Кружок для средней группы
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр развития творчества – детский сад № 378»
«Утверждаю»
Заведующий БДОУ г.Омска
«Центр развития ребенка – детский сад №378»
___________________ М.Б. Иванова
Программа кружка по ручному труду
«Умелые ручки»
средняя группа № 10
Руководители:
Губина Елена Николаевна
Чепкова Анастасия Александровна
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Актуальность и новизна кружка заключается в том, что используются разные формы работ и подходы.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Наблюдая за детьми на занятиях прикладного искусства, я заметила что дети моей группы плохо владеют ножницами, не знают правила безопасности при работе. Как безопасно использовать клей во время работы с аппликацией. Создавая программу кружка «Умелые ручки» перед собой поставила цели и задачи.
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством разнообразных технологий ручного труда.
Задачи:
1.Сформировать у детей интерес к видам труда.
2.Познакомить со свойствами материалов.
3.Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
4.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
5.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
6.Способствовать развитию конструктивной деятельности.
7.Развивать твёрдость рук, технические навыки.
8.Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.
Возраст детей: 4-5 лет.
Срок реализации: 2016 -2017 учебный год, по четвергам один раз в неделю.
Подведение итогов: осуществляется в виде составления книжек раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок.
В программу кружка «Умелые ручки» входит ряд разделов:
- Работа с бумагой и картоном
- Работа с тканью и нитью
- Работа с природным материалом
- Работа с бросовым материалом
- Лепка
В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду. В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Основные формы и методы работы
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично- поисковый;
- практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Перспективный план
Сентябрь
(Объемная аппликация)
1.Вводное занятие.
Цель: познакомить детей с объемной аппликацией. Закреплять знания о характерных особенностях объемной аппликации.
2. Мониторинг.
3. «Осеннее дерево»
Цель: формировать навык разрезания длинных полос; закрепить названия цветов; закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания; развивать интерес к объемной аппликации.
Оборудование и материалы: клей - карандаш, цветная бумага двухсторонняя (красный, оранжевый, желтый, зеленый), ножницы, цветной картон (коричневый и зеленый), трафареты, салфетка.
4. Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.
Цель: формировать представление детей о необходимости соблюдать технику безопасности при работе с ножницами. Научить детей работать с трафаретами, наклеивать аппликацию на основу.
Оборудование и материалы: ножницы, трафареты, бумага цветная ( белая, желтая), картон цветной( зеленый), клей.
Октябрь
(Мозаичная аппликация)
1.«Радужный зонтик»
Цель: Упражнять в разрезании бумаги по прямой и составлять из вырезанных частей изображение предмета зонтик.
Оборудование и материалы: клей - карандаш, цветная бумага, ножницы, трафареты, салфетка.
2. «Огород для зайки»
Цель: учить, использовать технику «мозаика», создавать аппликативные изображения моркови и капусты.
Оборудование и материалы: клей – карандаш, цветная бумага, ножницы, салфетка, трафареты ( овощи).
3 .«Яблочко».
Цель: Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую,
соблюдая расстояние между ними.
Оборудование и материалы: клей - карандаш, цветная бумага, ножницы, трафареты, салфетка.
4.«Листик».
Цель: Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками.
Оборудование и материалы: клей – карандаш, цветная бумага (зеленая, желтая, красная), ножницы, салфетка, трафареты.
Ноябрь
(Обрывная аппликация)
1. « Деревья».
Цель: Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья.
Оборудование и материалы: клей - карандаш, цветная бумага, ножницы, трафареты, салфетка.
2 .« Яблочный сад».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки); развивать воображение.
Оборудование и материалы: клей – карандаш, цветная бумага, ножницы, салфетка, трафареты.
3.« Елка в снегу».
Цель: Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы. (Коллективная работа).
Оборудование и материалы: клей - карандаш, цветная бумага, ножницы, трафареты, салфетка.
4. «Зверюшки».
Цель: Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек.
Оборудование и материалы: клей – карандаш, цветная бумага, ножницы, салфетка, трафареты.
Декабрь
(Объёмные аппликации из бросового материала)
1.«Снеговики».
Цель: Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.
Оборудование и материалы: одноразовые тарелки, клей, кисточки для клея, клеенка, цветная бумага, ножницы, фломастеры, салфетка.
2.Украшением на елку (снежинка)
Цель: воспитывать у детей терпение, самостоятельность и аккуратность.
Оборудование и материалы: цветная бумага, ножницы, трафареты.
3. «Морское дно» (коллективная работа)
Цель: Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.
Оборудование и материалы: клей - карандаш, фантики, ножницы, трафареты, салфетка, альбомный лист.
4.«Елочка»
Цель: продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда.
Оборудование и материалы: клей – карандаш, цветная бумага, ножницы, салфетка, трафареты, краски.
Январь
(Аппликация из ваты)
1.« Зайчик»
Цель: Учить на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.
Оборудование и материалы: клей, кисточка для клея, картон с нарисованным силуэтом зайчика, вата, клеенки, салфетки, игрушка Зайчик.
2. «Барашек»
Цель: продолжаем учиться делать аппликацию из ваты.
Оборудование и материалы: вата, клей, цветная бумага, ножницы, салфетка, трафареты с силуэтом барашка.
3. «Веселый снеговик».
Цели: уточнить и обобщить знания детей о зиме;
Оборудование и материалы: силуэт снеговика на бумаге, клей, кисточка для клея, вата, клеенки, салфетки, бросовый материал, цветная бумага, ножницы.
4. «Картина зимний лес».(коллективная работа)
Цель: продолжать учить детей делать аппликацию из ваты. Совершенствовать художественно – творческие способности.
Оборудование и материалы: вата, клей, кисточка для клея, цветная бумага, ножницы, салфетка.
Февраль
(аппликация из крупы, яиц, макарон)
1.«Декоративные узоры на круге». (Поделка из семян тыквы, арбуза и семечек).
Цель: Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать фантазию, творчество.
Оборудование и материалы: зерна кукурузы, семечки подсолнечника, тыквы, круг цветного картона (можно использовать крышки), клей, кисточки для клея, иллюстрации разных узоров.
2.«Цыплёнок». (Аппликация из крупы).
Цель: Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыплёнка посыпаем пшено, червячка делаем из гречки, травку из гороха.
Оборудование и материалы: крупы (гречка, горох, пшено), клей, трафареты с силуэтом цыпленка, краски цветные, салфетка.
3.«Экзотические рыбки». (Аппликация из семян тыквы).
Цель: Учить аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.
Оборудование и материалы: семечки подсолнечника, тыквы, круг цветного картона, пластилин, салфетки.
4.«Открытка ко дню защитника отечества». ( Аппликация из макарон).
Цель: Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон.
Оборудование и материалы: бумага цветная, ножницы, трафареты, макаронные изделия, картон, салфетка, краски цветные.
Март
(Аппликация из природного материала)
1.«Зверушки».
Цель: Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин.
Оборудование и материалы: шишки, пластилин, стеки, подставки ля лепки.
2.« Ёжик».
Цель: Учить детей изготавливать ёжика из каштана, проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина.
Оборудование и материалы: пластилин, каштан, подставка для пластилина, иллюстрации.
3. «Веточки с листьями».
Цель: расширить знания детей о природном материале растительного происхождения – листьях, их значении для дерева. Научить изготавливать аппликацию из листьев. Развивать фантазию, воображение.
Оборудование и материалы: картон, сухие листья, клей, кисточки для клея, салфетки.
4. «Картина из листьев».
Цель: учить детей изготавливать картины из природного материала. Проявлять фантазию.
Оборудование и материалы: листья, картон, клей, салфетки, кисточки для клея.
Апрель
(Аппликация из цветной и гофрированной бумаги)
1.«Лебедь».
Цель: Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.
Оборудование и материалы: лист голубого картона, листы белой, зеленой бумаги, простой карандаш, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, салфетки.
2.« Ракеты и кометы».
Цель: Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника (большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья).
Оборудование и материалы: треугольники, клей, кисточки для клея, ножницы, бумага цветная, иллюстрации.
3.« Нарядные крылышки» (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).
Цель: Приготовить разные цилиндры размером с пальчик. И будем мастерить разных насекомых, туловище которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.
Оборудование и материалы: квадрат из желтой цветной бумаги, фантики, упаковочная пленка, ножницы, фломастеры, клей-карандаш.
4.Аппликация «Корзина с цветами ».(коллективная работа).
Цель: формировать умение создавать подарки своими руками. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: фломастеры, клей, салфетка, кисточки для клея, трафареты, краски, ножницы, ватман.
Май
(Аппликация из ткани и нити)
1.Беседа «Откуда нитки к нам пришли». Аппликация «Верба»
Цель: Познакомить детей техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения.
Оборудование и материалы: картон, нитки коричневые, вата, клей, кисточки для клея, салфетки.
2.«Морковка». (Аппликация из ниток).
Цель: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.
Оборудование и материалы: клей, цветной картон, ножницы, салфетка, пряжа, трафареты.
3.«Одуванчики». (Аппликация из резаных ниток).
Цель: Продолжить знакомить с техникой выполнения аппликаций из ниток. Учить равномерно намазывать участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками.
Оборудование и материалы: лист бумаги с нарисованным силуэтом цветка, нитки желтого и зеленого цветов, клей, кисточка для клея, салфетки.
4.« Красивое платье». ( Аппликация из ткани).
Цель: Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.
Оборудование и материалы: клей, цветной картон, ножницы, салфетка, трафареты, ткань, кисточка для коея.
В результате обучения в кружке дети должны получить знания:
- О материалах, инструментах;
- О правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- О месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- О видах декоративно - прикладного искусства
- Об особенностях лепных игрушек;
- О способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, ткань и т.д.)
- О проектной деятельности.
Заключение
Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».
Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.
Литература
- Агнешка Байраковска-Пженёсло «Чудесные поделки из макарон», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
- Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998г.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение»,1991г.
- Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.
- Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
- Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
- Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
- Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.
- Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.
«Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)
Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...
Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)
Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...
Презентация "Театральный кружок" в средней группе.
Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой...
математический кружок в средней группе
математический кружок...
Кружок в средней группе
Тема опытно - экспериментальной работы: «Развитие творческих способностей ребёнка в процессе использования нетрадиционных художественных техник в образовательном процессе»....
Кружок в средней группе "Цветные фантазии"
Цель:Развивать творческие способности и интерес к изобразительной деятельности посредством аппликации из салфеток и ниток разных видов.Задачи:1.Обучать детей трудовым навыкам, умениям, формировать нра...
- Мне нравится (1)