Дидактическая игра как средство формирования представлений о некоторых видах спорта
методическая разработка (старшая группа)
В ФГОС дошкольного образования в содержании образовательной области «Физическое развитие» одной из задач является формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
Анализ современной ситуации в дошкольном образовательном учреждении показывает, что в настоящее время взрослые не уделяют должного внимания знакомству детей старшего дошкольного возраста со спортом. Дети имеют слабые, поверхностные знания о спорте, спортсменах, видах спорта.
Для решения данной проблемы необходимо использовать в работе с дошкольниками все доступные средства (занятия, игры, наблюдения и т.д.). Одним из таких средств являются дидактические игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как средство формирования представлений о некоторых видах спорта у старших дошкольников (из опытно-экспериментальной деятельности).
Задачи:
1. Разработать дидактические игры, направленные на формирование представлений детей о некоторых видах спорта.
2. Определить педагогические условия организации и проведения дидактических игр, направленных на формирование представлений детей о некоторых видах спорта.
В процессе работе были разработаны 9 дидактических игр, направленных на знакомство старших дошкольников с видами спорта.
1.Разрезные картинки
Дидактическая задача: закреплять знания детей о спортсменах; развивать интерес к спорту, продолжать развивать внимание, воображение, логическое мышление.
Игровые действия: собирать из частей полное изображение спортсмена.
Игровые правила: поиск нужной части, складывание частей картинки.
Оборудование: образец спортсмена, части картинок с изображение спортсмена.
Ход игры: участники игры рассматривают изображение спортсмена. Затем самостоятельно или в команде составляют из частей полное изображение спортсмена.
Варианты: игра проводиться на время. Целое изображение после рассмотрения убирается. Играющие соревнуются индивидуально или по командам.
2.Угадай вид спорта
Дидактическая задача: закреплять знания детей о видах спорта, названиях спортивных атрибутов; развивать интерес к спорту; продолжать воспитывать внимание.
Игровые действия: называть атрибуты спорта, изображенные на картах, и виды спорта, к которым относятся эти атрибуты.
Игровые правила: соблюдать очерёдность, правильно называть атрибуты и виды спорта.
Карта с изображённым атрибутом отдаётся ребёнку, если он правильно выполнил условия игры.
Оборудование: карточки с изображением атрибутов спорта.
Ход игры: ведущий показывает всем карточки с изображёнными на них атрибутами спорта, спортивных игр. Играющие должны назвать атрибуты, определить вид спорта. Правильно выполнившему задание ведущий отдаёт карточку. Победитель определяется при подсчёте карточек у каждого играющего.
3. Спортивное лото
Дидактическая задача: закреплять знания об атрибутах спортивных игр; воспитывать внимание, умение вместе играть, подчиняться правилам игры.
Игровые действия: правильно определять атрибуты, изображенные на карточках, закрывать клетки большой карты маленькими карточками.
Игровые правила: выигрывает тот, кто первым закроет большую карту маленькими карточками.
Оборудование: 6 больших карт с изображением видов спорта; 12 карточек с изображением атрибутов спорта.
Ход игры: играют 2-6 человека. Каждый играющий берёт себе большую карту (от 1 до 6) с изображённым на ней видом спорта. У ведущего маленькие карточки с изображениями спортивных атрибутов. Ведущий показывает маленькую карточку играющим. Играющие определяют, подходит ли данный атрибут к виду спорта, изображённому на их карте. В случае, если атрибут, показанный ведущим, относится к карте участника, играющий называет атрибут и объясняет, почему он относится к его карте. Если задание выполнено правильно, ведущий отдаёт играющему маленькую карточку и играющий закрывает ею клетку на большой карте.
Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки на большой карте. При многократном повторении игры победитель может быть определен по общему числу побед в каждой игре.
4. Лото «Спортивные загадки»
Дидактическая задача: закреплять знания об атрибутах спортивных игр; развивать внимание, умение играть вместе, подчиняться правилам игры.
Игровые правила: выигрывает тот, кто первым закроет карточками с загадками большую карту.
Игровые действия: отгадывать загадки, закрывать карточки с загадками клетки на больших картах.
Оборудование: большие карты с изображением видов спорта – 4 шт., карточки с загадками об атрибутах спорта – 12шт.
Ход игры: ведущий перемешивает карточки с загадками и кладёт их текстами вниз. Затем берёт по выбору карточку и читает загадку. Если загадка отгадана правильно, её номер должен совпасть с номером отгадки.
Побеждает играющий, который первым заполнит свою карточку с рисунками – отгадками.
5. Одень спортсмена
Дидактическая задача: закреплять знания о спортивной форме, характерной для спортсмена, занимающегося определённым видом спорта, спортивных атрибутах; воспитывать внимание и мышление.
Игровые правила: подбирать только те атрибуты, которые соответствуют определённому виду спорта.
Игровые действия: подобрать соответствующую спортивную форму спортсмену, выбрать нужные атрибуты, инвентарь. Назвать вид спорта.
Оборудование: силуэты спортсменов – 2шт., набор одежды разных видов спорта.
Ход игры: играют 1-2 человека. Детям предлагается фигура спортсмена и набор одежды. Предлагается одеть спортсмена соответственно виду спорта (хоккей, футбол, лыжный спорт и др.)
Усложнение: игра проводится в виде соревнования, на скорость. Победитель определяется после проверки выполнения задания. Учитывается не только скорость выполнения задания, но и правильность его выполнения.
6. Найди пару
Дидактическая задача: закреплять знания атрибутов различных видов спорта; продолжать воспитывать внимание; продолжать развивать речь.
Игровые правила: подбирать только те картинки, которые соответствуют имеющимся на руках и относятся к одному виду спорта.
Игровые действия: рассмотреть картинки, выбрать нужные. Назвать вид спорта.
Оборудование: карточки большие (двойные) – 16 шт., карточки маленькие – 16 шт.
Ход игры: играют 2-8 человек. Играющие берут по несколько больших карточек (от 8 до 2). Рассматривают изображенные на них атрибуты спорта. Определяют для себя, к какому виду спорта относятся данные атрибуты. Ведущий переворачивает маленькие карточки пустыми сторонами вверх, наугад вытягивает одну и спрашивает: «Что это? К какому виду спорта относится?». Играющий, определивший, что это его карточка, называет вид спорта. Выигрывает играющий, правильно назвавший атрибут и вид спорта, и первый собравший все пары. Победители получают фишки, и в конце у кого больше фишек тот и выигрывает.
Вариант: ведущий вытягивает карточку, показывает её играющим, вопросов не задаёт. Играющий, определивший, что эта карточка его, должен сказать: «Это моя карточка, потому что на ней изображено…,у меня на карточке изображено… А все это относится к … ( назвать вид спорта)».
7. Спортивное домино
Дидактическая задача: закреплять знания детей о видах спорта, спортивном оборудовании; расширять словарный запас; воспитывать внимание, сосредоточенность, интерес к спорту, желание заниматься спортом.
Игровые правила: выигравшим считается играющий, который первым положит все свои карточки в ряд.
Игровые действия: поиск нужных картинок, соблюдение очередности.
Оборудование: двойные карточки с изображением видов спорта - 28 шт.
Ход игры: в игре участвуют 3-6 человека. Перед началом игры карточки переворачивают на поверхность пустыми сторонами вверх и перемешиваются. Каждый играющий берёт равное количество карточек (от 9 до 4). Игру начинает тот, у кого два одинаковых рисунка на карточке («дубль»). Очередность определяется по часовой стрелке. Следующий играющий кладёт одну из своих карточек к уже лежащей так, чтобы рисунки на карточках совпали. Тот, кто первым выложит в ряд свою последнюю карточку, считается выигравшим, получает фишку. Игра повторяется. Карточки перемешиваются вновь. В итоге считается выигравшим тот, кто наберёт наибольшее количество фишек.
8. Зимой и летом
Дидактическая задача: закреплять знания о летних и зимних видах спорта; расширять словарный запас; развивать внимание, интерес к спорту.
Игровые действия: разложить карточки с атрибутами зимних видов спорта на карточку с изображение зимы, а с атрибутами летних видов спорта – на карточку, где изображено лето.
Игровые правила: за каждую правильно положенную карточку играющий получает фишку. Победитель определяется при подсчёте фишек. Если играющий не назвал правильно вид спорта или атрибут, право хода переходит к следующему игроку.
Оборудование: карты с изображением времен года – 2 шт.; карточки с изображением атрибутов спорта – 30 шт.
Ход игры: ведущий показывает играющим большие карточки с изображением зимы и лета, зачитывая при этом стихотворения о временах года. Играющим раздаются карточки с изображением атрибутов зимних и летних видов спорта. Дети по очереди называют атрибуты, вид спорта и вставляют карточки в соответствующие прорези на больших картах.
Игра может проводиться в соревновательной форме: за каждую правильно отложенную карточку играющий получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется наибольшее количество фишек.
9. Кому что нужно
Дидактическая задача: закреплять знания детей о спортивных играх и атрибутах к ним; развивать интерес к спорту; продолжать развивать внимание, наблюдательность.
Игровые действия: поиск нужных картинок.
Игровые правила: подобрать соответствующее оборудование для спортивной игры, вставить в соответствующие прорези изображения оборудования; объяснить, что и для какой игры нужно.
Оборудование: картинки с изображением спортивных игр – 20 шт. Карточки с атрибутами – 20 шт.
Ход игры: играющие рассматривают картинку, определяют изображенную на ней спортивную игру, подбирают среди маленьких карточек атрибуты для спортивной игры, вставляя их в соответствующие прорези.
Отбор игр проводили в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление, и обобщение знаний, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь), поддержание проявления интереса к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта, формирование потребности в здоровом образе жизни; интереса к физической культуре и спорту, знакомство с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
При подготовке к проведению игры определяли наиболее удобное время для её проведения (в процессе непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности и в других режимных моментах). Кроме этого определяли количество играющих (вся группа, небольшое количество подгруппы, индивидуально).
При проведении дидактических игр знакомили детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который использовали в игре (показ картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняли знания и представления о спорте, спортсменах, видах спорта). Объясняли ход и правила игры. При этом обращали внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил. При показе игровых действий, в процессе которого учили детей правильно выполнять действия, доказывали, что в противные случаи игра не приведет к нужному результату. При подведении итогов игры подчеркивали, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Прежде чем начинать игру, вызывали у детей интерес к ней, желание играть. Это достигали, используя различные приёмы: использование загадок, сюрпризов, интригующего вопроса, напоминание об игре, в которую дети играли раньше. Правила и содержание игры объясняли предельно кратко и четко, чтобы было понятно детям. Ясности, краткости требовали и от детей: «Скажи коротко, но, чтобы тебя все поняли».
Если проводили игру с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовёт предметов), то при подведении итогов были особенно внимательными и объективными. Чтобы избежать ошибок использовали фишки, с помощью которых оценивали правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяло определить его как победителя. При проведении новой игры следили за ходом игры, выступали в качестве арбитра в конфликтных ситуациях. В конце игры обязательно оценивали, как правильные решения детьми игровых задач, так и их нравственные поступки, поведение, отмечали успехи, поддерживали тех, у кого ещё что-то не получалось.
Вводить дидактические игры в образовательный процесс в следующем порядке:
1-й блок составляли игры, позволяющие дать знания о видах спорта («Найди пару», «Спортивное домино», «Угадай вид спорта», «Разрезные картинки»);
2-й блок включал игры, направленные на знакомство детей с атрибутами спорта («Что лишнее», «Спортивное лото»).
3-й блок составляли игры, позволяющие дать знания о спортсменах («Одень спортсмена», «Назови спортсмена», «Разрезные картинки») (З.И. Нестерова).
Игры проводились в свободное от занятий время, во время приёма детей, в процессе проведения индивидуальной работы, были включены в работу во время прогулки. На основе разработанных блоков была составлена схема внесения и проведения дидактических игр по знакомству детей старшего дошкольного возраста со спортом (Приложение 2).
Первой в группу была внесена дидактическая игра «Спортивное домино». На данном этапе целью игры являлось знакомство детей с различными видами спорта, воспитание интереса к спорту. В игре могли участвовать от 3 до 6 человек. Смысл игры заключался в следующем: разложить игровые карточки так, чтобы рисунки двух рядом лежащих карточек совпали. При правильном раскладе всех карточек должна получиться «замкнутая цепь».
Одновременно с играми на знакомство старших дошкольников с различными видами спорта, мы вносили в группу игры, благодаря которым они могли знакомиться со спортивными атрибутами. Детям были предложены такие игры, как «Угадай вид спорта», «Разрезные картинки». В игре «Разрезные картинки» необходимо собрать из частей полное изображение. (В дальнейшем эта игра использовалась для знакомства дошкольников со спортсменами). Внося в группу игру «Угадай вид спорта», мы продолжали проводить уже известные детям игры («Разрезные картинки», «Спортивное домино»).
Целью игры «Угадай вид спорта» было закрепление знаний детей о видах спорта, а также знакомство дошкольников со спортивным инвентарём. Детям предлагались иллюстрации с изображением атрибута какой-либо игры, по которым они должны были определить, какой вид спорта изображен.
Продолжая знакомить детей со спортивными атрибутами, мы внесли игру «Спортивное лото». В ходе игры необходимо было закрыть клетки больших карточек, изображающих различные виды спорта, маленькими карточками с изображением спортивных атрибутов. Затем детям была предложена игра «Зимой и летом», задачей которой является закрепление знаний детей о летних и зимних видах спорта и атрибутах к ним. В процессе данной игры ведущий показывает большие карты с изображением зимы и лета, читает стихотворение, затем показывает атрибуты спорта. Играющие должны определить, в какое время года можно заниматься теми видами спорта, к которым относится данные атрибуты.
Далее была внесена дидактическая игра «Лото «Спортивные загадки» на закрепление знаний об атрибутах спорта. Играющим необходимо отгадать загадки, а затем закрывать карточками с загадками клетки отгадки на большой карте. В случае если загадки отгаданы правильно, их номера должны совпасть с номером отгадки.
Знакомство со спортсменами осуществлялось в ходе игры «Одень спортсмена». Играющему ребенку необходимо было подобрать для спортсмена соответствующую форму, выбрать атрибуты. Игру можно было проводить в соревновательной форме, что повышало интерес старших дошкольников. В качестве игр, закрепляющих знания детей о спорте, спортивных атрибутах, мы использовали не только выше перечисленные дидактические игры, но и такие как «Найди пару», «Кому что нужно».
Дидактические игры являлись основным средством развития интереса к спорту у старших дошкольников. Однако наряду с играми в процессе эксперимента были использованы такие формы работы, как рассматривание иллюстраций с изображение спортсменов, видов спорта, атрибутов, загадывание загадок о спорте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. Наиболее сложной категорией детей для форм...
Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОглавлениеВведение ……………………………………………………….……………………….31. Сущность и значение сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста ………………………………………..………………………..62. Содержание и методика формирова...
Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания лич...
Статья по ПДД "Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста"
Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста...
опыт работы «Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; ф...
Дидактические игры, как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников
Презентация, в которой представлены дидактические игры на формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов....