Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта у дошкольников
материал (подготовительная группа) на тему
Формирование начальных представлений
о некоторых видах спорта у дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Т.Д. Хахишвили
Формирование начальных представлений
о некоторых видах спорта у дошкольников
В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта.
Одним из приоритетных направлений реализации стратегии дошкольного образования в современных условиях выступает сохранение и укрепление здоровья детей средствами развития в системе учреждений дошкольного образования физической культуры и спорта, активного внедрения здоровьесберегающих технологий, развития здоровьесберегающей среды.
В соответствии с ФГОС образовательная область «Физическое развитие» включает следующие приоритетные направления организации жизнедеятельности детей:
- овладение двигательной деятельностью, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, становление ценностей здорового образа жизни.
В связи с этим в детском саду, начиная со старшего дошкольного возраста, необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности.
Ребёнок может участвовать в играх с элементами спорта, соблюдая установленные в игре правила; появляется устойчивый интерес к совместной деятельности с другими детьми. Ребёнок доброжелательно разрешает возникающие конфликты, уступая справедливым требованиям товарищей; приучается проявлять сочувствие к неудачам других.
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать Ребёнок может проявлять интерес к новым видам спорта, условиям их проведения, к истории их возникновения, к спортивному инвентарю. Ребёнок с интересом рассматривает альбомы, картинки о некоторых видах спорта; задаёт вопросы по видам спорта, о снаряжении спортсменов, о наградах победителей соревнований. Интересуется, где, по каким правилам проводятся спортивные соревнования и состязания.
Формирование представлений о видах спорта в дошкольных образовательных учреждениях предполагают начальное ознакомление детей с «азбукой спорта». Одним из средств для достижения этой цели является проведение спортивных досугов, развлечений и праздников. Они выполняют следующие задачи: формируют начальные представления и знания детей о некоторых видах спорта; поддерживают интерес дошкольников к спорту; способствуют освоению новых видов движений и спортивных упражнений; совершенствуют технику выполнения спортивных упражнений; повышают уровень физических способностей каждого ребёнка; дают возможность ребёнку ощутить радость и удовольствие от умения управлять своим телом; стимулируют стремление к участию в коллективных спортивных играх и соревнованиях со сверстниками.
Однако скоростная и силовая подготовка не должны быть самоцелью физической подготовки детей дошкольного возраста. Задача деятельности педагога состоит, прежде всего, в подготовке физиологической организации ребенка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энергетического обеспечения и, наконец, его психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание педагогической деятельности по формированию у дошкольников начальных представлений о видах спорта, подобрать средства обучения и контроля. Обучая детей дошкольного возраста элементам спортивных игр, решаются следующие задачи:
• формировать начальные представления о некоторых видах спорта;
• формировать устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивными упражнениями, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
• обогащать двигательный опыт воспитанников новыми двигательными навыками (бросать мяч в корзину двумя руками от груди; ходить по лыжне скользящим шагом и др.);
• учить правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
• воспитывать положительные морально-волевые качества, смелость, решительность в спортивных играх;
• формировать привычку к здоровому образу жизни и к занятиям некоторыми видами спорта.
Реализация данного направления обеспечивается:
• направленностью педагогической деятельности на формирование первичных представлений о некоторых видах спорта;
• комплексом мероприятий в режиме дня (утренняя гимнастика «Баскетболисты», физкультурное занятие «Лыжная тренировка», досуг «Весёлые старты»);
• формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства (консультации для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту», «Спортивные подвижные игры на прогулке»; совместные развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья!»)
Образовательный процесс:
• беседы: «История проведения Олимпийских игр», «История развития спорта»; «Летние и зимние виды спорта».
• игровой час на прогулке с использованием спортивных игр;
• спортивные развлечения и досуги: «День здоровья», «Мы - спортсмены», «Детские олимпийские игры», «Зов джунглей»;
• спортивные праздники (летний и зимний): «Путешествие в Спортландию», «Детские Олимпийские игры»;
• совместные развлечения детей и родителей: «Мама, папа, я – спортивная семья»;
• фотоконкурсы «Самая спортивная семья нашего ДОУ»;
• фоторепортажи «Спортивные достижения наших воспитанников»;
• семинары: «Развитие у детей физических и волевых качеств в зимних видах спорта»; «Средства укрепления психофизического здоровья детей старшего дошкольного возраста»;
• мастер-класс для воспитателей: «Использование спортивных игр и упражнений на прогулке».
В качестве контроля рекомендуется использовать:
1. Волошина Л. Н., Кудаланова Л. П. Представления современного ребёнка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни. //Фундаментальные исследования, 2012;
2. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
3. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под ред. О. В. Дыбиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование интереса к различным видам спорта у дошкольников
В данной статье говорится о том, какими формами и методами можно формировать интерес к различным видам спорта у дошкольников....
Дидактическая игра как средство формирования представлений о некоторых видах спорта
В ФГОС дошкольного образования в содержании образовательной области «Физическое развитие» одной из задач является формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.Анализ совре...
Презентация "Деятельность педагога по формированию у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта"
Деятельность педагога по формированию у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта...
Формирование у старших дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта.
Опыт работы по формированию у старших дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта....
Презентация краткосрочного проекта "Формирование начальных представлений о видах спорта".
Вид проекта: информационно-познавательный. Срок реализации проекта: краткосрочный ( 1 неделя )...
Проект "Формирование начальных представлений о видах спорта"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КРАТКОСРОЧНОГО ПРОЕКТА...
Формирование начальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности
В статье раскрываются вопросы по формированию первоначальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности, описыв...