурга.
По виду программа парциальная; направленность программы – познавательная; язык образования – русский.
Рабочая программа кружка рассчитана на 1 год обучения. При проведении занятий учитываются возрастные особенности дошкольников, их подготовленность, существующие навыки и умения, индивидуальные особенности каждого ребенка. Занятия ведутся в увлекательной форме, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из сказок, детских мультфильмов. Широко используются наглядные пособия: иллюстрации, записи с детскими песнями, сказками.
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет.
Количество детей в кружке – до 8-10 человек.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю, по 20-25 минут, в зависимости от возраста детей.
Время проведения занятий – 2 половина дня.
Цель: Воспитание хороших манер у детей, как части общей культуры личности. Развитие эстетических чувств и желание все делать красиво
(сервировать стол и вести себя за столом, в гостях, в транспорте, в общественных местах).
Задача взрослого - воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т.е., привить ему определенные этикетные нормы. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с азами этических норм,
-учить использовать «специальные слова» в речевом общении, помочь освоить нормы этикета,
-познакомить с разнообразными вариантами сервировки стола. Воспитательные:
-способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;
-помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;
-способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.
Развивающие:
-развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
-развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
За основу работы взяты три основных раздела: культура еды, культура быта и культура общения.
1.2 Планируемые результаты
К концу изучения программы «Познавательный этикет» дети освоят:
- правила этикета и социального быта;
- вежливые слова;
- как вести себя в детском саду, в транспорте, на улице и в других общественных местах;
- как помочь товарищу и как принять помощь, как вести себя в кинотеатре, театре, музее, библиотеке;
- гигиенические требования к еде, жилищу, одежде;
- основные средства связи;
- сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине;
- для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену,
- беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок,
- употреблять вежливые слова и соблюдать правила этикета.
2 Содержательный раздел
2.1 Содержание программы
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у дошкольников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
- Знакомство с детьми.
Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость.
- Поведение в общественных местах.
Общение с людьми различных профессий: билетером, экскурсоводом в музее, посетителями музея, кинотеатра, театра, цирка. Способы выражения своих эмоций. Поведение в детской поликлинике, в детской библиотеке, парикмахерской, детском саду. Умение соблюдать дисциплину; неуместные капризы.
- Прием гостей.
Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение, формы извинения в случае отказа, этические нормы поведения хозяина и гостей, представление гостей друг другу, правила поведения за столом, церемония угощения, беседа за столом, гостеприимство.
- Вежливые слова.
Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Мимика и жесты, усиливающие просьбу. Вежливая просьба в различных ситуациях.
- Одежда и прическа как форма выражения отношения.
Этические нормы, предъявляемые к одежде и прическе, соответствие одежды определенной ситуации. Личная гигиена.
- Мы играем.
Понятие об опасных играх. Предупредительное отношение к товарищу, опасность травматизма в игре. Игра как фактор духовного и физического развития.
- Человек заболел.
Формы проявления заботы о человеке. Добрые слова и поступки, беседы у постели больного, соблюдение правил гигиены. Инфекционные заболевания и пути их распространения. Поведение больного, соблюдение режима, терпеливость и выдержка.
- Телефонный этикет.
Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Значение сигналов телефона, построение разговора по телефону. Ситуации: ты звонишь другу, подруге, родителям на работу. К телефону просят сестру, брата, маму, папу, ошиблись номером. Телефон на улице, его назначение. Продолжительность разговора.
- Ты и незнакомый человек.
Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!»
- Взрослые и дети.
Этические нормы поведения детей по отношению к взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых, тон, умение внимательно выслушивать взрослых.
- Ты и вещи.
Вещи, их цена и ценность. Поведение в магазине при покупке, примерке, умение быть сдержанным. Бережливость, аккуратность. Понятие о вкусе, красоте, моде, стиле.
- Наши четвероногие друзья.
Ответственность принятия решения завести животное. Уход за животным. Для чего человек приручил животных. Выбор кличек различными животным. Рассказ о своем любимце. Животное не может быть подарено без согласования с будущим владельцем.
- Праздники в нашей жизни.
Какое событие может быть праздником. Поздравление по поводу различных дат. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Организация и проведение празднований.
- Письмо.
История письма. Письмо и технические средства связи. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа. Чужое письмо.
- Этикет от прошлого до наших дней.
Проследить на достигнутом уровне логику развития этикета, замену отживших норм поведения новыми, диктуемыми новыми условиями времени. Обобщить полученные за год учащимися знания по этикету.
- Обобщающее занятие.
Подвести итоги проведения занятий этикета, уровень усвоения учащимися этических норм и применение их в разных ситуациях. Возможно проведение в форме соревнований между командами, отдельных конкурсов, викторин.
2.2 Формы и методы работы с детьми
Основными методами реализации программы кружка являются изучение речевого этикета, приучение дошкольников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
В процессе работы основная цель – оказать помощь ребенку в формировании представлений о добре, любви, взаимопомощи и дружелюбии. Работа включает следующие элементы: моделирование и оценивание ребенком различных ситуаций поведения в ДОУ, других общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Форма занятий – групповая.
Структура занятий:
- постоянный ритуал начала занятия;
- игры – перевоплощения или игры – беседы с обсуждением и анализом ситуаций;
- этические сказки, пластические этюды, игры с элементами музыкальной, изо деятельности;
- обсуждение занятий с детьми;
- ритуал прощания.
При необходимости вводится «минутка шалости». При комплектации подгрупп для занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, проблемы воспитания и развития. Занятия проводятся в кругу, не за столом, соблюдая все принципы создания развивающей среды. На занятиях всегда присутствуют сказочные персонажи. Проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел. На занятиях используется дифференцированный подход: возможность высказаться нерешительным, застенчивым детям; дать возможность выразить свои эмоции детям «холерикам»; подвижных детей всегда держать в «поле зрения», использовать все возможные методы и приемы для реализации речевого мышления детей.
Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы).
Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению.
Сюжетно – ролевые игры, рисование, викторины, конкурсы, беседы, экскурсии.
- Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема | Виды деятельности | Цели, задачи | Оснащение образовательного процесса | ||
Октябрь | ||||||
1 | «Что такое этикет» | Беседа | Познакомить детей с понятием этикет, общими правилами этикета и для чего он нужен людям. | |||
2 | «Кто я такой» | Беседа Чтение стихотворения А. Барто «Имя и фамилия». Игра «Кто позвал»(назови ласково, строгопо-домашнему) | Знать полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну и сведения о родителях, развивать самосознание детей. | Стихотворение А. Барто «Имя и фамилия», сведения о детях и их родителях. | ||
3 | «Зачем нужен друг?» | Беседа Разучить песню Шаинского «Дружба». Художественное творчество. Рисование «Мой друг» | Воспитывать и развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях. | Карандаши цветные, альбомы, карандаши простые. | ||
Ноябрь | ||||||
1 | «ДРУЖБА» (давай никогда не ссориться) | Д/и «Не забывай о товарищах» | Игра формирует положительные взаимоотношения между детьми, побуждает их к добрым поступкам. | Демонстацион ные картинки «Друзья» | ||
2 | «С чего начинается утро или слово «здравствуй» | Беседа Чтение книги С.Козлова «Трям! Здравствуй» | Закреплять в речевом обиходе вежливые формы приветствия. Словарная работа: здравствуй, доброе утро, добрый день, добрый вечер. | Книга С. Козлова «Трям! Здравствуй». | ||
3 | «Вежливая просьба» | Беседа | Познакомить детей с различными формами выражения просьбы, адресованной кому-либо (близкому человеку, незнакомцу, ровеснику) в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах. | Мяч. | ||
4 | «Что значит - заботится о малышах» | Беседа Поведенческий тренинг. «Кукла Даша упала и разбила нос. Ей больно и обидно. Утешь её». | Познакомить детей о том, что к младшим нужно относиться с заботой и вниманием: ввести в речевой обиход некоторые слова и выражения. | Кукла. | ||
Декабрь | ||||||
1 | «Помогаем дома» | Беседа о том, как дети помогают дома, есть ли у них свои обязанности. На примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» | Закрепить правила вежливости. | Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». | ||
2 | «Что такое хорошо и что такое плохо» | Чтение произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Игра «Плохо- хорошо» Чтение отрывок из сказок. Оценить поступки героев (плохо или хорошо поступили) | Поговорить о хороших и плохих поступках. Ввести правило: «Не перенимай дурных поступков, старайся сам подать хороший пример другим». | Произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», демонстрационные картинки «Хорошо – плохо». | ||
3 | «Зачем уступать друг другу?» | Беседа Ситуативная игра: в группе появилась новая машина. Все мальчики хотят с ней поиграть, как им поступить? | Объяснить детям, как важно в игре и в серьёзных делах не быть грубым, уступать друг другу. | Машина, кукла. | ||
4 | «Что может показать наше лицо» | Беседа Игра «Найди жильцов» (домиков радости, печали, нежности) | Попросить детей определить настроение друга. | Картинки с разными эмоциями. | ||
Январь | ||||||
1 | «Комплимент» | Беседа Игра. «Сделаем по кругу друг другу подарок». | Учить детей говорить друг другу комплименты. | Мяч. | ||
2 | «У тебя в гостях подруга». | Беседа Чтение рассказа Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса» | Научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем; дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствий. Словарь: проходите, пожалуйста; как приятно, очень рады, всего хорошего. Закрепить правила поведения в гостях. | Рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». | ||
Февраль | ||||||
1 | «За столом» | Беседа о правилах культурного поведения за столом. С. р. игра «День рождения» | Учить детей правильному поведению за столом. Дать понятия о хороших манерах. | Куклы, стол, скатерть. | ||
2 | «Столовые приборы» | Беседа: «Для чего нужны столовые приборы: вилка, ложка, нож?» Игра-лото «Пользование столовыми приборами» | Научить детей, как правильно пользоваться столовыми приборами, для чего они нужны. | Столовые приборы, стол, скатерть. | ||
3 | «Сервируем стол» | Игровая ситуация «Обед для Незнайки». | Познакомить детей с правилами сервировки стола. Какие приборы и посуда для этого используются. Уточнить правила поведения за столом. | Игрушка Незнайка, столовые приборы, стол, скатерть. | ||
4 | «Как помочь птицам зимой». | Беседа Чтение стихотворения Е. Благиной «Мороз». | Поговорить с детьми о том, что такое доброе отношение к птицам, объяснить детям, сто в отношении к животным и птицам проявляется культура человека. | Стихотворение Е. Благиной «Мороз», картинки с изображением птиц. | ||
Март | ||||||
1 | «Волшебные слова -наши верные друзья» | Беседа | Закрепить представление о том, что вежливые слова помогают человеку, вызывают добрые чувства к тем, кто говорит их. | Мяч. | ||
2 | «Поведение в общественном транспорте» | Беседа С.р.игра «В автобусе». | Показать ребёнку, как принято вести себя в общественном транспорте. | Стулья для имитации автобуса. | ||
3 | «Вежливый разговор по телефону». | Беседа Чтение художественной литературы: «Телефон» К. Чуковский. | Сформировать навыки вежливого разговора по телефону. В процессе игры добиваться автоматической реализации в речи ребёнка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор. | Произведение «Телефон» К. Чуковский, 2 телефонных аппарата. | ||
4 | «Учимся мириться». | Тренинг | Научиться сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развивать чувство юмора. | Ленточка, машинка. | ||
Апрель | ||||||
1 | «Тебя пригласили в гости». | Беседа | Закрепить правила поведения в гостях. | Пригласительная открытка, имитация подарка. | ||
2 | «Добро и зло» | Беседа Посмотреть мультфильм «Приключение Кота Леопольда». Тренинг эмоций (показать шаловливых мышат, сердитых, весёлых). | Раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло». Подвести к выводу, что добрым быть лучше. | Ноутбук, мультфильм «Приключение Кота Леопольда». | ||
3 | «Поведение в кафе». | Беседа С. р. игра «Кафе». | Познакомить детей с правилами речевого общения в кафе, научить: вежливо беседовать с официантом. | Сервированный стол, меню. | ||
4 | «Помощь взрослым» | Беседа | Вспомнить правило: «Любое задание нужно выполнять старательно, аккуратно». Хорошо выполненное задание доставит удовольствие и тебе и взрослому. | Веник, посуда. | ||
Май | ||||||
1 | «Наши верные друзья». | Беседа Рисование на тему: «Мой верный друг – собака». | Продолжить разговор о добром и внимательном отношении к животным, учить правильно к ним относится. | Карандаши цветные, альбомы, карандаши простые. | ||
2 | «Убирай за собой мусор». | Беседа Художественное творчество. «Чем больше в мире красоты, Тем счастливее я и ты». | Закрепить правило поведения в природе. | Карандаши цветные, альбомы, карандаши простые, картинки с изображением природы. | ||
3 | «В гостях у феи Вежливости» | Итоговое развлечение | Применять все правила этикета. | Кукла в наряде феи. | ||
4 | Диагностика | Диагностические карты. |
3 Организационный раздел
3.1 Информационно-методическое обеспечение
Настольные дидактические игры из серии «Этикет», дидактические игры, детская обучающая DVD – программа «Уроки хорошего поведения», плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера.
4.Список литературы
- Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
- Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
- Сертакова Н.М. «Патриотическое воспитание детей». – М.:2005
- Пашкевич Т.Д. «Социально – эмоциональное воспитание детей». - СПб.:2007
- Куликова И.П. «Методика обучения дошкольников правилам современного этикета» . – М.:2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)
Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...
Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)
Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...
Кружок для средней группы
Кружок для средней группы...
Презентация "Театральный кружок" в средней группе.
Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой...
математический кружок в средней группе
математический кружок...
Кружок в средней группе
Тема опытно - экспериментальной работы: «Развитие творческих способностей ребёнка в процессе использования нетрадиционных художественных техник в образовательном процессе»....
кружок старшая группа "Веселый этикет"
Предлагаю вашему вниманию разработанный мною перспективный план кружка "Веселый этикет"для детей старшего возраста....